Островок детства: Для молодых родителей и воспитателей 2021. Выпуск 20-21
Муниципальное
бюджетное учреждение культуры
«Публичная
библиотека»
Новоуральского
городского округа
Отдел
интеллектуального отдыха
«ОСТРОВОК ДЕТСТВА»
аннотированный
список статей из периодических изданий
для методистов,
воспитателей
и молодых
родителей
Выпуск
№ 20-21 .
КОПИЛКА ПРОФЕССИОНАЛА
Акинкина Я. Как в летней группе развивать у детей навыки заботы о
младших. Готовый алгоритм // Справочник педагога-психолога. Детский сад. -
2021. - № 6. - С. 76-79.
Предлагается
алгоритм развития навыков заботы старших воспитанников о младших, чтобы
облегчить поведенческие сложности у обеих групп детей.
Асанбаева З.
Ж. Развитие
познавательной самостоятельности старшего дошкольника средствами
кейс-технологий как условие его успешной социализации // Дошкольник. Методика и
практика воспитания и обучения. - 2021. - № 3. - С. 61-66.
В статье
раскрыты современные подходы к понятию "познавательная
самостоятельность" и определены основные компоненты формирования познавательной
самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Белошистая
А. В.
Поисково-исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи //
Дошкольное воспитание. - 2021. - № 5.
- С. 32-42 : ил.
В данной
статье рассмотрен нетрадиционный методический подход к организации
поисково-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях по развитию
речи на основе использования поисково-исследовательских заданий вербального
характера и моделирования вербальных структур.
Березина Т.
А.
Педагогическая поддержка родителей как условие речевой социализации
современного дошкольника / Т. А. Березина, О. Н. Сомкова // Дошкольник.
Методика и практика воспитания и обучения. - 2021. - № 3. - С. 19-27.
Статья посвящена
вопросам участия педагогов и родителей в речевой социализации дошкольников.
Бучкова А.
И. Сложные
ситуации в вопросах и ответах. Эмоциональный интеллект // Дошкольное
воспитание. - 2021. - № 5. - С.
73-78 : ил.
Автор статьи
продолжает тему развития эмоциональной сферы ребенка. В статье даются ответы на
вопросы читателей и психотерапевтическая сказка о знакомстве с чувствами
отвращения и брезгливости.
Глушкова Г. В. "Проверим сказку былью" : для детей 6-8 лет /
Г. В. Глушкова, Т. Ю. Чижова // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 5. - С. 16-21 : ил.
В статье
описано мероприятие, в ходе которого дети учатся находить связь между реальными
и сказочными объектами и их свойствами; анализировать, при каких условиях
вымышленные фантастические события могут стать реальными; находить необходимую
информацию при помощи учебно-методического комплекса "Школа профессора
Дроздова".
Демидова Н.
И. Детская
субкультура как фактор формирования социального опыта дошкольников //
Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2021. - № 3. - С. 73-78.
В статье
рассматриваются особенности детской субкультуры, влияющие на формирование
социального опыта дошкольников.
Клопотова Е.
Е. Контрольная
8. Воображение / Е. Е. Клопотова, И. А. Самкова // Дошкольное воспитание. -
2021. - № 5. - С. 88-93.
Статья
представляет собой контрольную работу № 8 в рамках конкурса "Всероссийская
контрольная по психологии для воспитателей". Тема контрольной работы -
воображение. В психологии воображение рассматривается как психический
познавательный процесс, направленный на построение нового образа.
Клопотова Е.
Е. Контрольная
7. Произвольность / Е. Е. Клопотова, Е. К. Ягловская // Дошкольное воспитание.
- 2021. - № 5. - С. 85-87.
Статья
представляет собой контрольную работу № 7 в рамках конкурса "Всероссийская
контрольная по психологии для воспитателей". Тема контрольной работы -
произвольность. Дошкольное детство является важным периодом для произвольного
поведения, которое рассматривается как одно из его основных новообразований.
Лазебная Е.
И.
Детско-родительский проект по финансовой грамотности : для детей 6-8 лет //
Дошкольное воспитание. - 2021. - № 5.
- С. 65-72 : ил.
В статье
описан детско-родительский проект, направленный на формирование у дошкольников
основ финансовой грамотности в процессе активного включения родителей в
образовательный процесс.
Лукоянова И. В. Обучение дошкольников игре в шахматы / И. В. Лукоянова,
Н. Ю. Косарева, Т. В. Смирнова // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения. - 2021. - № 5. - С.
64-69 : 2 фот.
Приводится
опыт педагогов по обучению дошкольников игре в шахматы, способствующий
умственному развитию, формированию умений логически мыслить, запоминать
информацию, сравнивать, а также пространственного изображения и памяти.
Мартынова О.
С. Беседа с
родителями о безопасном использовании детьми интернета // Нарконет. - 2021. - № 4. - С. 4-6 : ил.
Беседа с
родителями о правилах пользования интернетом, позволяющих обеспечить
безопасность ребенка.
Микляева Н.
В. "Живые
задачки" в обучении дошкольников математике / Н. В. Микляева, И. С.
Мурылева // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 5. - С. 7-15 : ил.
Авторы
статьи знакомят детей с алгоритмом решения математических задач, подчеркивается
значение числовых данных и их количество в задачах.
Мухина Л. А. Патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста в современных социокультурных условиях // Дополнительное
образование и воспитание. - 2021. - № 5.
- С. 26-28.
Автор
размышляет о патриотическом воспитании дошкольников, делится опытом работы в
данном направлении Школы раннего развития "Росток" учреждения
дополнительного образования.
Николаева С. Н. Эколого-техническое воспитание дошкольников на
естественно-научной основе // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 5. - С. 22-31 : ил.
Статья
посвящена знакомству дошкольников с водой на планете и в жизни человека,
изучению свойств воды, передвижению человека и животных по воде.
Новик Н. Н. Формирование "мягких"
умений у будущих педагогов дошкольных организаций // Дошкольник. Методика и
практика воспитания и обучения. - 2021. - № 3. - С. 51-56.
В ходе
диагностических мероприятий выделен набор ключевых "мягких" умений с
позиций педагогов и руководителей дошкольных организаций, дана их сравнительная
характеристика, выявлены проблемы самооценки у воспитателей.
Ответы на
вопросыпервого этапа конкурса (контрольные № 1-4)
// Дошкольное воспитание. - 2021. - № 5.
- С. 94-96.
Статья представляет
собой ответы на контрольные работы № 1-4 в рамках конкурса "Всероссийская
контрольная по психологии для воспитателей".
Павлова Н.
П. Состояние
работы воспитателей по формированию коммуникативной компетентности у старших
дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2021.
- № 3. - С. 43-50.
Статья
посвящена анализу формирования коммуникативной компетентности старших
дошкольников и выявлению состояния работы воспитателей по этой проблематике.
Родионова Ю.
Н. Развитие
фонетико-фонологического компонента языковой способности у детей 6-7 лет в
условиях дошкольной организации // Дошкольник. Методика и практика воспитания и
обучения. - 2021. - № 3. - С.
28-34.
В статье
рассматривается сущностная характеристика языковой способности с позиции
различных подходов к ее анализу, раскрываются особенности развития
фонетико-фонологического компонента языковой способности у детей 6-7 лет.
Рыжова Н. А. Социализация дошкольников в
процессе экологического образования // Дошкольник. Методика и практика
воспитания и обучения. - 2021. - № 3.
- С. 11-18.
В статье
рассматриваются различные аспекты социализации дошкольников в процессе
экологического образования как части современного образования для устойчивого
развития.
Тимофеева Л.
От чего надо
защищать детей: три шага, чтобы рассказать родителям про информационную
безопасность // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2021.
- № 6. - С. 46-51.
Чтобы
привлечь родителей к контролю за информационной безопасностью детей, важно
выстроить работу с ними пошагово: мотивировать, дать нужные знания и обучить
инструментам контроля.
Трифонова Е. В. Взаимодействие педагогов с семьей. Традиции и
современность / Е. В. Трифонова, Н. А. Миронова // Дошкольная педагогика. -
2020. - № 7. - С. 64-67.
Рассматриваются
разнообразные формы взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном
образовательном учреждении.
Щербак А. П.
Энциклопедия
физической культуры ребенка. Контрольные испытания // Дошкольное воспитание. -
2021. - № 5. - С. 59-64 : ил.
Статья
посвящена контрольным испытаниям как одному из методов педагогической
диагностики детей дошкольного возраста. Описаны контрольные упражнения, которые
могут быть использованы для диагностики двигательных способностей. Представлен
пример математико-статистической обработки результатов испытаний на
достоверность эффективности занятий физкультурой.
ДЛЯ
СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
Анкета для
родителей,которая поможет выяснить их отношение к
опасной для детей информации // Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения. - 2021. - № 6. - С.
52-57.
Анкетирование
поможет собрать сведения и подготовиться к встрече с родителями на тему
информационной безопасности. Приведен образец анкеты.
Гачевская Н. Как подружить дошкольников летом в дежурной группе.
Тематический план // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -
2021. - № 6. - С. 66-73 : 3 фот.
Предложен
тематический план игровых занятий, которые помогут сформировать коммуникативные
навыки у детей в дежурной группе.
Матвеева Л. Утренний
фильтр, закаливание и еще одиннадцать вопросов на контроле в циклограмме июня
// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2021. - № 6. - С. 22-33.
Приведена
готовая циклограмма контроля на июнь.
Сценарии,
конспекты занятий, игры
Афанасьева Е. Е. Путешествие в Космический зоопарк : познават. занятие в
подгот. к шк. группе // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -
2021. - № 5. - С. 32-36.
Приведено
занятие для воспитанников подготовительной к школе группы с использованием
развивающих игр В. В. Воскобовича, направленное на развитие математических
представлений.
Жарикова Н. Набор конспектов для программы
"Игрушки" к новому учебному году: занятия 4, 5, 6 // Справочник
педагога-психолога. Детский сад. - 2021. - № 6. - С. 66-75.
Продолжается
серия конспектов для авторской программы по адаптации воспитанников к детскому
саду.
Жагарина М. Новый мастер-класс по
сказкотерапии для педагогов "По тропинкам сказок" // Справочник
педагога-психолога. Детский сад. - 2021. - № 6. - С. 35-46.
Мастер-класс
по готовому сценарию о том, как использовать техники сказкотерапии с детьми.
ЖелторыловаМ.
Игровое занятие по пожарной безопасности «Знай,
помни, соблюдай». – Текст : электронный //
Маам.ru
: международ. образоват. портал. – URL:https://www.maam.ru/detskijsad/igrovoe-zanjatie-po-pozharnoi-bezopasnosti-znai-pomni-soblyudai.html
(дата обращения: 08.07.2021).
Целью данного занятия является закрепление
знаний о правилах пожарной безопасности, правилах поведения при пожаре.
Кошки-акробатки // Веселый затейник. - 2021. - № 6. - С. 11 : ил.
Описывается поэтапная технология создания поделки.
Кремлякова
А. Как
провести профилактику вербальной и невербальной аутоагрессии у детей. Готовый
сценарий // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2021. - № 6. - С. 22-34.
Представлено
тренинговое занятия, которое поможет провести профилактику случаев, когда
ребенок ругает и обвиняет себя в чем-то, причиняет себе физический вред.
Кузнецова Н.
Н. День
чувашских сказок : для детей 5-8 лет / Н. Н. Кузнецова, А. К. Ксенофонтова //
Дошкольное воспитание. - 2021. - № 5.
- С. 50-58 : ил.
Представлено
мероприятие для дошкольников, направленное на формирование интереса к устному
народному творчеству - чувашским сказкам. В приложении даны тексты чувашских
народных сказок.
Левшина Н.
И.
Литературно-речевое развитие дошкольников / Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, С.
Н. Юревич // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 5. - С. 43-49 : ил.
Представлены
конспекты литературно-речевых игровых образовательных ситуаций для младшей и
средней возрастных групп.
Лопатина Л. Бременские музыканты / Л. Лопатина, В. Виноградова //
Сценарии и репертуар. - 2021. - № 7.
- С. 2-12.
Сценарий
игровой программы по мотивам сказки "Бременские музыканты".