Опасения ученых в связи с трансформацией мозга человека
под
воздействием медиатехнологий и как этого избежать...
В 1970-х и 1980-х годах г-н Мерженич (Michael
Merzenich), в настоящее время почетный профессор Калифорнийского университета в
Сан-Франциско, провел знаменитую серию опытов на приматах, которые показали, как мозг быстро и интенсивно меняет
нейронные цепи, подстраиваясь под нашу жизнь. Когда, например, профессор
Мерженич перегруппировал нервы в лапах обезьяны, нервные клетки головного мозга
животного быстро преобразовали себя, чтобы создать
новую «ментальную карту» лапы. Исходя из этого, профессор Мерженич высказал
опасения по поводу когнитивных способностей человека, которые могут измениться
под воздействием современных источников, объема и характера информации. Опасения
профессора Мерженича разделяют и другие ученые, которые считают, что наш мозг в
настоящее время «серьезно трансформируется» под воздействием современных медиатехнологий.
Когнитивные способности человека смещаются в сторону «лоскутно-клипового»,
хаотичного, раздельного восприятия информации и мышления, которые насаждают TV, Интернет, печатные СМИ. Не
последнюю роль в этом играет, на мой взгляд, и школа, ВУЗ: сложилась тенденция
не обучать, а готовить к тестированию.
Говоря о смещении когнитивных способностей человека в
сторону «лоскутно-клипового», хаотичного, раздельного восприятия информации и
мышления, необходимо сказать и о возросшей мобильности студентов и молодых
специалистов. Частые переезды не способствуют созданию личного архива
учащегося, специалиста. Оно и понятно, сложно возить с собой даже небольшой
чемодан книг и работ. А с другой стороны без книг, конспектов – невозможно
создать сколь-нибудь стройную систему обучения, профессиональной подготовки.
Вот наш специалист или студент и создает лоскутное одеяло из файлов на флэшке или
жестком диске компьютера. Причем периодически, часть из них или все - теряет по
причине тотальной завирусованности организаций образования, по крайней мере, в
Казахстане.
Важное
замечание
«Лоскутно-клиповое»
восприятие и мышление не позволяет нашему мозгу наладить прочные нейронные
связи, которые обеспечивают глубину мышления,способность к созерцательности, способность сосредоточится на
необходимой информации, получить контроль над нашим вниманием и сознанием.
Только когда мы уделяем
серьезное внимание новой информации,
мы в состоянии ассоциировать ее «конструктивно и систематически со знаниями,
которые уже есть в нашей памяти», пишет лауреат Нобелевской премии,
нейрофизиолог Эрик Кандель (Eric Kandel). Такие
ассоциации имеют большое значение для овладения сложными концепциями, для «переработки»
информации в знания, для творческой деятельности…
Что же делать? Мы никогда не откажемся от современных
информационных технологий, навряд ли в ближайшее время вокруг нас изменится
информационное пространство в части увеличения объема и источников!
К счастью, выход есть! Старый, известный метод портфолио
(я пишу о портфолио в рассылке №6/12.04.2010 «Портфолио-процесс – ключ к
информации и знаниям») в сочетании с информационными технологиями позволяет нейтрализовать
или минимизировать негативное воздействие на мозг человека современных источников,
объема и характера информации.
Важное замечание
Установлено, что применение метода
портфолио повышает саморефлексивность (оценивание, повторение, усвоение...)
владельца портфолио по отношению к процессам учения и профессиональной
деятельности. Владелец портфолио начинает движение в сторону самообучения и
самостоятельного оценивания качества результатов профессиональной деятельности
или учебы. Он сам решает, что он хочет положить в свою папку или
портфель, каким образом он представит материалы во вне, т.е. осуществит
презентацию. Портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более
адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом
повышения качества работы с информацией и, соответственно, обучения,
профдеятельности.
Другим важным результатом
использования метода портфолио является то, что владелец портфолио начинают
понимать необходимость использования собственных или формализованных технологий
обучения и учения. В этом случае в отличие от процесса, часто имеющего интуитивный
характер, технология имеет четко фиксированную структуру применения тех или
иных приемов и «ведет» владельца портфолио к предсказуемому результату. Метод
портфолио заставляет сфокусировать внимание человека на приемах, техниках
учения и обучения (сбор, анализ, систематизация и кодификация информации,
хранение, использование, оценка, сравнивание, противопоставление, выбор
информации, запоминание, скорочтение и т.п.), выстроить их в эффективные
технологические цепочки.
Таким образом, собрание тематических портфолио учащегося
или специалиста – это панацея от хаотичного, «лоскутно-клипового» восприятия
информации и мышления. Однако, портфолио-процесс, сам по себе, довольно скучное
занятие по причине множества рутинных операций. И здесь на помощь к нам пришли
информационные технологии в виде IT-решений, называемых программами по управлению знаниями
(устоявшийся термин - «KnowledgeManagement»).
Установив программу по управлению знаниями на свой ПК, вы получите инструмент,
который обеспечит поддержку вашей мыслительной деятельности практически на всей
технологической цепочке портфолио-процесса, сведет к минимуму или исключит рутинные
операции.Как правило, работа с
программой по управлению знаниями дает взрывной рост качества обучения и
профессиональной компетентности. Небольшой и легкий съемный жесткий диск ПК
(если ноутбук, то еще лучше) решает
проблему мобильности учащегося или специалиста. Где бы вы ни были, стоит вам подключить
жесткий диск к ПК (а ПК сегодня всюду) и вы будете «дома», т.е. в своей информационной
среде, со своими знаниями…
Другими плюсами электронных портфолио на платформе
программ по управлению знаниями (в отличие от портфолио на бумажных носителях
информации или просто в виде папок с файлами, как это обычно делается на ПК)
является развитие визуально-пространственного интеллекта, который улучшает
способность выполнять работу, связанную с отслеживанием множества одновременных
сигналов, раздельным вниманием. Это то, что сегодня пишет специалист в резюме
при устройстве на работу, а именно: «Умение переключаться с одного вида деятельности
на другой без ущерба для качества работы...».
Можно еще много говорить о возможностях, которые
предоставляет нам метод портфолио в сочетании с программами по управлению
знаниями… Я приглашаю вас, уважаемый читатель, на мой сайт www.pvpcenter.narod.ru, где вы получите дополнительную информацию по этому
вопросу, а самое главное сможете скачать программу по управлению знанию с русскоязычным
интерфейсом «PVPLS, v.1.347» (раздел «Технологии» +
подраздел «скачать демоверсию») и апробировать все на практике.
Тот, кто пожелает и имеет доступ к высокоскоростному
Интернету, может записать на мои вебинары, которые позволят вам научиться
высокоэффективно работать с информацией, освоить престижную специальность «Менеджер
по управлению знаниями», материализовать свои знания в виде электронных книг.
Напишите мне, предлагайте свои
идеи для рассылки и веб-сайта. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы.
Рассказывайте о себе и своих успехах в обращении с информацией. Пишите!