Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интересно о Гоголе

  Все выпуски  

Интересно о Гоголе


Живой Гоголь

Среди литераторов

* * *
В первый раз Гоголь был введен в круг литераторов, как автор "Вечеров на хуторе", 19 февраля 1832 г., на известном обеде А. Ф. Смирдина по случаю перенесения его книжного магазина от Синего моста на Невский проспект. Гости подарили хозяина разными пьесами, составившими альманах "Новоселье", в котором помещена и Гоголева "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". (П. А. Кулиш).
 
* * *
Я познакомил бы вас хоть заочно, если вы желаете того, с одним очень интересным земляком - Пасечником Паньком Рудым, издавшим "Вечера на хуторе", то есть Гоголем-Яновским... У него есть много малороссийских песен, побасенок, сказок и пр., и пр., коих я еще ни от кого не слыхивал, и он не откажется поступиться песнями доброму своему земляку, которого заочно уважает. Он человек с отличными дарованиями и знает Малороссию как пять пальцев, в ней воспитывался. (О. М. Сомов - М. А. Максимовичу, 9 сент. 1831 г., из Петербурга).
 
 
* * *
На вечерах Плетнева я видел многих литераторов, и в том числе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Пушкин и Плетнев были очень внимательны к Гоголю. Со стороны Плетнева это меня нисколько не удивляло, он вообще любил покровительствовать новым талантам, но со стороны Пушкина это было мне вовсе непонятно. Пушкин всегда холодно и надменно обращался с людьми мало ему знакомыми, не аристократического круга и с талантами мало известными. Гоголь же тогда... казался мне ничем более, как учителем в каком-то женском заведении, плохо одетым и ничем на вечерах Плетнева не выказывавшимся... Он жил в верхнем этаже дома Зайцева, тогда самого высокого в Петербурге, близ Кокушкина моста, а так как я жил вблизи того же места, то мне иногда случалось завозить его. (Бар. А. И. Дельвиг (племянник поэта). Мои воспоминания)
_____________________
В.П. Авенариус "Гоголь-студент (биографическая повесть)"
Глава 16. Переиграл.
И вот под замирающие звуки народного малороссийского мотива занавес тихо-тихо поднимается. На авансцене — малороссийская хата, перед нею — ска­мейка. Очевидно, уже глубокая осень: на растущих по бокам хаты деревьях — ни листочка. На заднем плане —заросшая камышом река; но и камыш весь пожелтел, засох.
Музыка в оркестре снова замирает, но на сцене точно также ни звука, ни живой души. Что-то будет?
Тут из-за угла хаты долетает прерывистый старческий кашель, а затем появляется и сгорбленный старец. Баранья шапка, кожух, смазные сапоги да посох — весь убор «дида». Еле волоча ноги и постукивая при каждом шаге по земле посохом, старичина с великим трудом добирается до скамейки, кряхтя усаживается и начинает вдруг хихикать дребезжащим хриплым фальцетом.
Зрители недоумевая переглядываются, шепотом спрашивают друг друга:
— Что это с ним?
А дед, знай, хихикает, всем дряблым телом своим трясясь при этом, как ковыль от ветра, да проклятый ка­шель, вишь, еще одолевает; закашлялся снова старец, а смеяться тоже никак перестать не может:
— Хи-хи-хи-хи... кррр-кррр-кррр...
И кашель-то душит, и смех из нутра прет, да так за­разительно, что не сводящие глаз со старичины сотни людей невольно также начинают смеяться; от одного конца зрительной залы до другого слышно проносится:
— Хи-хи-хи! хе-хе-хе! ха-ха-ха!
Дед же того пуще, да вдруг... Ах ты, старый хрыч! Никак рыгает? Хихикает, кашляет и рыгает; еще и еще...
Вся зала кругом от неудержимого хохота, как один человек, загрохотала. Но одна из зрительниц, возмущенная, быстро поднимается с места и направляется к выходу; за нею другая и третья...
- Занавес!— раздается из первых рядов голос ин­спектора.
Но и сторож, приставленный к занавесу, видно, такой же человек, как прочие: от смеха у него руки не слушаются, не могут справиться с занавесом.
_____________________
На этой неделе опубликована статья В.Г. Белинского "Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя "Мертвые души".
 
 

В избранное