Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Педсовет

  Все выпуски  

Всероссийский интернет-педсовет #6-2007


PEDSOVET.ORG
Всероссийский интернет-педсовет

http://pedsovet.org
Выпуск 167, 2007-02-28
О Педсовете | Новости | Пресс-релизы | События | Задайте вопрос | Журнал «Лидеры образования» | Конкурсы | Форумы | Библиотека
 

В этом номере рассылки:

Главные новости 21.02.2007 – 28.01.2007

Предстоящие события, в которых вы можете принять участие

Жизнь сообщества Всероссийского интернет-педсовета:

  • Какой быть личной образовательной среде ребенка?
  • Это модное слово «проект»
  • Умеете ли вы презентовать себя, свою работу, школу?

Новые публикации в Библиотеке Педсовета

Новые возможности Педсовета

 

Главные новости 21.02.2007 – 28.02.2007

28.02 В Москве проходит большой семинар-совещание, посвященный учебному книгоиздательству
тема: Содержание образования
27–28 февраля в московском пансионате «Отрадное» проходит семинар-совещание, проводимый издательством «Дрофа». Проблемы ученого книгоиздательства обсудили представители Министерства образования и науки, РАО, издательства и ректоры региональных институтов повышения квалификации.

27.02 Дмитрий Медведев подведет первые итоги нацпроектов
тема: Национальный проект
5 марта состоится интернет-конференция Дмитрия Медведева, в ходе которой первый вице-премьер ответит на вопросы, касающиеся приоритетных национальных проектов. Примечательно, что как и на состоявшейся в июле 2006 года интернет-конференции Президента России, вопросы будут отобраны с помощью голосования.

26.02 Патриотом быть модно, но не интересно
тема: Образование и общество
Накануне 23 февраля ВЦИОМ выяснял, знают ли россияне о госпрограмме «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 гг». Оказалось, большинство граждан имею смутные представления о программе, затрудняются предложить меры по воспитанию патриотизма и редко участвуют в соответствующих мероприятиях.

22.02 Рособразование поможет школам фильтровать доступ к интернету
тема: Технологии
Большие объемы потребляемого российскими школами интернет-трафика не связаны с образовательным процессом. Федеральное агентство по образованию РФ всерьез озаботилось вопросами фильтрации поступающего в школы контента.

22.02 Потерянные дипломы не восстанавливаются
тема: Политика образования
Федеральное агентство по образованию и «Гознак» проводят совместный эксперимент, призванный защитить документы об образовании от подделок. Несколько вузов выдают дипломы, в которые персональные данные вносятся уже при печати документов.

21.02 Новые аттестаты зрелости придется печатать в рекордные сроки
тема: Происшествия
До сих пор не определены предприятия, которые напечатают аттестаты по новым образцам, утвержденным Правительством. Будут ли готовы документы об образовании к школьным экзаменам?

21.02 Определены финалисты конкурса инновационных вузов
тема: Конкурсы и гранты
20 февраля прошло второе заседание конкурсной комиссии по определению лучших инновационных программ высших учебных заведений в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

 

Предстоящие события

1 марта объявлен Международным Днем общественно-активных школ
Сеть ресурсных центров общественно-активных школ начинает подготовку мероприятий, посвященных празднованию Международного Дня общественно-активных школ.

Выставка «Образование и Карьера. Самара 2007»
Время проведения: 1–3 марта.
Место проведения: Самара, ВЦ им. П. Алабина.

VII Специализированная выставка «Образование-XXI век». Киров
Время проведения: 1–3 марта.
Место проведения: г. Киров, Дворец творчества детей и молодежи.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Дизайн-эргономика в современной образовательной среде»
Время проведения: 11 апреля.
Срок подачи заявок: 9 марта — для участников, 3 апреля — для гостей.
Место проведения: Современная гуманитарная академия (Москва).

XV специализированная выставка «УЧСИБ. КНИГА СИБИРИ-2007»
(XV международная образовательная выставка обучающих средств, оборудований, материалов, инновационных идей и опыта)
Время проведения: 10–12 марта.
Место проведения: Новосибирск, Выставочное общество «Сибирская Ярмарка».

VI Общероссийский конкурс научных работ студентов, магистрантов и аспирантов «Человек в техногенной цивилизации»
Срок сдачи работ: до 15 марта.

6-я Специализированная выставка «Образование. Карьера. Общество». Краснодар
Дата проведения: 15–17 марта 2007.
Россия, Краснодар, ВЦ КРАСНОДАРЭКСПО.

IX межрегиональная специализированная выставка «Образование от А до Я». Екатеринбург
Профессиональная ориентация населения; Образование в России и за рубежом; Повышение квалификации; Ярмарка вакансий; Обеспечение учебного процесса.
Время проведения: 27–30 марта.
Место проведения: г. Екатеринбург, Культурно-оздоровительный спортивный комплекс «Россия».

III межрегиональная выставка-ярмарка «Образование и карьера. Ярмарка вакансий». Пенза
Дата проведения: 28–29 марта.
Место проведения: Пенза, выставочный зал Пензенского ЦНТИ.

Специализированная выставка «Образование и карьера 2007» Калининград

Специализированная выставка «Читающий Калининград 2007»
Дата проведения: 29–31 марта.
Место проведения: Россия, Калининград, БАЛТИК-ЭКСПО.

Другие конкурсы, олимпиады, выставки, конференции »

 

Чем сегодня живет сообщество Педсовета, какие темы активно обсуждаются, что нового появилось в его жизни?


Какой быть личной образовательной среде ребенка?

Развитие маленького человека очень зависит от среды, в которой он живет. Каким образом в ней должно сочетаться традиционное и современное, случайное и системное, высоко духовное и прикладное, прагматическое? Педсовет пытается дать ответы.

Традиционная культура и современные технологии

В теме «Образовательное телевидение» обсуждаются особенности «клипового сознания», влияющего на способы формирования картины мира и особенностей мышления учащихся. Многие преподаватели и ученые наблюдают углубление конфликта между ориентированным на «текстовую» культуру преподавателем и учащимися, активно осваивающих фрагментарное образное представление знаний, сведений и впечатлений. В этой ситуации и роль образовательного телевидения становится неоднозначной. «Чисто образовательное играет все меньшую роль... „Привлекли внимание, удержи аудиторию... любой ценой“, — все больше об этом говорят и с трибун, и именно в классах „слабых“, где больше времени на мотивацию тратить приходится, чем на учебу», — отмечает Сергей Галаган, учитель ИТ московской гимназии № 1517. Не будет ли слишком высока цена ориентирования на «потребу дня» современного и «удержания внимания» немотивированных детей? Цена зависимости от медиаисточников и потери связи с основой традиционной культуры — текста и чувства.

Духовность, религия и повседневность

Реплика Михаила Кушнира, подводит сбалансированную черту под долгим и горячим спором о «Введении основ православной культуры в школе». Это не значит, что дискуссия не будет продолжаться — поучена точка отсчета, расположенная недалеко от «золотой середины». Может быть, нам доведется стать очевидцами достижения консенсуса в столь деликатном вопросе как основания мировоззрения и наличие (или введение) этих оснований в школе? Приведем отрывок из слов Михаила Эдуардовича: «Если не сталкивать людей по религиозному признаку, гораздо легче найти взаимоприемлемое решение подавляющего большинства проблем. Такие тонкие материи, как культура, мораль, нравственность, духовность, воспитываются не на уроке, а в повседневной жизни. Для воспитания культуры и духовности гораздо более важно, с чем человек сталкивается в коридоре, в столовой, в учительской, на школьном спектакле, в кабинете директора, на заднем дворе школы... Если наши выпускники смогут понять мотивы поведения представителей другой точки зрения — это уже большая победа».

Самостоятельность ребенка и детского коллектива

На сколько должен быть самостоятелен ребенок дошкольного и младшего школьного возраста? — спрашивает Сергей Возчиков, главный специалист Главного управления образования Департамента соцполитики Чукотского АО, открывая тему «Самостоятельная деятельность детей — плохо?». «Самостоятельная деятельность детей — хорошо, но она должна быть организована и не только подбором нужного материала, — отмечает Татьяна Жилина, — Воспитатель должен видеть, как минимум, пространство для самостоятельной деятельности, а горизонты расширятся в процессе деятельности и у каждого ребенка свои». Выбрать момент, когда можно делать следующий шаг к расширению самостоятельности ребенка или детского коллектива непросто. Сергей Возчиков емко формулирует «закон» действий воспитателя: «Собственно среда обязательно должна быть дополнена нормами поведения в ней. А в формировании этих норм в группе обязательно принимает участие воспитатель. Когда нормы сформированы, их поддерживают уже члены группы при минимальном участии воспитателя».

Как выбрать школу?

Необходимо различать «по крайней мере, две стороны единой школьной реальности — образование и социализацию», отмечает заведующий отделом Информационно-диагностический центр Казани Андрей Бахтин. Родители разные и ждут от школы разного, исходя из собственных представлений о необходимом в жизни и о школе. Для Павел Максименко (председателя Центра «Правозащита школьника») приоритетным оказался именно социальный опыт, полученным им в школе: «навыки социализации и сопротивления агрессивной среде» и «одноклассников и одношкольников» — в этом он видит наибольшую ценность образования. Поэтому и выводы соответствующие: «Лучшая школа та, которая не мешает образованию. Образование получается вне школы. Школа во многом определяет среду человека в дальнейшем, причём не в ближайшем времени после окончания школы, а намного позже. Идеальная школа та, которая работает не над созданием программ, а над созданием среды обитания, — пишет Павла Максименко, и делает на первый взгляд парадоксальное заключение — самое ненужное в школе это уроки, самое полезное — тусовки всех видов и мастей».

Выбирая школу своим детям, Павел Максименко обратился за советом к директору старой московской школы, которую сам когда-то оканчивал, рассказывает он, открывая тему «А зачем нужна школа?». Совет директора поразил Павла Максименко: она предложила не обращать внимание на программы, а постоять у школы утром перед началом занятий и вечером — посмотреть на родителей и детей и, быть может, пообщается, но не на о школе, а на отвлечённые темы. А потом, «прислушаться к своим ощущениям от этого „сотрения“». «Вначале я не понял её совета — речь же шла вроде о школе, об образовании... а тут... смотрины какие-то», — признается автор темы. «... Я выбирал ту, которая не будет мешать жить. Вроде не ошибся. По крайней мере, дети ни разу пока не сказали „не хотим в школу“, а, напротив, воспринимают как неприятность, есть нужно по каким-то внешним причинам школу пропустить».


Это модное слово «проект»

«Работает по методу проектов» каждый второй педагог, и почти каждый управленец. Однако единого понимания в образовательной среде, что скрывается за эти словом, кажется, так и не сложилось.

Определение понятия «учебный проект» стало предметом обсуждения темы «Чем „учебный“ проект отличается от „настоящего“». В ней началась разработка новой модели учебной проектной деятельности. «Чтобы понять, что такое „настоящий“ проект, его нужно хотя бы один раз разработать — провести от начала до конца, от замысла, проектной идеи до поиска финансирования или других ресурсов и оформления теста проекта для самого себя или заявки для получения гранта... Если придет учитель-предметник, то можно развернуть его на предметном содержании его дисциплины: биологии, географии, истории, литературе...», — Владислав Редюхин приглашает к совместному освоению процесса создания «настоящего» проекта. На этот раз в качестве предметного содержания выбрана история.

От проектирования в работе методиста не уйти. Eлена Бегенева предлагает спроектировать процедуру определения результативности урока. Что поставить во главу угла при оценке? Может быть, количество освоенных знаний, уровень воспитанности и социализации или созданный детьми «продукт»? Можно исходить из «запланированного» учителем результата или потребностей детей, требований современного общества. Однако, настоящий результат может проявиться через много лет после окончания школы. Образование — это то, что остается, когда все забыто, часто повторяют постоянные участники Педсовета. Построение модели только начинается — планируется очередной виртуальный проект с конкретным «выходом». Тема «КПД урока и как его измерить?».

Настоящая проектная работа без рефлексии и самооценки невозможна. В недостатке этого умения у местных управленцев от образования видит Владислав Редюхин трудности модернизации образования. «В селе, в локальной местности снизу лучше видно, какие школы укрупнять, какие оставлять, какие базовыми делать. Вот и нужно часть права распределять финансы передать муниципалитетам, школьным округами, самим школам. Они сами на месте быстрее разберутся, чем регион или министерство», пишет он в теме «Надтарифный фонд». Но оценить собственный потенциал, составить проект, оценив затраты и ресурсы, директора школ, «не то, что не хотят, — не могут. Они не умеют обсуждать щекотливые вопросы материального стимулирования содержательно, — так и норовят, в отсутствии рефлексии, свалиться в коммунальный конфликт», делится своими наблюдениями Владислав Редюхин. Может быть, и не нужно школьной администрации разрабатывать финансовую составляющую проектов развития школ? — задается вопросом Павел Максименко, открывая тему «Школьные проекты».

Приведенный небольшой перечень требований к личной образовательной среде ребенка, конечно, не раскрывает проблему до конца. Обсуждение продолжается, присоединяйтесь.


Умеете ли вы презентовать себя, свою работу, школу?

Управлять школой — не то же самое, что представлять ее «внешнему» миру, а отличный учитель не всегда умеет рассказать о своей работе и достижениях. Между тем, эти умения становятся все важнее не только для представителей бизнеса, но и для работников образования. Как ни непривычно звучат такие обороты как «маркетинг школы», «привлечение селебрити для рекламы того или иного учебного заведения», «рекламирование достижений педагогического коллектива», но, возможно, в будущем этого не избежать. Да же если в настоящее время «такая постановка вопроса кажется слишком чуждой школе», — отмечает Павел Максименко, открывая тему «Лицо школы».

Многие директора прекрасно управляют школой, но на мероприятиях директора выглядят неуклюже, не умеют говорить, стоять — не учили их этому, пишет автор темы. «Представьте, насколько лучше формировался бы имидж школы, если бы вышел человек, привычный к публичности, умеющий владеть залом, говорить!», — продолжает он. «Директоров надо учить представлять свою школу, быть лицом, потому что от этого очень многое зависит, и финансирование, и отношение родителей», — соглашается с автором темы Сергей Сафронов, исполнительный директор Фонда поддержки российского учительства.

Правильно представить школу общественности, родителям потенциальных учеников, возможным деловым партнерам, умение организовать презентацию — все это нужно не только в повседневной жизни, но и для многочисленных конкурсов, в которых многие школы и работники образования охотно принимают участие. «Мы уже начали проводить такой тренинг для участников конкурса Учитель года и Лучшие школы», рассказывает Сергей Сафронов. И самым лучшим, победителям региональных конкурсов, важно уметь успешно презентовать результаты своей деятельности. Организаторы помогают им в совершенствовании технологии презентации, делятся секретами участия в педагогических конкурсах, рассказывают об особенностях связей с общественностью в образовании и об управлении репутацией.

Смотрите также в «Библиотеке» Педсовета:

 

Новые публикации в Библиотеке

Материалы журнала «Лидеры образования» вновь пополнили Библиотеку Педсовета:

10 правил успешных переговоров
В десятку.
Естественно, готовиться такой хрупкий «продукт» должен в атмосфере предельно открытой, доброжелательной, комфортной для собеседников. Последовательно и детально взвешиваются основные «за» и «против», выявляются риски и дефициты, выслушиваются точки зрения каждого участника переговоров.

«Не позволяй себе лениться»
Формула успеха.
В среде интеллектуалок и карьеристок встречается порой своеобразная форма позиционирования: ни в чем не уступать мужчинам — голову надо развивать, а не завивать.
Главный редактор журнала «Химия в школе», многолетний председатель номинационного жюри конкурса «Учитель года России» Людмила Левина, работает много и результативно. Амбиции и умение их реализовывать нашей сегодняшней героине были свойственны всегда. И при этом Людмила Семеновна — яркая, экстравагантная и обаятельная женщина.

Сам себе ревизор
Карьера. Технологии самоконтроля деятельности руководителя образовательного учреждения.
Постоянный самоконтроль результатов собственной деятельности служит улучшению, а в идеальном случае — оптимизации личной жизнедеятельности руководителя. Ведь именно контроль позволяет выявить, были ли достигнуты поставленные цели, и произвести, если нужно, необходимую корректировку.

«Латать школьные крыши, а не перекраивать историю»
Социальный заказ. Всемирно известный детский доктор воспитывает собственным примером.
Антон Чехов сказал: «Писать нужно так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Так говорит Леонид Рошаль. На каждый вопрос у него — короткий, но емкий ответ. Отвечал бы кто-то другой, подумала, что нечего сказать. Или еще что-то подумала, для себя обидное. А у него слова на вес золота.

Огранка гранта
Юридический советник. Проведение публичных конкурсов в сфере образования.
В условиях бюджетного недофинансирования значительную роль в развитии системы образования играют всевозможные конкурсы, проводимые с целью выявления и поддержки наиболее одаренных детей, наиболее успешных образовательных учреждений, наиболее талантливых педагогов.


Болезнь президентов и... двух миллионов учеников
Медицинский советник. Каждый десятый житель планеты страдает «грамматической слепотой».
Оказывается, некоторые дети, сколько ни бейся, слова нормально написать не могут. В принципе мы все там были, начинали одинаково. С ошибок, пропусков букв, горючих слез над текстом с упражнением. Значит, все когда-нибудь, научно выражаясь, переболели дислексией.

Природа любит всех. А школа?
Учебная часть. У 98% людей творческие способности при достижении пика в возрасте 6–7 лет вдруг резко идут вниз и гаснут.
Группа американских психологов провела фундаментальное исследование с целью оценить влияние возраста человека на его способность мыслить нестандартно. Номер журнала, где был напечатан их отчет, объявлен во всемирный розыск...

Сочи похож на собственную школу
Коллекция опыта. Педагогические поиски «летней столицы».
Ехал в Сочи отдохнуть. Здесь замечательные вечнозеленые пальмы, изумительный воздух, но сразу понял, что отдохнуть не удастся. Масштабное событие, собравшее 14 тысяч старшеклассников этого южного города — выставка-конференция «Сделай свой выбор», — стало яркой демонстрацией новых технологий работы образовательного сообщества с населением.

Выгодный курс
Технологии. Учителя и методисты могут сделать свою работу более интересной с помощью учебных курсов Microsoft.

Как известно, поставить во все школы компьютеры — еще не значит решить проблему информатизации образования. Гораздо сложнее сделать так, чтобы оборудование «работало», чтобы учителя и школьники знали, чего они хотят добиться, и умели с помощью техники достигать своих целей.

Наш Милослав Балабан
Персонаж истории. Что открыл изобретатель школы-парка?
С доцентом МГУ Милославом Балабаном нас познакомила... цифра. Вскрытая американской Службой Гэллапа ясным ноябрьским днем 1989 года, она облетела города и страны. Правда, в урезанном, завуалированном виде. Он, разумеется, все понял на лету...

Телефон преткновения
Суть вещей. Если мобильник мешает учебе...
Больше всего мобильникам рады дети. Можно представить, сколько школьников ждут в подарок к празднику стильную трубку! Чтобы и музыку послушать, и мелодии с анимацией закачать, и фотографии сделать — такие у них сегодня игрушки. И все бы ничего, если бы мобильные телефоны не вмешивались в учебный процесс.

Пеликан хрустальный, так как конкурс прозрачный
Из копилки Ивана Бывалого. Шутки команды КВН «Хрустальный пеликан».
Команда КВН «Хрустальный пеликан» Межрегионального клуба «Учитель года» родилась еще в 2001 году. С тех пор менялись установки, приоритеты, проекты и даже министры. Не изменяло нам лишь чувство юмора — главное патриотическое чувство в России. Это первая шутка...

Кляксы в классном журнале — 2
Записи мелом. Зачем школе «тревожная кнопка» с дистанционным управлением.

Завершаем публикацию выдержек из дневника директора школы, который ведется в «Живом журнале».

 

Новые возможности Педсовета

С прошлой недели для поиска по сайту используется поисковая система Google. Результаты поиска можно уточнить, выбрав более узкую, чем весь сайт, область поиска — ключевое слово или фразу можно искать отдельно на форуме, в библиотеке, новостях, событиях.. Партнерская программа Google Co-op позволяет использовать поиск по Педсовету и на других сайтах. Напишите, если вы хотите разместить на своем сайте форму поиска по Педсовету.

Приглашаем к сотрудничеству сайты и организации, близкие к образовательной тематике, и представляем новый сервис — размещение пресс-релизов. Раздел «Пресс-релизы» предназначен для публикации официальных сообщений или заявлений для СМИ.

Предлагаем разместить баннер на сайте и в рассылке Педсовета на условии баннерного обмена или за плату.

 
© 2007 Образ–Центр

В избранное