Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпиши себе успех. Деловое письмо по сути, а не по правилам «Раньше ошибешься – раньше исправишься». Как организовать пр


В каждом деле есть своя технология – есть она и в деле написания текстов. Прежде чем обсуждать, ЧТО писать, давайте определимся с тем, КАК это делать.

Представьте, что вы Микеланжело (кому слабо, может выбрать гения попроще). Вам приволакивают здоровенную глыбу мрамора и говорят: вот, ваяйте нам из этой каменюги Давида. Вы достаете из рабочего сундучка инструменты, примериваетесь, - и начинаете высекать на боку глыбы глаз. Проводите линии век, оттеняете штриховкой зрачок, прорисовываете одну за другой ресницы. Когда все готово,  смахиваете метелкой каменную крошку, тщательно стираете мягкой тряпочкой пыль, любуетесь тем, что вышло, - и беретесь за другой глаз…Похоже на правду?

Ни разу не похоже! Кто вам сказал, что лицо статуи окажется именно там, где вы начали работу? Если бы вы и правда были скульптором, то сначала придали бы глыбе общие очертания человеческой фигуры. Затем более точно наметили бы голову, шею, плечи. На лице обозначили бы глаза, нос, рот – и только потом принялись за проработку деталей. После каждого этапа заказчик видел бы не камень с глазом, потом с глазом и рукой, потом с глазом, рукой и ногой, а всю скульптуру, целиком – менялась бы только степень ее детализации.

Зато когда мы беремся писать письмо, то чаще всего начинаем как раз «с глазика». «Что же написать? – думаем мы, - «сообщаю Вам?» Нет, лучше «довожу до Вашего сведения…» Или «довожу до сведения Вашей компании…» Да, так вроде интереснее… Хотя стоп, «вашей» должно быть с большой буквы или с маленькой? Ну-ка, посмотрим на gramota.ru…»  Мы надолго застреваем на первом предложении, доводя его до совершенства. Затем начинаем пристраивать к первому предложению второе, не менее совершенное – а на третьем понимаем, что во втором надо было говорить совсем не о том, да и в первом тоже… Не удивительно, что написание текстов превращается в головную боль.

Гораздо более эффективный подход предлагает американский гуру делового письма Кеннет Дэвис (Kenneth Davis). Он называет этот подход «Пятиступенчатым письмом».

По статистике американского журнала «Personnel Journal» написание одного делового письма в среднем занимает 54 минуты (Вау, ребята, вы правда так долго возитесь? Честное слово, можно быстрее!) Округлим для простоты до часа. Так вот, в соответствии с пятиступенчатым подходом этот час надо распределять так:

  • 20 минут на планирование – это когда мы решаем, чего именно будем добиваться, какие аргументы приводить, в каком порядке, каким тоном и т.п.  Это Planning.
  • 10 минут на написание черновика (Дэвис называет его прототипом)  Это Drafting.
  • 5 минут на «перезагрузку» головы. Это Breaking.
  • 20 минут на переработку и корректировку прототипа. Это Revising.
  • 5 минут на анализ того, что получилось и прикидки на будущее ( что делать иначе, каких ошибок избегать и пр.) Это Managing.

Если обычно мы пишем так   , то Дэвис советует делать это так: 

В чем главная фишка? В том, чтобы разделить планирование, написание и редактирование. Не делать три дела сразу плохо, а выполнить каждое по отдельности хорошо. По сути, здесь работает принцип дзен, быть здесь и сейчас – но это нас уж далеко в сторону понесло.

Итак, сначала представляем себе, что за Давида хотим изваять. Не трогаем камень, пока не поймем, что должно получиться! Не подходим к клавиатуре, не прикасаемся к ручке, пока не решим, в чем будем убеждать адресата, по какой схеме, какими аргументами, с чего начнем и чем закончим. Серьезно – НЕ ПРИКАСАЕМСЯ!!!  Иначе нас снова раньше времени затянет в размышления о том, что лучше, «сообщаем» или «доводим до сведения». И труба...

Когда придумали, садимся и пишем. Больше не думаем – 20 минут думали, хватит, теперь реализуем. Прямо даем себе слово, что не остановимся, не встанем из-за стола, не уставимся в потолок, пока у нас не будет ЦЕЛОГО письма. Корявого, приблизительного, неидеального – но целого.  Дэвис предлагает делать это под лозунгом «На первый раз пусть будет неправильно!» - то есть писать как само пишется, как Бог на душу положит, как рука повернется. Просто писать и писать, главное не тормозить себя, не «затыкать фонтан», пока сам не выльется.

Потом перекуриваем. Отдыхаем. Пьем кофе. Отбиваем послевкусие. Ждем, когда картинка в голове рассыплется, и мы сможем действительно прочесть написанное, а не вспоминать то, что только что написали. И наконец редактируем, правим, шлифуем шероховатости, подбираем более точные слова – и выдаем готовое письмо. Все.

Обратите внимание – при традиционном подходе мы до самого конца часа не уверены, что получится. Вдруг *надцатое предложение не придумается – что тогда?! А при пятиступенчатом подходе мы уже на 30 минуте успокаиваемся, поскольку письмо у нас есть. Целиком. Надо только подправить. Оставшиеся полчаса без нервотрепки – согласитесь, немало.

Предлагаю попробовать – на ближайшем же тексте. Увидите как уходит «писательский блок» и страх перед пустым листом.  А пока…

_____________________________________________________

PS.КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ. Еще две полезных «наводки».

  • Если владеете английским хотя бы со словарем, посмотрите, что еще советует Кеннет Дэвис. Загляните на www.ManageYourWriting.com - там можно бесплатно скачать электронную книгу и подписаться на еженедельные советы.
  • А если в процессе редактирования у вас все-таки возник вопрос, с какой буквы писать «вашу компанию», можно задать его в сообществе, посвященном грамотному письму - http://community.livejournal.com/pishu_pravilno/ Меня там, кстати, забанили – за объемные и пламенные статьи о деловой переписке. Сказали, не формат. Но народ их читал, и может, еще помнит меня. Так что передавайте приветы.

 


В избранное