Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Педсовет

  Все выпуски  

Всероссийский интернет-педсовет: #34-2007


PEDSOVET.ORG
Всероссийский интернет-педсовет

http://pedsovet.org
197, 2007-09-12
О Педсовете | @П-2007 | Новости | Пресс-релизы | События | Регионы | Консультационные линии | Журнал «Лидеры образования» | Форумы | Конкурсы | Библиотека
 

В этом номере рассылки:

  • Главные новости
  • Стань лучшим среди «Лидеров в образовании»!
  • Предстоящие события, в которых вы можете принять участие
  • VIII Всероссийский @вгустовский интернет-педсовет
    – «Школьная команда». У истоков информатизации образовательного учреждения
    – «Мы никого и ничему не можем обучить – мы только можем помочь познать себя»
  • Приглашение к партнерству

Главные новости 05.09.2007 – 12.09.2007

12.09.2007 Стань лучшим среди «Лидеров в образовании»!
тема: Конкурсы и гранты
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ 10 октября в России стартует Всероссийский конкурс «Лидер в образовании 2007», главные цели которого — изучение и распространение успешного опыта управленческой деятельности в системе образования и поддержка современных менеджеров образования.

12.09.2007 В хасавюртовской «Сказке» появилась «Золотая книжная полка»
тема: Дети, регион: Республика Дагестан
В хасавюртовской гимназии «Сказка» стартовал новый библиотечный проект «Золотая книжная полка», который предусматривает знакомство младших школьников с шедеврами мировой детской литературы.

11.09.2007 Три в одном: в России вводят единый федеральный государственный образовательный стандарт
тема: Финансирование образования
Сегодня в первом чтении Госдума приняла поправки в Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Законопроект поддержали 331 парламентарий, «против» высказались 55.

11.09.2007 Госдепартамент США и Федеральное агентство по образованию приглашают амурских школьников на учебу в Америку
тема: Конкурсы и гранты, регион: Амурская область
Ученики 8-10-х классов амурских школ могут выиграть бесплатную годовую поездку в Америку. Соответствующий конкурс через 4 дня пройдет в одной из благовещенских школ.

10.09.2007 ЭОРы нашли своих героев
тема: Конкурсы и гранты
7 сентября 2007 года подведены итоги конкурса инновационных решений учащихся общеобразовательных школ «Формула будущего 2007», организованного Минобрнауки РФ, Академией АйТи и рядом разработчиков электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения.

10.09.2007 Не количеством, а качеством. На развитие профтехобразования московские власти готовы выделить до 62 млрд. рублей
тема: Финансирование образования, регион: Москва
Замруководителя департамента образования Москвы Василий Лисов сообщил, что на развитие системы профессионально-технического образования в столице в ближайшие три года намечено выделить от 24 до 62 миллиардов рублей.

10.09.2007 Уральские школы-победительницы ПНП «Образование» получили опасное для здоровья оборудование
тема: Национальный проект, регион: Свердловская область
Ряд учебных заведений Екатеринбурга, победителей нацпроекта в 2006 году, вместо обещанных современного экспериментального оборудования и новой школьной мебели получили опасные для здоровья приборы и «мебельный хлам».

07.09.2007 В России создаются ресурсные центры по направлениям профессиональной подготовки для различных отраслей экономики
тема: Политика образования
Начальник управления учреждений образования и реализации приоритетного нацпроекта «Образование» Рособразования Петр Анисимов сообщил, что из 76 учреждений начального и среднего профессионального образования, победивших в конкурсе ПНП «Образование», 23 уже получили статус «ресурсных центров».

07.09.2007 ЕГЭ-шные ляпы, или «Пушкин творил в ХIIIХ-IХI-м веках»
тема: ЕГЭ
Кампания ЕГЭ-2007 уже в прошлом. Но «творчество» российских школьников, проявленное на сочинении госэкзамена, никогда не будет в прошлом, потому что история с «Беспроданицей» Островского повторится в новом исполнении.

07.09.2007 Ольга Ларионова: «Ни один ребенок не будет болтаться на улице»
тема: Регионы, регион: Москва
Новый руководитель Департамента образования Москвы впервые появилась на страницах столичной прессы. Ольга Ларионова рассказала про планирующееся повышение заработной платы педагогов, новые школьные предметы и про многое другое.

06.09.2007 «Школьная команда». У истоков информатизации образовательного учреждения
тема: Технологии
«Школьная команда», «творческая группа», «методическое объединение» — все это названия одного и того же понятия. Так что же такое «школьная команда», кто составляет ее основной состав, каковы ее цели и роль в информатизации образовательного учреждения?

06.09.2007 Григорий Балыхин: интернет провели, пора провести канализацию!
тема: Образование и общество
По словам руководителя Федерального агентства по образованию, почти в половине российских школ нет канализации, а школьные туалеты — это выгребные ямы, которые находятся во дворах школ.

06.09.2007 Больше знаний, меньше хлора!
тема: Технологии
Крупнейшие издательства нашей страны ко Дню знаний подарили российским учащимся, наверное, один из самых лучших подарков: учебники, «полезные» для здоровья, не содержащие хлора и хлорных веществ.

05.09.2007 900 рублей пишем, плюс 50% — в уме
тема: Финансирование образования
Стипендии студентов вузов, училищ и техникумов будут ежегодно повышаться на 50%. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил глава Рособразования Григорий Балыхин.

05.09.2007 В расписании английских школьников появятся «уроки счастья»
тема: В мире
Сегодня правительство Великобритании может объявить о необходимости преподавания «уроков счастья» всем детям в средней школе.

Все новости »

Предстоящие события

Стань лучшим среди «Лидеров в образовании»!

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ 10 октября в России стартует Всероссийский конкурс «Лидер в образовании — 2007», главные цели которого — изучение и распространение успешного опыта управленческой деятельности в системе образования и поддержка современных менеджеров образования.

В конкурсе могут принять участие руководители муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений (независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности), учреждений системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, а также общественных организаций. Победителям конкурса вручается приз «Зерцало» и ценные подарки.

В этом году конкурс проводится по следующим номинациям:

  • Лидеры дошкольного образования.
  • Лидеры общего образования.
  • Лидеры профессионального образования.
  • Лидеры дополнительного образования.
  • Лидеры муниципальных органов управления образованием.
  • Лидеры общественных организаций.
  • Дебют (руководители со стажем работы не более трех лет).

Для участия в конкурсе необходимо направить документы через систему регистрации официального сайта конкурса, на котором также размещается вся текущая информация о Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании —  2007», в том числе, порядок проведения и перечень необходимых для участия документов. Электронная регистрация участников конкурса будет открыта на сайте http://leader.org.ru 18 сентября.

Всероссийский конкурс «Лидер в образовании» проводится с 2000 года. Именно тогда появилась идея выявлять и поощрять лучших управленцев системы образования страны. «Действительно, у лучших учителей был свой конкурс „Учитель года“, а чем хуже те, кто ими управляет? Поэтому было принято решение о рождении нового состязания в структуре конкурсного педагогического движения России», — говорится на официальном сайте конкурса.

Главный приз конкурса — «Золотое зерцало» — создан по образу и подобию зерцала, утвержденного Петром I. Это призма с написанными на ее гранях указами Петра Великого. Во всех государственных учреждениях было своеобразное «зеркало души» чиновника. Предполагалось, что, прежде чем вершить дела, слуга закона должен был, заглянув в зерцало (зеркало), привести свои помыслы в соответствие с совестью и действовать на благо государства. Все чиновники и многие подданные Российской империи знали законы, написанные на его гранях, наизусть «яко зерцало перед очами судящих». Зерцало как символ «законности» не потеряло своей актуальности и сегодня. На главном призе конкурса начертан Закон «Об образовании» — документ прямого действия для управленцев образования.

Другие предстоящие события:

«Сто классных проектов» РУСАЛа
Время проведения: 10 сентября — 3 декабря 2007 года
Сроки реализации проектов: с июля 2008 по май 2009 года
Место проведения: Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская и Кемеровская области, Бокситогорский район Ленинградской области, Кандалакшский район Мурманской области, Волховский район Ленинградской области, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Краснотурьинский, Североуральский округ, Нижнесергинский район Свердловской области, Сегежский район республики Карелия

Международный симпозиум «Физика атмосферы: наука и образование»
Время проведения: 11—13 сентября 2007 года
Место проведения: Санкт-Петербург, Петродворец

«Современная лексикография: глобальные проблемы и национальные решения»
Время проведения: 12—14 сентября
Место проведения: Иваново

Всероссийская студенческая олимпиада «Информатика. Программирование. Информационные технологии»
Время проведения первого этапа: 14 сентября
Время проведения второго этапа: ноябрь
Место проведения: Воронеж

Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании» («ИТО-Сибирь-2007»)
Срок предоставления материалов: 30 августа
Время проведения: 11—13 сентября
Место проведения: Иркутск

Конкурс «Электронная учительская»
Сроки регистрации заявок: 9 августа — 12 сентября 2007 года
Время подведения итогов: до 20 сентября 2007 года
Место проведения: Карелия

Общероссийский форум по развитию общественно-ориентированного образования «Семья, школа, сообщество — взаимодействие ради будущего»
Срок подачи заявки: 14 сентября
Время проведения: 30 октября — 2 ноября
Место проведения: Красноярск.

Годовая учеба в США для амурских старшеклассников
(Конкурс проводится в рамках программы обмена школьниками. Победители в течение одного учебного года смогут обучаться в Америке, жить в американской семье)
Время проведения: 15 сентября (первый этап конкурса)
Место проведения: Благовещенская школа № 5

Конкурс инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых
Срок подачи заявок: до 15 сентября
Срок предоставления материалов: до 1 октября
Место проведения: Республика Башкортостан, Уфа

Всероссийский конкурс лучших инновационных моделей семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Срок приема заявок: до 15 сентября
Место проведения: Москва.

Всероссийский Фестиваль интернет-проектов «Новая реальность»
Срок приема заявок: до 20 сентября
Место проведения: Москва.

Конкурс интернет-сайтов школ УрФО и Пермского края
Срок приема заявок: до 20 сентября
Место проведения: Уральский федеральный округ и Пермский край

Междисциплинарная конференция «Дидактика и ИКТ в профессиональном образовании: современные тенденции»
Время проведения: 20 сентября
Место проведения: Москва, Современная гуманитарная академия

Конференция «Трансграничное образование и образовательные формации: модели, опыт, перспективы»
Срок регистрации для участия в конференции: до 21 сентября
Срок регистрации для участия в конференции в качестве гостя: до 10 ноября
Время проведения: 21 ноября
Место проведения: Москва, Современная гуманитарная академия.

IV Международная специализированная выставка-конференция по информационной безопасности «Infosecurity Russia 2007»
Время проведения: 26—28 сентября
Место проведения: Москва.

Конференция «Современные информационные технологии в образовании и научных исследованиях»
Срок регистрации до 30 сентября
Время проведения: 25—29 октября
Место проведения: Горный Алтай, Барнаул, г/к «Здравница Ая»

Международная конференция «ONLINE EDUCA MOSCOW 2007»
Срок проведения регистрации: до 1 июля
Время проведения: 30 сентября — 3 октября
Место проведения: Москва, Президент-Отель

Конкурс малых грантов Благотворительного фонда «Право и справедливость»
Срок приема заявок: 1 октября

Конкурс «От информации — к знаниям»
Срок предоставления материалов: до 1 октября
Место проведения: Москва.

Всероссийский конкурс общественных объединений «Открытая школа»
Срок подачи работ: до 1 октября
Место проведения: Москва.

XII выставка-конгресс. Высокие технологии. Инновации. Инвестиции. (Санкт-Петербург)
Время проведения: 2—5 октября
Место проведения: Санкт-Петербург, В. О., Большой пр. 103

XVII Международная конференция-выставка («ИТО-2007»)
Время проведения: 9—11 ноября
Место проведения: Москва

Другие предстоящие события »

VIII Всероссийский @вгустовский интернет-педсовет

27—31 августа на сайте http://pedsovet.org прошел Всероссийский @вгустовский интернет-педсовет-2007. Центральной его темой слал проблема Учителя и его профессионального самоопределения.

Итоги Августовского педсовета будут подводиться еще на протяжении двух недель. О них можно будет прочитать в новостях сайта Pedsovet.org и в выпусках новостной рассылки.

«Школьная команда». У истоков информатизации образовательного учреждения

«Школьная команда», «творческая группа», «методическое объединение» — все это названия одного и того же понятия. Так что же такое «школьная команда», кто составляет ее основной состав, каковы ее цели и роль в информатизации образовательного учреждения?

«Школьные команды введены в тех регионах, в которых реализуется проект информатизации», поясняет Андрей Евсеев, учитель из Челябинской области. «Все с чего-то всегда начинается — с инициативы одного (нескольких, группы) заинтересованного (-ых) в освоении и продвижении нового», объясняет первую ступень в эволюции школьной команды исполнительный директор «Кирилла и Мефодия» Елена Ястребцева. В школах есть энтузиасты, но нет поддержки коллег и администрации, делится своим общероссийским опытом представитель «КМ». Те, кто пытается что-то сдвинуть в плане ускорения процессов информатизации в школе, должны опираться на единомышленников, готовых поддержать их начинания. «В моем понимании команда должна представлять собой мощное педагогическое общество, где заранее определена ведущая роль каждого», считает Андрей Наумов, зам директора по НМР из Пермского края. Педагог также высказал довольно любопытное предположение, что «группа разработчиков программы информатизации образовательного учреждения и активные оппоненты впоследствии и становятся школьной командой».

У любой команды должен быть капитан. Эта аксиома справедлива и по отношению к «школьной команде». На роль «капитана информатизации образовательного учреждения» педагоги сперва выдвинули замдиректора по информатизации. Но проблема в том, что в регионах такую должность вводить просто не хотят. И в итоге, по мнению педагогов, лидером в добровольно-принудительном порядке становится учитель по информатике или директор образовательного учреждения. Возможный выход из этой ситуации предложила Александра Великанова, координатор программ НФПК: «Функции „ответственного за информатизацию“ возлагаются на какого-то из уже существующих завучей. Но важно, чтобы новая для него работа была прописана документально, в специальном функционале и чтобы она оплачивалась либо дополнительно, либо компенсировалась за счет снятия каких-то других функций». Александра Великанова подчеркнула, что «ответственность (за ход информатизации ОУ авт.) целиком и полностью на директоре» и что «организационную часть информатизации школы должен взять на себя именно директор».

Численности школьной команды вызвала не мало споров. Главный вопрос — с чего все начинается? Администрация школы, следуя примеру энтузиастов, не должна устраняться от процесса информатизации, и, в итоге, она становится членом «школьной команды». И уже 3—5 человек — становятся «ядром» будущей школьной команды, считает исполнительный директор «Кирилла и Мефодия» Елена Ястребцева. «Встречал рекомендации по школьным командам, где ее конечная численность в 3—5 человек считают оптимальной, делится опытом Андрей Наумов. — Абсолютно не согласен с таким подходом. Например, команда нашей школы — 25 учителей (из 36 педагогов в школе)». «Команда, в идеале, представляет собой весь коллектив школы (или 70—80%)», — соглашается с названной цифрой Елена Ястребцева. И при этом добавляет, что при таких показателях «заинтересованных лиц» можно говорить о том, «что процессы информатизации в школе не идут, а бегут!» В существенной роли школьной администрации в информатизации сошлись все участники дискуссии: «Без управления процессом информатизации администрацией школы существенного прогресса не будет», подытожил Андрей Наумов.

О задачах школьной команды подробнейшим образом рассказал Сергей Галаган, учитель московский гимназии № 1517: «Во-первых, это системная информатизация образовательного учреждения (ОУ). Во-вторых, пропаганда стратегических целей и задач информатизации образования в социуме ОУ. В-третьих, проектирование блоков программы информатизации ОУ. В-четвертых, согласование ожидаемого продукта деятельности школьных команд по информатизации на административной территории. В-пятых, создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся, сотрудникам школы и населению. В-шестых, дифференциации и индивидуализации образовательного и воспитательного процесса путем внедрения вариативных программ сотрудничества учащихся и заинтересованных сторон с применением ИКТ». Большинство педагогов согласились с московским коллегой, подчеркнув, что первостепенная задача школьной команды (она же и цель одновременно) — это именно информатизация образовательного учреждения. «Но, — задается вопросом Андрей Бахтин, учитель информатики из Татарстана, — оно школе надо?» Ведь, если школа не понимает, зачем нужна информатизация, то и смысл существования школьной команды администрации школы может показаться весьма сомнительным.

А так ли нужна школе информатизация? «Сейчас же еще нередко можно слышать мнение, что информатизация — это некий технический бантик, который, конечно, красив и показать его приятно, но в принципе — без него даже проще», пишет Александра Великанова, координатор программ НФПК. «Зачастую этот бантик и цепляют-то только тогда, когда нужно провести открытые мероприятия, да получить грант. А после, про него благополучно забывают», соглашается учитель из Челябинска Андрей Евсеев.

Несмотря на все трудности, возникающие в работе школьных команд и в ходе информатизации ОУ, движения в этом направлении необходимы, уверены эксперты. Как сказала Виктория Блощинская, учитель из Хабаровского края, «начинания-то все-таки хорошие и незачем так противиться информатизации».

«Мы никого и ничему не можем обучить — мы только можем помочь познать себя»

Как справедливо заметил один из участников консультационной линии, «в современном обществе умение самоопределиться для учителя — это критерий профпригодности». Другой критерий — это творческий подход педагога. Как же взаимодействуют две составляющие сущности учителя?

«Урок — это спектакль, общение с детьми — это искусство», — столь интересную метафору можно назвать лейтмотивом консультационной линии Витольда Ясвина, заведующего лабораторией экспертизы и проектирования образовательных систем Института научной информации и мониторинга развития наук об образовании РАО, профессора РГГУ. Пытаясь объяснить, что такое профессиональное самоопределение, профессор сказал следующее: «Каждый человек определяет для себя смыслы, ценности и приоритеты своей жизни, в том числе, и профессиональной. Верность своим принципам — ключевое условие самоуважения и достоинства».

Немало слов было сказано о значении творчества в работе учителя. «Мне больше нравится, рассказал научный руководитель Института практической психологии Государственного университета-Высшей школы экономики Владимир Шадриков, — древнегреческий подход к определению сущности творчества: это мера мастерства. Творцом мог быть и кочевник, и оружейник, и гончар, и скульптор, и актер, и оратор. И, конечно, творцом должен быть учитель. И здесь главное — и одаренность к методической деятельности, и личность учителя, и высокое профессиональное мастерство».

Каким образом должно проходить становление учителя-творца? «Оно начинается с освоения нормативного способа деятельности. Будущий учитель должен уже в педагогическом учебном заведении освоить нормативный способ педагогической деятельности: уметь показать личную значимость учебного материала, уметь поставить ум другого, владеть методами педагогического оценивания, знать свой предмет и т. д. Но можно и не останавливаться в своем педагогическом развитии на этом и пойти по пути дальнейшего развития основных педагогических компетентностей, вступить на путь поиска новых эффективных методов педагогической деятельности. Это и есть путь формирования себя как творческого работника», — уверен научный руководитель Института практической психологии ГУ-ВШЭ. Владимир Шадриков подчеркнул важность личностных качеств, среди которых он особо выделил любовь к детям, веру в творческие силы ребенка и неидеологизированное мышление, признающее положение, что истина не одна.

О программе подготовки педагогов в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена рассказал его ректор Геннадий Бордовский: «Обучение в нашем вузе проходит по многоуровневой системе: бакалавр и магистр образования. В основе подготовки бакалавров лежит фундаментальная база в достаточно широкой образовательной области, которая, в частности, включает овладение принципами самостоятельного поиска, обработки и применения необходимой информации и развитие способности делать выбор своей индивидуальной образовательной траектории». Ректор РГПУ им. Герцена особо отметил, что программа вуза рассчитана на обновление педагогического образования и на создание педагогики нового поколения.

«Не вырождается ли творческий учитель?» — с опасением интересуется учитель из Нижегородской области Евгений Ларшин. По мнению педагога, школа, доставшаяся от прошлого, построена по принципу конвейера и требует не столько творческой гениальности и рефлексии, сколько четких исполнителей однообразных действий. «Я должен отметить, — заметил научный руководитель Института практической психологии ГУ-ВШЭ Владимир Шадриков, — что учителя, творчески относящиеся к своей работе, не вырождаются. Об этом свидетельствуют конкурсы „Учитель года“, в которых проявляют свою индивидуальность, высокое профессиональное мастерство сотни учителей».

Почему, несмотря на стабильное повышение статуса учителя, в школу по-прежнему не идет молодежь, поинтересовалась учитель начальных классов из Ставропольского края Ирина Романовская. «Телевидение и другие средства массовой информации формируют следующий образ российского учителя: это социальный неудачник, нищий, затюканный детьми и начальством. Если верить журналистам, то половина из нас взяточники, воры и извращенцы... Много ли вы читали в СМИ о романтике педагогической профессии, об уникальных достижениях наших учителей? Видели ли Вы по телевидению, как награждают лучших педагогов, как проходят конкурсы „Учитель года“ и т. д.?» — справедливо заметил Витольд Ясвин. Эксперт предложил просто представить, что на федеральном и региональных уровнях реализуются специальные программы по повышению престижа учительской профессии, в которых задействованы и СМИ. «По-моему, понадобилось бы не слишком много времени, чтобы престиж профессии значительно вырос», — заметил профессор РГГУ.

Сложности в работе возникают и у педагогов «в возрасте». «Наблюдал коллег перед выходом на пенсию — как рыбы на мели, беспомощные или неестественно авторитарные, признается пенсионер из Владимирской области Петр Чижов, ранее — учитель математики с 41-летним стажем. — Что делать преподавателю, который с возрастом чувствует, что утрачивает гибкость — закрыть на это глаза или, неужели, уходить из школы?» «Дело не в возрасте, — уверен Владимир Шадриков. — Ведь, если Вы работаете постоянно, то постоянно совершенствуетесь, шагая в ногу со временем. Вы изменяетесь вместе с детьми».

Немало вопросов касалось психологических установок учителя. Учитель из Архангельской области Эльмира Грибкова поинтересовалась, «какие психологические установки должен иметь учитель, который стремится помогать детям развивать умения анализировать собственную деятельность?» Учитель должен любить ученика и верить в его творческие возможности, считает Владимир Шадриков. «Он должен иметь четкие представления о психологической структуре учебной деятельности, сам уметь анализировать свою деятельность и деятельность ученика и формировать такое умение у учеников», — добавил он. Сюда же можно отнести рекомендации-ответ эксперта на вечный вопрос — можно ли наказывать ученика? — «Детей надо не наказывать, а не создавать условий, провоцирующих негативное поведение. Необходимо создавать условия, соответствующие его потребностям, а не запрещать».

О психологических установках учителя спрашивали и ректора РГПУ им. Герцена. «В современных условиях нужны педагоги, способные видеть человека как уникальную целостность и развивать его на основе законов развития науки, техники, искусства, общественной жизни и труда. Более того, появилась новая функция педагога — быть путеводителем детей в информационном пространстве, научив их находить, осмысливать, обрабатывать и применять на практике новую информацию», — считает Геннадий Бордовский. И цель всего этого, по словам ректора РГПУ, — это социализация: «педагог должен помочь человеку войти в социум, найти в нем свое место, реализовать себя как природно-социальную целостность, жить в гармонии с собой, другими людьми, природой и обществом.

«Какие психологические установки, должен иметь учитель, который стремится помогать детям развивать умения анализировать собственную деятельность», интересуется Эльмира Грибкова, учитель из Архангельской области. «Мы сегодня много говорим, о необходимости „учить учиться“, но разве мы занимаемся этим реально?», — вопрошает Витольд Ясвин. Профессор посоветовал педагогам задуматься над фразой Галилео Галилея: «Мы никого и ничему не можем обучить — мы только можем помочь познать себя».

Приглашение к сотрудничеству

 
© 2007 Образ–Центр

В избранное