Островок детства: Для молодых родителей и воспитателей 2024. Выпуск 15
Муниципальное
бюджетное учреждение культуры
«Публичная
библиотека»
Новоуральского
городского округа
Центр детского чтения «Остров книжных сокровищ»
«ОСТРОВОК ДЕТСТВА»
аннотированный
список статей из периодических изданий
для молодых
родителей и воспитателей
Выпуск
№ 15.
РОДИТЕЛЯМ
НА ЗАМЕТКУ
Бойко О. Психосоматика у ребенка /
О. Бойко ; текст А. Камеева. – Текст :
электронный// Растим
детей : навигатор для современ. родителей. – URL:
https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/psixosomatika-u-rebenka (дата обращения:
29.05.2024).
«Заболел от переживаний…».
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с подобной ситуацией, когда во время
большого стресса обостряются хронические заболевания или появляются новые.
Психологическое состояние может быть причиной болезней и у детей. О том, как
распознать психосоматику, какие именно ситуации могут привести к тому или иному
диагнозу и что делать, если ребенок заболел, рассказала кандидат
психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии РостГМУ Ольга Бойко.
Если ребенок
простудился //
Здоровье. - 2024. - № 3 (803). -
С. 46-48 : фот.
Почему дети
болеют, и как им помочь быстрее поправиться.
Семененко А. Не
будь злюкой / А. Семененко ; ред. А. Каменева. – Текст : электронный// Растим
детей : навигатор для современ. родителей. – URL: https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/ne-bud-zlyukoi (дата обращения: 29.05.2024).
Гнев — это то чувство, которое мы сами обычно запрещаем себе
испытывать. И ругаем детей, если они злятся или раздражаются. Однако
большинство специалистов уверены, что любым эмоциям обязательно нужен выход,
иначе последствия могут быть непредсказуемыми. О том, как правильно злиться,
чтобы не вредить себе и окружающим, и как научить этому детей, рассказала
психолог Анна Семененко.
СмольняковаС. 5 книг об
искусстве и музеях для детей. – Текст : электронный // 7я.ру : самый семейный сайт. – URL:
https://www.7ya.ru/article/5-knig-ob-iskusstve-i-muzeyah-dlya-detej/ (дата обращения:
29.05.2024).
Многие родители задумываются о том, как заинтересовать ребенка
искусством и подготовить к походу в музей. На помощь им, а также воспитателям и
педагогам в таком случае приходят книги. Светлана Смольнякова, директор
издательства "Архипелаг" и автор телеграм-канала "Искусство,
музеи, книги" выбрала 5 книг для дошкольников и младших школьников,
которые помогут познакомить детей с искусством.
КОПИЛКА ПРОФЕССИОНАЛА
Алексеева Т.
И. Эмпирическое
исследование развития топологических пространственных представлений у старших
дошкольников // Высшее образование сегодня. - 2023. - № 6. - С. 71-76.
Обоснована
важность развития у старших дошкольников топологических пространственных
представлений, выступающих стержневым основанием общего понимания пространства.
Представлена диагностическая составляющая процесса развития у детей 5-7 лет
топологических пространственных представлений. Определены возможные уровни
развития исследуемых представлений; приведен диагностический инструментарий их
оценки. Сделан вывод о необходимости организации формирующей работы с целью
повышения у воспитанников уровня овладения топологическими пространственными
представлениями.
Арнаутова Е.
П. Психолого-педагогическая
поддержка отцовства как одной из традиционных семейных ценностей / Е. П.
Арнаутова, Е. С. Рычагова, И. Н. Воробьева // Школа будущего. - 2023. - № 4. - С. 6-19.
Эффективные
средства приобщения дошкольников и их родителей к семейным ценностям.
Бондаревская
Е. А. Роль
вышивания в развитии детей дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного
образовательного учреждения. - 2024. - №
3. - С. 6-11 : фот.
Занятия
вышивкой в детском саду.
Воробьева А.
В. Подготовка
будущих педагогов к развитию у дошкольников основ информационной культуры / А.
В. Воробьева, Г. С. Громова // Детский сад от А до Я. - 2024. - № 1. - С. 70-75.
В статье
рассказывается об актуальной проблеме в практике подготовки будущих педагогов
дошкольного образования - развитии у детей дошкольного возраста информационной
культуры.
Дыбина О. В.
Приобщение
детей к миру вещей // Педагогическое образование и наука. - 2023. - № 4. - С. 148-153.
Раскрываются
подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с предметным окружением.
Ергунова К.
В. Посуда в
нашей жизни : познават. занятие в средней группе // Воспитатель дошкольного
образовательного учреждения. - 2024. - №
3. - С. 32-36.
Систематизация
и обобщение знаний о посуде у дошкольников.
Зайцева К.
П. Цифровые
средства в речевом развитии детей дошкольного возраста // Детский сад от А до
Я. - 2024. - № 1. - С. 50-53.
В статье
рассматриваются актуальные вопросы использования цифровых ресурсов в
образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Калинина В. В. Литературное
кафе как форма культурной практики, воспитывающей у подрастающего поколения
любовь к чтению и узнаванию иллюстраций / В. В. Калинина, А. А. Назаркина //
Детский сад от А до Я. - 2024. - № 1.
- С. 40-49.
Рассматривается
деятельность литературного кафе для детей как формы реализации творческого
потенциала детей в детском саду.
Кондрашова Н. В. Основные направления и формы повышения педагогической
культуры родителей дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2024. - № 1. - С. 56-61.
В статье
рассматриваются основные формы и направления педагогического просвещения
родителей детей дошкольного возраста.
Логвинова М.
А. Педагогическое
руководство сюжетно-ролевой игрой детей с ОВЗ как условие для формирования у
дошкольников начал социальной активности — социальных чувств и личностных
качеств / М. А. Логвинова, М. А. Таран, И. А. Камкина // Образование в
современной школе. - 2023. - № 11/12.
- С. 20-23.
О
педагогическом руководстве игровой деятельностью детей с ОВЗ для достижения
целей социальной реабилитации, выявления навыков социального взаимодействия,
особенностей межличностного общения, социального поведения.
Макарова Л. Уроки литературы в решении задач
развития речи // Поем, танцуем и рисуем. - 2024. - № 3. - С. 2-6.
Речевое развитие дошкольников - важнейшая из образовательных областей.
Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений,
художественно-эстетическое - без художественных образов, стихов, литературных
текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области
звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных
задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном
формировании личности.
Микляева Н.
В. Использование
приемов языковой игры для развития чувства языка у детей дошкольного возраста
// Детский сад от А до Я. - 2024. - № 1.
- С. 21-28.
В статье
обобщаются подходы к пониманию и развитию чувства языка у детей дошкольного
возраста.
Микляева Н.
В. "Падежные
истории": особенности разработки демонстрационного материала и методики
формирования предложно-падежных обобщений у дошкольников // Детский сад от А до
Я. - 2024. - № 1. - С. 4-14.
Изложены
методика и приемы коррекционной работы с нормальным и нарушенным речевым
развитием в области формирования предложно-падежных обобщений.
Мишакова И. А. Экологическая акция "Стой! Батарейка" / И. А.
Мишакова, М. В. Покровская // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения. - 2024. - № 2. - С.
26-28 : фот.
Экологическая
акция для дошкольников, посвященная батарейкам.
Павлова Л.
И. Применение
видеофильмов для развития математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. - 2023. - № 4. - С. 96-102.
Представлена
роль использования аудиовизуальных средств в дошкольном образовании и формировании
математических представлений у детей дошкольного возраста.
Рачковская
Н. А. Дистанционная
технология в подготовке воспитателя к эстетическому развитию детей дошкольного
возраста / Н. А. Рачковская, Л. Н. Комиссарова, И. Н. Куланина // Педагогическое
образование и наука. - 2023. - № 4.
- С. 83-89.
Представлено
использование технологии дистанционного обучения как направление модернизации
системы педагогического образования. Выявлены проблемы и перспективы
использования дистанционного обучения в профессиональной подготовке воспитателя
к эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Рыбакова Е. Г. Развитие пластического творчества у детей старшего
дошкольного возраста через использование нетрадиционной изобразительной техники
пластилинография // Образование в современной школе. - 2023. - № 11/12. - С. 18-20.
Одной из
значимых тенденций в области художественно-эстетического развития дошкольников
является использование разнообразных изобразительных техник. В современном
дошкольном образовании широко применяют нетрадиционные изобразительные техники.
Одной из таких изобразительных техник, которая все чаще используется в
дошкольных организациях для развития пластического творчества дошкольников,
является пластилинография. Пластилинография — это создание плоскостного или
рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по
поверхности.
Стоян Т. М. Педагогический проект "В садик
с радостью" // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -
2024. - № 2. - С. 18-25.
Мероприятия
по повышению посещаемости дошкольниками детского сада.
Черемнова Е. М. Родительское собрание "Семья - за детство без
опасности!", или "Яркая мода для пешехода" // Воспитатель
дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 2. - С. 76-85 : фот.
Работа
воспитателя с родителями дошкольников по правилам безопасного поведения
пешеходов на дороге.
Чугайнова О.
Г. Готовность
педагогов к социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста / О.
Г. Чугайнова, М. Ю. Парамонова, Т. А. Семенова // Педагогическое образование и
наука. - 2023. - № 4. - С.
66-70.
Статья
раскрывает задачи и содержание работы по социально-коммуникативному развитию
детей дошкольного возраста.
Чуркина И. А. Путешествие
на математическом самолете : познавательное занятие в средней группе //
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 3. - С. 41-44 : фот. - Библиогр.: с.
44 (3 назв.).
Формирование
элементарных математических представлений у дошкольников в детском саду.
Яшина В. И. Преемственность в обучении родному языку детей дошкольного
возраста и учащихся первых классов / В. И. Яшина, О. В. Романова //
Педагогическое образование и наука. - 2023. - № 4. - С. 89-95.
Рассматриваются
принцип преемственности, его функции и роль в развитии речи и обучении родному
языку детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.
Сценарии, конспекты занятий, игры
Бажеева В.
В. Выпускной
праздник "Петровский бал" / В. В. Бажеева, Е. А. Фирер // Воспитатель
дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 3. - С. 60-68.
Сценарий
костюмированного выпускного для старших дошкольников в детском саду.
Дергунова И.
И. Математический
турнир : для детей подготовит. к шк. группы и родителей / И. И. Дергунова, А.
Н. Арифулина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 2. - С. 62-66.
Сценарий
математического турнира для старших дошкольников и их родителей.
Журило Н. С. "История шоколадки" :
квест-игра "Что? Где? Когда?" в подготовит. группе компенсирующей
направленности // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2024.
- № 2. - С. 51-60.
Сценарий
квест-игры для дошкольников.
Интегрированное
занятие "Насекомыепустыни Сахара" / В. С.
Макарова, Т. А. Автомонова, Т. Н. Пылева, Г. М. Кравченко // Воспитатель
дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 3. - С. 22-30.
Знакомство
дошкольников с насекомыми пустыни Сахара.
Клепко А. К. Познавательно-исследовательская
деятельность "Природа - наш дом" / А. К. Клепко, Н. Н. Родина //
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 3. - С. 15-21.
Интегрированное
занятие для дошкольников по знакомству с окружающим миром.
Логвиненко Ю. Происшествие в городе Гав-Гав // Сценарии и репертуар. -
2023. - № 1. - С. 17-24.
Сценарий мюзикла для дошкольников и учеников младших классов.
Риммер Т. А. Квест-игра "Путешествие в
страну чувств и эмоций" : занятие по социально-коммуникатив. развитию //
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 2. - С. 86-91.
Занятие для
дошкольников, посвященное чувствам и эмоциям, правилам общения.
Семенова Н.
В. Игровое
познавательное занятие "Как Ваня чистым стал" : игры для детей 4-7
лет // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 3. - С. 55-59 : ил.
Игровое
занятие по приобщению дошкольников к порядку и чистоте.
Сизенко О. М. Цветик-семицветик : праздник к 8 Марта в ст. группе / О.
М. Сизенко, Г. В. Матвеева // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения. - 2024. - № 3. - С.
68-76.
Сценарий
утренника, посвященного 8 Марта.
Старина Е.
В. Сценарий
театральной постановки по мотивам сказки А. П. Гайдара "Про военную тайну,
Мальчиша Кибальчиша и его твердое слово" / Е. В. Старина, Ю. В. Ахтырская
// Детский сад будущего - галерея творческих проектов. - 2024. - № 1 (98). - С. 27-32 : фот.
Сценарий
праздника ко Дню Победы с театральной постановкой сказки о Мальчише Кибальчише
в стихотворной форме.
Сценарий
совместного с родителями физкультурного досуга
детей средней группы по сказке "Теремок" / С. В. Гусева, Э. А. Севкаева, В.
В. Сидорова, Е. И. Желтоножская // Образование в современной школе. - 2023. - № 11/12. - С. 23-26.
В работе дошкольного
образовательного учреждения с семьёй совместный спортивный досуг родителей и
детей укрепляет духовное и физическое здоровье ребёнка, расширяет кругозор у
детей, формирует уверенность в общении с взрослыми и лёгкость в общении со
сверстниками. Досуг — важнейшее средство социализации и индивидуализации
личности. Представлен сценарий совместного с родителями физкультурного досуга
детей средней группы по сказке "Теремок".
Цветкова Е. С. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим
миром "Веселые матрешки" : для детей второй мл. группы // Воспитатель
дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 3. - С. 11-14.
Знакомство
дошкольников с матрешкой.
МУЗЫКАЛЬНОМУ
РУКОВОДИТЕЛЮ
Жукова Г. Е.
Развитие
творческой активности детей дошкольного возраста в музыкально-ритмической
деятельности на основе полихудожественного подхода / Г. Е. Жукова, С. А.
Поликанова, В. Н. Суворова // Педагогическое образование и наука. - 2023. - № 4. - С. 108-113.
Рассмотрено
использование полихудожественного подхода для развития творческой активности
детей дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности.
Левина Л. А. Знакомим детей с музыкальными
инструментами - гармонью, баяном, аккордеоном // Воспитатель дошкольного
образовательного учреждения. - 2024. - №
3. - С. 85-90 : ил., фот.
Занятие по
знакомству дошкольников с музыкальными инструментами.
Левина Л. А. Знакомим детей с русским народным
инструментом балалайкой : для детей дошк. и мл. шк. возраста // Воспитатель
дошкольного образовательного учреждения. - 2024. - № 2. - С. 67-75 : ил., фот.
Знакомство
детей с народным музыкальным инструментом балалайкой.
Перепелица
В. Музыкальный
сказочник Римский-Корсаков : урок музык. культуры с элементами театрализ. для
учащихся мл. кл. // Поем, танцуем и рисуем. - 2024. - № 3. - С. 29-35 : ил.