Что
представляет собою технология работы с информацией?
В рассылке №10/07.05.2010 (см. архив рассылок «Денежная
информационная машина») мы пришли к заключению, что для эффективного обучения и
профессиональной деятельности - необходима соответствующая «насыщенная»
информационная среда, а также технология работы с информацией, как инструмент
достижения запланированного и ожидаемого результата в кратчайшие сроки.
Что же представляет собою технология работы с
информацией?
Во-первых,
как и всякая технология - технология работы с информацией имеет этапы, которые менять
или пропускать нельзя. Такие этапы служат, как при строительстве
каркасно-панельного дома (в начале строительства создается каркас, а затем на
каркасе монтируются другие конструкции дома), каркасом для остальных этапов
технологии работы с информацией. Назовем эти этапы:
Исследования информационного пространства с целью поиска и
сбора нужных данных и информации;
Анализ данных и информации;
Систематизация данных и информации;
Кодификация;
Превращение данных и информации в голове человека в знания и
запись этих знаний в виде «знаниевых» материалов на каком-либо носителе
информации;
Создание системы управления данными, информацией,
«знаниевыми» материалами (поиск нужных знаний, данных и информации,
использование, перегруппировка материалов, удаление материалов и т.д. и т.п.);
Превращение (материализация) «знаниевых» материалов в
интеллектуальный продукт, представляющий коммерческую ценность.
Продажа интеллектуального продукта работодателю или на
свободном рынке.
Примечание: «Знаниевые» материалы - информация трансформированная в
голове человека в знания и сохраненная им на каком-либо носителе информации.
Для себя - «знаниевые» материалы, потому что одного взгляда хватает, чтобы
вспомнить и применить их в практических целях, для других эти материалы опять
становятся информацией, т.е. обработанными, осмысленными кем-то данными, с
которыми еще нужно разбираться, чтобы превратить в знания.
Во-вторых,
на каждом этапе необходимо знать приемы, техники, методики - "как делать"."Большинство людей не знают или знают плохо,
как, например, проводить исследования информационного
пространства с целью поиска и сбора нужной информации. Обычно на этот вопрос
люди предлагают источники получения информации (книги, Интернет и т.п.), но
никак не техники (методы) сбора информации. Это все равно что знать отдельные
адреса, где взять запчасти для вашего автомобиля, но не знать как купить эти
запчасти.
или, как анализировать.Моя тренинг-практика показывает, что очень мало людей знают основные
виды (типы) анализа. В лучшем случае называют сравнительный анализ, не так
часто SWOT-анализ и на этом список иссякает. Бывает, что участник тренинга
называет тот или иной вид анализа, однако, когда мы касаемся методики его
проведения, то в этом случае, обычно, ответа нет или респондент путается при
ответе.
как систематизировать, кодифицировать, запоминать, писать,
читать, управлять знаниями и т.д. и т.п..
Здесь необходимо сказать о том, что психически
нормальный человек с возрастом и опытом создает свои технологии работы с
информацией. И в этом нет ничего плохого, считается, что так и должно быть,
потому что у разных людей разные каналы восприятия, организации и обработки
информации. Плохо другое, а именно: незнание и
непонимание многими людьми того, что при работе с информацией есть этапы,
которые менять или пропускать нельзя, а также техники, приемы, методики… – что
и как делать на каждом этапе!
Для того, чтобы проникнуться вопросом важности
технологии в работе с информацией, приведу еще пример. Представьте себе, что
перед вами и вашим коллегой стоит задача пожарить яичницу.
Условия задачи:
ни вы, ни ваш коллега не имеете опыта жарки яичницы.
коллега имеет рецепт (т.е. технологию) жарки яичницы.
вы не имеете рецепта...
В результате, ваш коллега через пять минут уже будет с
жареной яичницей, а у вас еще неизвестно, что получится, потому что вы будете
идти методом проб и ошибок, так называемым методом «научного тыка».
Аналогично можно сказать и о технологиях работы с
информацией. Нетрудно предсказать какой будет результат, например:
в процессе учебе у учащегося, владеющего технологиями работы
с информацией и у ученика, не владеющего технологиями работы с информацией;
у педагога, владеющего технологиями работы с информацией и у
педагога, не владеющего технологиями работы с информацией;
у менеджера, владеющего технологиями работы с информацией и
у менеджера, не владеющего технологиями работы с информацией и т.д.
Далее, в очередных рассылках, мы рассмотрим детально этапы
технологии работы с информацией, поговорим о приемах, техниках и методиках,
которые вы можете использовать на том или ином этапе. Я расскажу вам о своей
технологии работы с информацией и ее ядре – компьютерной программе «PVP LS, v.1.347», автоматизирующей технологию,
помогающую мыслительной деятельности пользователя, управляющую «знаниевыми» материалами
пользователя, материализирующую знания пользователя в интеллектуальные
продукты.
Напишите мне, предлагайте свои
идеи для рассылки и веб-сайта. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы.
Рассказывайте о себе и своих успехах в обращении с информацией. Пишите!