Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпиши себе успех. Деловое письмо по сути, а не по правилам. Нетушки и фигушки. Фишки и штучки для писем-отказов


НОВОСТИ - говорим "нет" и пишем книги | ПОЛЕЗНОСТИ - "нетушки" и "фигушки" | КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ - проверка грамотности на радио

Новости

В этом выпуске у нас целая коллекция новостей.

Во-первых, 8 апреля в 19:00 состоится мой живой бесплатный мастер-класс как раз про «нетушки» и «фигушки». То есть про то, как писать сложные, неприятные письма – отказывать, предъявлять претензии, объявлять выговоры, признаваться в собственных ошибках. Мастер-класс состоится на территории Президентской бизнес-школы. Там же можно будет купить мою книгу – и конечно же получить автограф. Запись на мастер-класс здесь.

Во-вторых, 19 апреля начинается веб-тренинг для тех, кто хочет «застолбить» за собой звание гуру. Для тех, кто знает и умеет больше других, готов на этом зарабатывать, и хочет укрепить свои позиции, написав и издав КНИГУ.

Книга все меняем самым удивительным образом. На вас словно появляется штамп «настоящий». «Большие» журналы, газеты, телеканалы (и главное, большие клиенты!) вдруг начинают вас замечать – и хотеть! Конкуренты начинают считаться. Вопросы «А с чего это ему надо столько платить?» исчезают как класс. Вы выходите на новый уровень раскрутки – причем без каких-то нечеловеческих усилий.

Книга пишется по понятной технологии, практически на раз-два-три – эту технологию мы и будем изучать на веб-тренинге «Мы не читатели, мы… писатели. Как написать и раскрутить книгу». Записаться на тренинг можно здесь. И хорошая новость для тех, кто уже был на моих платных тренингах. Вам причитается скидка в 15% от стоимости  тренинга. Чтобы ее получить, нужно написать мне и сообщить, на каком именно тренинге вы были. А я вышлю вам кодовое слово.

Полезности

А теперь, собственно, об отказах. Недавно на просторах Интернет я наткнулась на сайт семьи Жучковых - а в нем на впечатляющий образец отказа.

В старину в Пекине выходила газета “Цзин-Пао”. В ее редакции существовал следующий бланк для возвращения авторам не принятых к публикации рукописей:

“Преславный брат солнца и луны! Раб твой распростерт у твоих ног. Я целую землю перед тобой и молю разрешить мне говорить и жить. Твоя уважаемая рукопись удостоила нас своего просвещенного лицезрения, и мы с восторгом прочли ее. Клянусь останками своих предков, что я никогда не читал ничего столь возвышенного! Со страхом и трепетом отсылаю ее назад.
Если бы я дерзнул напечатать это сокровище, то император повелел бы, чтобы оно всегда служило образцом и чтобы я никогда не смел печатать ничего, что было бы ниже его.

При моей литературной опытности я знаю, что такие жемчужины попадаются раз в десять тысяч лет, и поэтому лишь возвращаю его тебе. Молю тебя: прости меня.

Склоняюсь к твоим ногам. Слуга твоего слуги - редактор (подпись)”.

Этот текст напомнил мне о том, что отказы нам приходится писать часто, и далеко не все полезные для них приемы мы с вами рассмотрели. А потому я решила посвятить сегодняшний выпуск рассылки тому, как отказывать позитивно, мягко и необидно.

Представьте себе ситуацию – клиент попросил у вас скидку в 50%, а вы можете предоставить ему только 20%. Как вы об этом напишете?

  • Мы не можем дать Вам скидку в 50%, но готовы предложить скидку в 20%?
  •  Мы готовы предложить Вам скидку в 20%, но не можем дать скидку в 50%?
  •  Мы можем предложить Вам скидку в 20%, но не готовы дать скидку в 50%? 
  •   Мы готовы предложить Вам скидку в 20%, но скидку в 50% дать не можем?

Сначала да или сначала нет

Если мы не просто отказываем, но еще и предлагаем альтернативу, у нас есть выбор – начать с этой альтернативы или с отказа.

«Мы не можем дать Вам скидку в 50%, но готовы предложить скидку в 20%» или

«Мы готовы предложить Вам скидку в 20%, но не можем дать скидку в 50%»

В этом вопросе между знатоками и гуру нету согласья. Одни ратуют за то, чтобы начинать с позитива, то есть с 20%. Другие выступают за то, чтобы сначала сказать о том, чего просил адресат, то есть о 50%. В самом деле, человек ведь знает, что просил 50%, и если мы начинаем говорить о 20, он может подумать, что его держат за дурака…

На мой взгляд оба вариант имеют право на жизнь – НО!  Только есть мы предлагаем взамен 20%, а не 2%. Если ваша альтернатива ничтожна по сравнению с тем, о чем вас просили, если это по сути и не альтернатива, а так, подачка, чтобы отстали, тогда не начинайте с нее. Такое начало прозвучит как издевка.

Писать «Мы готовы предложить Вам скидку в 2%, но не можем дать скидку в 50%» - себе дороже.

Можем или готовы

Допустим, мы решили начать с альтернативы. Как лучше:

«Мы можем предложить Вам скидку в 20%, но не готовы дать скидку в 50%» или

«Мы готовы предложить Вам скидку в 20%, но не можем дать скидку в 50%»?

Мой совет – пользоваться принципом «что хорошо, то сделали мы, что плохо, то само вышло». «Мы готовы» это наша воля, «мы можем» это сила обстоятельств. Стало быть эффективнее второй вариант: «Мы готовы предложить Вам скидку в 20%, но не можем дать скидку в 50%».

 

Куда ударять

Хорошо, с «можем» и «готовы» разобрались. А какой из следующих двух вариантов лучше выбрать?

«Мы готовы предложить Вам скидку в 20%, но скидку в 50% дать не можем» или «Мы готовы предложить Вам скидку в 20%, но не можем дать скидку в 50%»?

Вы заметили, что первый вариант звучит жестче, негативнее? Это потому, что на конец предложения всегда падает ударение, то, что написано в конце, привлекает больше внимания. А в первом варианте предложение кончается как раз словом «не можем».  Такая структура предложения подчеркивает негатив. Лучше убрать этот негатив подальше, спрятать в середину предложения – как во втором варианте.

И раз уж зашла речь о том, как поступать с негативными словами – лучше совсем их избегать. Сравните два таких предложения:

  • «Мы вынуждены отказать в предоставлении Вам кредита в $10 000…»
  •  «Мы не можем предоставить Вам кредит в $10 000…»

Согласитесь, во втором варианте все не так страшно, как в первом. Мы убрали негативное «отказать» - и заменили его позитивным «предложить» с частицей «не». Так уж устроено наше сознание, что оно эту частицу как бы не совсем воспринимает. Мы вроде понимаем, что нам отказали, но не чувствуем отказа. Не так огорчаемся. Чего и требовалось добиться!

 

Куда пойти учиться

А в этом разделе я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы знаете правила русского языка. Что надо писать с большой буквы, а что с маленькой.  Два воскресенья подряд на радио «Эхо москвы» проходила викторина «Говорите по-русски», а в ней в качестве приза разыгрывалась наша книга «Искусство делового письма». Попробуйте ответить на вопросы викторины – и сравните свои ответы с правильными. Можете удивиться ;)

Розыгрыш книги "Искусство делового письма" в эфире радио "Эхо Москвы" 21-03-2010

Розыгрыш книги "Искусство делового письма" в эфире радио "Эхо Москвы" 28-03-2010


В избранное