Островок детства: Для молодых родителей и воспитателей 2014. Выпуск 30-31
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Публичная библиотека»
Новоуральского городского округа
Отдел интеллектуального отдыха
«ОСТРОВОК ДЕТСТВА»
аннотированный список статей из периодических изданий
для молодых родителей и воспитателей
Выпуск № 30-31.
РУКОВОДИТЕЛЮДОШКОЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ
Российская Федерация. Правительство. О лицензировании образовательной деятельности : постановление Правительства РФ от 28 октября 2013, № 966 // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 46-60. - Прил.*
Российская Федерация. Министерство образования и науки. Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования : от 28 февраля 2014 , № 08-249 // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 60-74. - Прил.*
Российская Федерация. Министерство образования и науки. О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : письмо Минобрнауки РФ от 10 января 2014, № 08-10 // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 74-89. - Прил.*
***
Бережнова О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения / О. В. Бережнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 32-40.*
Сопоставление представленных в ФГТ и ФГОС ДО задач и принципов дошкольного образования, проблемы и пути их решения.
Богославец Л. Г. Формула аксиологической культуры : (творческая мастерская для руководителей) / Л. Г. Богославец // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 112-117.*
Личностно-профессиональное развитие специалистов ДОО на основе аксиологического подхода.
Карелина Е. В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей / Е. В. Карелина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 107-111.*
Совершенствование форм работы воспитателей ДОУ по развитию коммуникативно-речевых умений обеспечивает эффективность общения педагогов с детьми, родителями и коллегами.
Комментарии к Федеральномугосударственному образовательному стандарту дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 8-16.*
Настоящие комментарии разработаны на основе вопросов, возникающих у руководителей и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют государственное управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций. реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Макарова Л. В. Новые СанПиН для дошкольных организаций / Л. В. Макарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 18-31.*
Изменения в санитарных правилах, нормах и гигиенических нормативах для детских садов.
Мартынова Л. Н. Деятельность службы методической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций в эстетическом воспитании детей / Л. Н. Мартынова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6 (147). - С. 154-157.*
Деятельность методической службы помощи педагогам дошкольных учреждений по организации эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Николаева С. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : статья вторая / С. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 17-21. - Продолж. Начало : №
5.*
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует воспитателей на понимание уникальности и сохранение самоценности дошкольного детства, заботу о здоровье и всестороннем развитии ребенка в этот период. Экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы детского сада может осуществляться через основную или парциальную
программу.
Погодаева М. В. Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении / М. В. Погодаева, О. В. Норкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6 (147). - С. 92-96 : табл.*
Анализ программы создания психологически безопасной среды на начальном этапе пребывания детей в дошкольном учреждении.
Тумашева О. В. Модель формирования информационной компетентности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения / О. В. Тумашева, И. В. Турова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6 (147). - С. 85-91 : рис.*
Принципы организации процесса формирования информационной компетентности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения и условия их реализации.
Фадеева Е. И. Эмоциональная компетентность - условие сохранения психологического здоровья педагогов / Е. И. Фадеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 41-45.*
Развитие умения распознавать, понимать и управлять эмоциями и чувствами способствует укреплению здоровья человека.
КОПИЛКАПРОФЕССИОНАЛА
Берсенева З. В. Педагогические возможности народной игры / З. В. Берсенева // Детство. Отрочество. Юность. - 2014. - № 5/6. - С. 20-24.*
О педагогических возможностях детских традиционных русских народных игр.
Богомолова М. И. Ознакомление старших дошкольников с астрономическими объектами и явлениями : [опыт работы детского сада № 124 "Планета детства" г. Ульяновска] / М. И. Богомолова, О. Ю. Полякова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 90-97.*
Формирование элементарных астрономических представлений в ДОУ.
Большакова Л. И. Воспитание у детей любви к родному краю / Л. И. Большакова // Детство. Отрочество. Юность. - 2014. - № 5/6. - С. 1-6.*
О программе экологического воспитания дошкольников "Мой край родной", которая включает в себя такие направления, как ознакомление с окружающим миром, краеведение Урала, экологическое и этическое воспитание.
Бондюгова М. И. Творчество при изучении правил дорожного движения / М. И. Бондюгова // Детство. Отрочество. Юность. - 2014. - № 5/6. - С. 7-11.*
О работе в детском саду по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Гизлер Т. А. "Я учусь владеть собой" : коррекционно-развивающие занятия. Игры. Творческие задания / Т. А. Гизлер // Детство. Отрочество. Юность. - 2014. - № 5/6. - С. 47-77.*
О комплексной коррекционной работе по оказанию помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Гризик Т. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы : методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. Статья третья / Т. Гризик, Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 62-67 : рис.*
В статье авторы останавливаются на специфике использования набора DUPLO "Дочки-матери" как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы.
Ежкова Н. Поликультурное образование дошкольников / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 22-26.*
Поликультурное образование, как одно из направлений работы дошкольных образовательных учреждений, рассматривается в статье с разных позиций: в качестве концептуально-металогической основы содержания обучения и воспитания детей, подхода к организации образовательного процесса, важной составляющей педагогической деятельности.
Иваненко М. А. Развитие творческих способностей у детей / М. А. Иваненко // Детство. Отрочество. Юность. - 2014. - № 5/6. - С. 32-36.*
О развитии творческих способностей детей раннего возраста.
Иванова О. Организация музея в ДОО / О. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 106-110 : фот.*
В статье представлены теоретические материалы и практические рекомендации по организации музея в дошкольной образовательной организации. Статья предназначена методистам и воспитателям ДОО.
Калмыкова Е. Б. Театрализация как средство коррекции стертой формы дизартрии у дошкольников / Е. Б. Калмыкова // Детство. Отрочество. Юность. - 2014. - № 5/6. - С. 36-41.*
О роли театрализованных игр в системе коррекционного воздействия на стертую форму дизартрии у дошкольников.
Князев Е. Владимир Бехтерев: создание института человека / Е. Князев // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 111-119.*
В статье представлена биография выдающегося русского ученого, невропатолога, психиатра, организатора науки В. М. Бехтерева, который был еще и педагогом, и деятелем образования.
Коллективная изобразительная деятельностьпри подготовке спектаклей // Детство. Отрочество. Юность. - 2014. - № 5/6. - С. 15-20 : рис.*
О коллективной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке кукольного спектакля по пьесе С. Я. Маршака "Кошкин дом".
Колесникова Е. Педагоги дошкольного образования: восприятие репутации в СМИ / Е. Колесникова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №6. - С. 75-83.*
Статья посвящена анализу символического капитала педагогов дошкольного образования как составной части профессиональных статусных показателей. Профессиональная группа рассмотрена как корпоративный автор, а СМИ - как ресурс формирования общественной репутации. Представлены краткие результаты исследования оценки педагогами значимости медийного образа для функционирования и развития
профессиональной группы и удовлетворенности им как фактором влияния на ее престиж.
Кочикова Е. Н. Роль логоритмических упражнений в работе с дошкольниками и первоклассниками в условиях интегрированного образования / Е. Н. Кочикова, Е. Н. Мартынова // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 31-37.*
Авторы обосновывают необходимость использования элементов логопедической ритмики в процессе формирования предпосылок к овладению чтением и письмом как у детей с речевой патологией, так и у детей с нормальным речевым развитием. Предлагается комплекс упражнений на координацию речи и движений.
Курочкина И. Этикет в формировании личностной успешности ребенка / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 27-31.*
Одна из ведущих задач педагога - воспитать в ребенке готовность к успеху, способность к успешной деятельности, успешному общению и к отношениям, которые этому способствуют. По мнению автора статьи, обучение правилам этикета вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует формированию успешной личности.
Лебедева К. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода / К. Лебедева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 84-93.*
В статье рассматривается вопрос педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста: сущность, структура в контексте личностного подхода, а также методики ее измерения. Представлены пять методик, каждая из которых соотнесена со структурными компонентами и педагогической компетентностью родителей дошкольника.
Неустроева Е. Особенности решения дошкольниками творческих задач в выразительной пластике (лепка) / Е. Неустроева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 94-103 : фот.*
В статье представлена авторская методика "выразительная пластика" (лепка), направленная на развитие познавательных и творческих способностей дошкольников через опосредование графическими моделями и авторским символом решения открытых творческих задач.
Сидякина Л. Жизнь в радостных тонах : благоустройство участков ДОО / Л. Сидякина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 69-71 : фот.*
Автор делится материалами проекта благоустройства участка для прогулок в обычном детском саду.
Тихонова С. В. Почитай мне книжку на ночь / С. В. Тихонова // Образование в современной школе. - 2014. - № 6. - С. 24-26.*
Проанализирована проблема отношения современных детей к чтению. Отмечена роль сказок в познавательной и творческой деятельности детей.
Уральская Е. М. Опыт развития художественно-творческих способностей и личностных качеств детей дошкольного возраста в условиях создания художественного образа на основе интеграции различных видов искусств / Е. М. Уральская // Детство. Отрочество. Юность. - 2014. - № 5/6. - С. 24-26.*
Об опыте развития художественно-творческих способностей и личностных качеств дошкольников через тематическое погружение для формирования художественного образа.
Сценарии,конспектызанятий,игры
Баряева Л. Б. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи / Л. Б. Баряева, Н. В. Миккоева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6 (147). - С. 163-166 : рис.*
Технология формирования познавательной активности и развития языковой интуиции, которая представлена развивающими играми с детьми с нарушением речи.
Голубова Г. Здравствуй, лето! : один день из жизни детей подготовительной к школе группы на подмосковной даче / Г. Голубова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 121-124.*
Сценарий праздника, посвященного лету.
Горько Т. Укрепляем здоровье детей : фоторепортаж "Оранжевое лето" / Т. Горько, М. Рязанова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 72-74 : фот.*
О различных формах работы в летнее время, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Журавлева И. Паучок: слушаем сказку, рисуем / И. Журавлева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 39-41 : фот.*
Автор представляет сценарий занятия, цель которого вызвать интерес к окружающему миру, на примере сказки знакомить с особенностями строения и поведения паука.
Зырянова В. Путешествие по родной сторонушке : для старших дошкольников / В. Зырянова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 32-34 : фот.*
Представлен сценарий мероприятия в формате путешествия, цель которого заложить основы формирования гражданских и патриотических чувств, любовь к малой Родине.
Николенко М. Приключения в Чудесном лесу : летний праздник для детей средней группы и их родителей / М. Николенко // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 125-128 : рис.*
Представлен сценарий летнего праздника.
Теплюк С. Материнская любовь / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 50-56 : рис.*
О великом даре человечества - материнской любви - из века в век слагались былины, сказы, напевы. Этой благодатной теме и сейчас посвящают свои произведения поэты, писатели, композиторы, художники. В статье автор размышляет о чувствах матери и зарождении материнской любви.
Физические упражнения сдетьми дошкольного возраста : по материалам популярных медицинских источников // Детство. Отрочество. Юность. - 2014. - № 5/6. - С. 12-15 : рис.*
О физических упражнениях для детей дошкольного возраста в виде имитационных игр, в которых ребенок воспроизводит по указанию взрослого знакомые ему образы.
Чебуркова Н. К. Формирование фонематического восприятия у дошкольников : (консультация для воспитателей) / Н. К. Чебуркова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 5. - С. 98-106.*
Игры для развития слухового восприятия и речи в детском саду.
Якубович Н. Знатоки профессий железнодорожного транспорта : игра для старших дошкольников с использованием ресурсов интерактивной доски / Н. Якубович, С. Мишкурова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 35-38 : фот.*
Авторы представляют сценарий тематического игрового занятия с использованием интерактивной доски.
ОСОБЫЕДЕТИ
Бусс О. В. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в группе дневного пребывания "Ступени" / О. В. Бусс // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2014. - № 1. - С. 17-22.*
Представлена программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Щепилова Е. Формирование двигательных навыков у детей раннего возраста со сложными двигательными нарушениями / Е. Щепилова, А. Беркун // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 57-61 : фот.*
В последнее время встречаются все больше семей, воспитывающих детей со сложной структурой дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения развития. Организация новых вариативных форм дошкольного образования, таких как "Леготека" и "Служба ранней помощи", позволяет родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья
налаживать общение с социумом, становиться активным участником воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений.
Как свести к минимуму детские проблемы во время путешествий.
Белякова М. На все 4 стороны / Маруся Белякова // Крестьянка. - 2014. - № 6. - С. 64-65 : цв. фот.*
История о том, почему путешествовать с детьми не так страшно, как кажется. Дан рецепт приготовления вкусного мороженого с клубникой.
ЧТЕНИЕСУВЛЕЧЕНИЕМ
Скрыпник Л. Бульварное кольцо / Л. Скрыпник // Настя и Никита. - 2014. - № 125. - С. 3-24 : ил.
Незабываемая прогулка по живописному московскому Бульварному кольцу ждет читателей этой книги. Вы познакомитесь с особенностями, историей, легендами и традициями десяти знаменитых бульваров. Привычные городские пейзажи обретают исторический объем, раскрывают свою биографию и становятся еще дороже.
Ткаченко А. Циолковский. Путь к звездам / А. Ткаченко // Настя и Никита. - 2014. - № 126. - С. 3-24 : ил.
Кем был Константин Эдуардович Циолковский? Скромным учителем из Калуги, который смешил окружающих своими чудачествами, любил ездить на коньках с помощью зонта, стриг у себя на крыльце ребятишек со всей улицы и запускал для них воздушных змеев? Это все так, но главное - он был гениальным ученым. Более ста лет назад он придумал ракету, которая открыла людям путь к звездам.
Маленькимпочемучкам
Замок Нойшванштайн // Приключения Скуби-Ду. - 2014. - № 13. - С. 31 : фот.