Книга "Переговоры в бизнесе" является практическим пособием в полном смысле этого слова
После относительно небольшой теоретической части ("Что такое переговоры", "Конкурентные и партнерские отношения", "Стили переговорщиков") следует раздел под названием "Практика переговоров". Авторы выделили 20 основных составляющих переговорного процесса, соответственно книга состоит из 20 развивающих шагов.!
Делать эти шаги легко и интересно!
Сначала читаем 2-3 страницы с описанием того или иного аспекта переговоров, к примеру,
шаг 9 посвящен умению слушать, а шаг 19 - контролированию хода переговоров. Дальше – самое интересное. По каждой теме предлагается рассмотреть, дать свои оценки и прокомментировать различные ситуаций, которые могут сложиться на переговорах.
Это могут быть:
конкретные фразы ("Если вы не можете понизить цену на 20 процентов, мне придется искать что-нибудь другое"),
тактические приемы ("Вы всегда можете отвечать вопросом на вопрос. На вопрос: "Вы будете снижать цены?" – может
последовать вопрос: "Насколько важна для вас цена по сравнению с качеством?")
затруднительные ситуации ("Один из ваших крупных клиентов сразу выкладывает вам свои условия сделки и заявляет: "Либо да, либо нет". Как вы отреагируете?")
упражнения ("Вспомните о ваших двух последних переговорах. Кто первым назначил цену? Как вы структурировали ваше предложение цены?)
Затем вы имеете возможность сравнить свою точку зрения с точкой зрения авторов – после каждой ситуации или
вопроса следует авторский комментарий. Лично я соглашался не с каждым комментарием, но, вероятно, в этом и был замысел авторов– не существует одного раз и навсегда верного мнения, главное – поставить задачу и работать над ее решением.
Еще один мой личный комментарий – вероятно, после первого прочтения книги будет интересно вернуться к ней через, скажем, полгода, когда на все ситуации можно посмотреть другими глазами, с учетом накопленного опыта.