Критерии качества письма - какое письмо считать хорошим и от чего зависит успех.
Резонный вопрос. Прежде чем заводить речь о написании хороших деловых писем, надо бы определить, что это вообще такое – хорошее деловое письмо. Попробуем.
Спросите людей на автобусной остановке, какое деловое письмо можно считать хорошим. Сначала услышите: «Ты чё, псих?» (ну да, странный вопрос), потом - что хорошие письма это те, что написаны по всем правилам. Самое распространенное убеждение – и самое вредное. Именно «по правилам» старается писать большинство -и ездит всю жизнь на автобусе. Хотите на машине? Тогда надо менять установки.
Для чего мы пишем письмо – да и любой деловой текст? Ведь не просто «чтоб был»… Садясь за письмо, мы всегда – ВСЕГДА! – чего-то хотим от адресата. По-другому просто не бывает – те, кто думает иначе, себя обманывают. Самый простой пример – продающее письмо. Мы хотим, чтобы адресат купил. Без вопросов. А если товар слишком сложен и дорог, чтобы купить его сразу, нам нужно чтобы адресат им хотя бы заинтересовался, задумался на будущее.Даже
если мы пишем обычный недельный отчет о проделанной работе, нам важна реакция того, кто этот отчет будет читать. Мы не хотим, чтобы нас сочли ненужным офисным балластом! Нам хочется выглядеть ценными, незаменимыми работниками! Автор объявления о часах работы магазина хочет, чтобы покупатели приходили именно в эти часы. Автор резюме хочет быть принятым на работу. Автор пресс-релиза хочет внедрить в головы журналистов точку зрения о своей компании – ну и так далее.
У нашего письма есть конкретная цель, а дальше все просто. Хорошее письмо – то, которое работает на эту цель, а плохое – то, которое не работает. Все остальные критерии от лукавого. Если адресат купил, наплевать, что письмо было написано «не по правилам». Если не купил, можно сто лет оправдываться, что все правила были соблюдены. Поздно – да и не важно. На вашем рабочем месте уже пишет письма кто-то другой….
Но если правил нет, то как понять, сработает письмо или не сработает? Что может подтолкнуть адресата к нужным вам действиям – или, наоборот, помешать? Представьте ситуацию: ваш коллега собирается пойти к копировальному аппарату «отксерить» таблицу из отчета. Вам эта таблица тоже нужна – и вы просите коллегу: «Петь, если не сложно, сними и мне копию…»
Что вы только что сделали? Во-первых, сообщили коллеге, чего от него хотите.Чтобы добиться от другого человека каких-то действий, нужно, как минимум, сообщить ему, что это за действия.Вот первый признак хорошего письма – из такого письма адресат в полной мере узнает, что от него требуется.
Во-вторых, вы добавили к своей просьбе фразу «если не сложно». Она не поясняла Петесуть просьбы, - но без нее Петя мог бы подумать, что вы «раскомандовались», «держите его за мальчика на побегушках», и не захотел бы вам помогать. Недостаточно сообщить человеку, что от него требуется – надо еще, чтобы он захотел это сделать.Вот второй признак хорошего письма – оно побуждает адресата сделать как вы просите, вызывает у него
желание поступить по-вашему.
По большому счету все просто. Если адресат ПОЙМЕТ, что надо делать, и ЗАХОЧЕТ это сделать – его никто не остановит. Ваше письмо попадет точно в цель, у вас появится собственный автомобиль – и на странные вопросы о хороших деловых письмах на автобусной остановке будет отвечать кто-то другой.
Остается понять, от чего зависит желание и понимание, и как их добиться. Об этом пойдет речь в следующих выпусках рассылки. Так что до новых встреч.
PS.КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ. Помните, была в советских журналах такая рубрика? К счастью, в Интренете сегодня много мест, где можно научиться чему-то полезному в области делового письма. В выпусках рассылки я буду об этих местах рассказывать.
Первая «наводка» - блог копирайтингового агентства ProText http://pro-text.livejournal.Копирайтинг, идеи для продающих писем, примеры из жизни – как надо и как не стоит. Блог живой, посещаемый - заходите.
Вторая «наводка» – статья Андрея Грищенко о правилах (не люблю это слово - но что делать...) деловой переписки по электронной почте. http://hirsas.livejournal.com/17801.html Простые и полезные советы по написанию электронных писем. Чтобы в ваших e-mail-ах все шло «как по мылу».