При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Ваш успешный бизнес" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
НОВОСТИ - тогда мы идем к вам! | ПОЛЕЗНОСТИ - от чего зависит понятность | КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ - все на конкурс |
Новости На сегодня у нас две новости. Во-первых, мы продолжаем проводить презентации книги "Искусство делового письма" в ВУЗ-ах и профессиональных клубах. В субботу такая презентация прошла в Институте Туризма и Гостеприимства - по просьбе студентов и преподавателей я провела бесплатный мастер-класс о том, как писать резюме и сопроводительные письма. И главное, слушатели смогли купить книги по очень специальной цене, гораздо ниже той, которую выставляют магазины! ;) Если хотите, мы можем организовать что-нибудь подобное и в вашем ВУЗ-е или клубе. Пишите, предлагайте - приду с удовольствием. А во-вторых, приближается мой открытый тренинг делового письма в компании "Ораторика". Как убеждать, как структурировать, как строить фразы и выбирать точные слова, как влюбить в себя читателя - со всем этим мы будем разбираться на тренинге 15-16 марта. Приходите - места еще есть. Полезности Ну а в полезностях речь снова пойдет о написании статей. Некоторые принципы из этого материала мы уже рассматривали в нашей рассылке, но здесь они применены по-новому. Мой коллега читает по всему Интернету статьи о биржевой торговле. Племянница изучает материалы по маркетингу. Подруга внимательно штудирует профессиональные публикации по портретной фотографии. На рынке есть спрос на информацию – и удовлетворяя этот спрос, то есть публикуя профессиональные статьи, мы PR-им себя, создаем себе репутацию знатока и гуру, привлекаем клиентов. Но бывает и так, что человек дочитывает статью и недоуменно качает головой: «Надо же, читал-читал, а толку? Так ничего и не понял…» В чем же дело? Что нужно, чтобы читатели смогли воспринять информацию, которую готов передать им автор статьи? Своим клиентам, которым я помогаю писать статьи и книги, я обычно советую соблюдать в тексте три важных принципа. Работают они безотказно. Не верите? Проверьте прямо сейчас – на себе. Принцип иерархииМы не выдаем информацию по схеме «все лучшее сразу», а выстраиваем иерархию. Сначала формируем самую общую картину. Потом крупными мазками намечаем детали. Потом прорисовываем их – и так до конца.
Приготовьтесь засечь время – за четыре секунды вам нужно будет прочесть и выполнить следующее задание. Готовы? Итак:
Карась, сова, жираф, бегемот, щука, ворона, заяц, налим, соловей, лиса, карп, утка. Запомните как можно больше существ из этого списка.
Запишите, что запомнилось, и сравните с исходным списком. Сколько у вас получилось – шесть, семь? Средний результат – пять, и дело не в том, что у людей в наше время скверная память. Согласитесь, вам было бы проще запоминать, если бы задание было сформулировано так:
«Запомните как можно больше существ из списка:
Рыбы: Карась, щука, налим, карп
Птицы: Сова, ворона, соловей, утка
Животные: Жираф, бегемот, заяц, лиса».
Эту структуру можно представить в виде пирамиды – собственно, как метод пирамиды этот подход и известен. Суть его в том, что мы излагаем информацию от общего к частному: сперва даем целостную, но не детальную картину, а затем шаг за шагом, уровень за уровнем «наращиваем» детализацию.
По тому же принципу можно построить любое объяснение. Представьте себе, что вы житель Экваториальной Африки и никогда не слышали о пельменях. И вот вам рассказывают, как эти пельмени готовить. Рассказ звучит примерно так:
«Чтобы приготовить пельмени, смешайте муку с водой и солью. Замесите крутое тесто. Тем временем возьмите сухари из белого хлеба и замочите их в молоке. Обжарьте мелко нарезанный репчатый лук. Смешайте в равных количествах говяжий и свиной фарш, добавьте к нему замоченные сухари и обжаренный лук, все перемешайте и посолите. Тонко раскатайте тесто, нарежьте его на небольшие кружки. В каждый заверните немного смеси из фарша, сложите кружок пополам и крепко залепите края. Вскипятите воду, опустите в нее
кружки с фаршем, варите пять минут».
Как вы думаете, сложится у вас ясное и целостное представление о том, что это за штука такая – пельмени? Едва ли. Но можно построить объяснение по методу пирамиды, и результат будет другим.
«Чтобы приготовить пельмени, нужно взять фарш, завернуть его маленькими порциями в тесто и сварить.
Фарш делается из мяса, сухарей, репчатого лука и специй. Мясо (свинину и говядину в равных частях) нужно измельчить, сухари (лучше из белого хлеба) замочить в молоке, лук порезать и обжарить, а затем все смешать и посолить.
Тесто делается из муки, воды и соли. Его нужно круто замесить, а затем тонко раскатать и нарезать небольшими кружками. В каждый кружок нужно завернуть немного фарша, сложить кружок пополам и залепить края.
Варить получившиеся пельмени нужно в кипящей воде пять минут».
Здесь присутствует все та же пирамида – она помогает сначала понять суть блюда, а потом уточнять, какие компоненты в нем используются и как их приготовить.
Принцип "от потербности читателя"Мы начинаем рассказ с того, что интересует читателя, – с его проблем, задач или возможностей.
Сравните следующие два текста. Какой из них вас больше заинтересует?
Вариант 1. «Плод бананового дерева покрыт толстой кожистой кожурой. Благодаря этому банан можно купить и съесть прямо на улице, не моя…»
Вариант 2. «Как перекусить на улице за две минуты, не рискуя заработать «болезнь грязных рук»? Очень просто - покупаем банан, очищаем и тут же съедаем. Под кожурой банан чист и готов к употреблению…»
Большинство читателей голосует за второй – он начинается с того, что им интересно, что их волнует, с задачи, которую им нужно решить. Скорее всего, их заинтересуют и следующие два варианта.
«Времени ни минуты - после работы нужно забрать ребенка из детского сада, заскочить домой, взять спортивную сумку для вечерней тренировки… А есть-то хочется! Так вот же решение – на углу во фруктовой палатке продаются бананы...»
«Рабочий день завершен, и хочется использовать каждую минуту свободного времени с удовольствием. Если ваша страсть – не кулинария, а спорт, рыбалка или общение с друзьями, то зачем же готовить? На ходу покупаем банан, очищаем и тут же съедаем – под кожурой банан чист и готов к употреблению…»
Первый вариант начинается с актуальной для читателей проблемы, второй – с привлекательной для них возможности. В любом случае, аудитория заинтересована в том, что мы ей говорим.
Применение принципов иерархии и "от потербности читателя"Как все это применить в статье? Допустим, вы пишете для будущих финансистов статью о принципах оценки инвестиционной привлекательности компании. Вы можете построить рассказ об используемых в процессе оценки показателях так:
«Показатели оценки стоимости - это Р/Е (price to earnings) – отношение цены акции к доходу на акцию - и P/S (price to sales) – отношение цены акции к объему продаж на акцию.
Коэффициент P/E рассчитывается как отношение рыночной цены к доходу на одну акцию и оценивает количество лет, которое потребуется компании, чтобы окупить цену своих акций. Коэффициент P/Sрассчитывается как отношение цены акций к объему продаж на одну акцию…
Показатели рентабельности - это ROS (return on sales) и ROE (return on equity)…»
А можете учесть принципы 1 и 2, и написать так:
«Чтобы решить, покупать или нет акции какой-либо компании, нужно понять, стоит ли компания тех денег, которые за нее просят:
Способность окупить вложения можно оценить, рассчитав, сколько лет понадобится компании, чтобы «отбить» за счет прибыли цену своих акций. Существует несколько вариантов расчета этого показателя. Можно вычислить отношение рыночной цены акции предприятия к доходу на одну акцию, то есть коэффициент P/E (price to earnings). Можно взять отношение цены акций к объему продаж на одну акцию, то есть коэффициент P/S (price to sales)…
Рентабельность можно оценить, выяснив, насколько высокую отдачу получает компания от имеющихся у нее средств. Этот показатель рассчитывают как отношение чистой прибыли компании к выручке от реализации (коэффициент ROS, return on sales), к сумме всех активов предприятия (ROA, return on assets) или к величине собственного капитала (коэффициент ROE, return on equity)…
Способность к росту оценивают…» Ну, и так далее. Согласитесь, для читателей, которым только предстоит стать матерыми финансистами, понятнее будет второй вариант.
Принцип "разгона"Если нам нужно рассказать о чем-то сложном, незнакомом, наукообразном, мы не переходим к этому сразу. «Для разгона» рассказ начинается с чего-то близкого и понятного слушателям.
Сравните эти два текста (Джозеф М. Уильямс «Стиль. Десять советов начинающим авторам»). Какой из них покажется вам понятнее?
Вариант 1. «Управляющие белки – актин, миозин, тропомиозин и тропинин - образуют саркомер, основной элемент, отвечающий за сокращение мышц».
Вариант 2. «Основной элемент, отвечающий за сокращение мышц, - это саркомер. Он образуется из управляющих белков – актина, миозина, тропомиозина и тропинина».
При абсолютно одинаковом содержании легче воспринимается второй текст. В первом мы с ходу «врубаемся» в «непролазную» терминологию, а во втором постепенно подходим к ней через простые и понятные вещи.
Применение принципа "разгона"Как можно использовать это в статье? Вернемся снова к нашему материалу для будущих финансистов. Рассказ об одном из коэффициентов мы можем начать так:
«Еще один полезный коэффициент - это P/E ((price to earnings). Он рассчитывается как отношение рыночной цены акции предприятия к доходу на одну акцию. Коэффициент показывает, за сколько лет компания сможет прибылью окупить цену своих акций».
А можно рассказать о том же коэффициенте так:
«Еще один полезный коэффициент - это P/E ((price to earnings). Он позволяет нам узнать, сколько лет понадобится компании, чтобы окупить текущую стоимость всех своих акций. Этот срок рассчитывается как отношение рыночной цены акции предприятия к доходу на одну акцию».
После того, как читатели смогут ухватить «общечеловеческую» суть, формулы будут им уже не страшны.
Недавно мы с моим клиентом выстроили в соответствии с этими принципами статью об управлении кадрами в банковском бизнесе, - и эта статья была признана лучшей сразу в нескольких профессиональных сообществах. Надеюсь, и вам эти принципы помогут делиться своими знаниями – и зарабатывать на этом.
Куда пойти учиться
В этом разделе могу порекомендовать краткую, но достаточно дельную статью о деловой переписке - http://psyfactor.org/mr-letters.htm Ничего такого, о чем мы бы с вами не говорили, - но все собрано вместе и изложено кратко и внятно.
Ну а тем, кто пишет статьи, рекомендую конкурс на лучшую статью о ПИФах, личных финансах, инвестициях в целом. Его проводит на своем сайте аналитик и консультант по финансам Владимир Горбунов. Предусмотрены и призы, не гигантские но приятные - 1 место – 3 тысячи рублей, 2 место – 2 тысячи рублей, и 3 место – 1 тысяча рублей. Так что если у вас есть что сказать по заявленным темам - дерзайте!
|
В избранное | ||