Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Проект "Эффективный человек"

  Все выпуски  

Проект "Эффективный человек": Истоки жизненных проблем, или Иллюзия выбора


Ранее:
Как промывать мозги друзьям и роботизировать людей - о значимости идей в современном мире
Заражение верой - о механизме противодействия манипуляциям

Откуда берутся люди, которых никто не собирался рожать - вроде обманщиков, насильников и убийц? Почему определенные вещи кажутся нам «очевидными», хотя мы не имеем никаких доказательств этому? Почему многие продолжают верить в идеи психокультов и тоталитарных сект? Какие механизмы руководят человеком, который раз за разом совершает одни и те же ошибки и ничего не может с этим поделать?

Ни для кого не секрет, что в человеческом мире используется множество технологий «программирования сознания», внедряющих в нас множество потенциально опасных для нас же идей. Ни для кого также не секрет, что делается это обычно помимо нашей воли. Но значительно менее известно то, что мы САМИ имеем природную предрасположенность к такому «программированию».

Определение

Еще в 1935 году Лоренц наблюдал у птенцов гусей и уток, выращенных в инкубаторе, эффект «особой фиксации» любого живого объекта: запечатлев сразу после рождения не «маму», а, например, кошку, птенцы начинали следовать за ней, относясь к ней как к матери. Лоренц назвал это явление «импринтингом», подразумевая под этим безусловное «впечатывание образа» в память птенца.

Как было выяснено им позже, мозг ребенка также использует такой механизм - в этом плане мы мало чем отличаемся от животных. Точно так же, с рождения младенец запечатлевает в памяти образ и голос матери, интонации голосовых сигналов, вкус первой пищи. Но, как часто это бывает с людьми - эволюционно полезный механизм, будучи помещен в несоответствующие ему условия, постепенно «идет вразнос».

В биологии такое установление прочной связи с жизненно важными объектами среды рассматривается как специальная форма обучения (причем с очень стабильным результатом). При таком обучении в память животного «импринтируются» генетически предопределенные объекты среды: понятия «мать» и «отец», способ кормления, вид «гнезда» и т.п. Значение этих объектов на протяжении жизни многих сотен поколений было настолько жизненно важным, что они впечатались в геном. Таким образом, импринтинг может рассматриваться как дополнительный «гарантийный» механизм индивидуальной адаптации организма.

Однако мозг человека получил, по сравнению с мозгом других животных, настолько большую гибкость, что механизм импринтинга утратил большую часть вынужденных ограничений. Грубо говоря, теперь он способен не ограничиваться предписаниями генотипа, «впечатывать» значительно больше объектов и вдобавок делать это не только на первом этапе развития.

Этологи обозначили «расширенную» версию механизма термином «культурный импритинг». Он достаточно условен, потому что под ним следует понимать уже не столько генетический алгоритм, сколько особый вариант индоктринации.

Наиболее яркий пример «культурного импритинга» – прочные связи, возникающие внутри семьи. В результате действия механизма культурного импритинга даже усыновлённый ребёнок, развиваясь в семье приёмных родителей, именно их будет считать «настоящими». Последующее знакомство с биологическими родителями способно привести этого ребёнка к мощному когнитивному диссонансу, а возможно, и к психологическому кризису. Что уж говорить о запечатлении ребенком поведения матери и отца, поведения окружающих людей - которое привычно для взрослых, но совершенно не предназначено нами для воспитания детей...

А в особые «сенситивные» периоды детства, когда у детей формируются механизмы самосоопределения и групповой верности, может хватить даже самого слабого воздействия для многолетнего запечатления групповой идеологии, религии, ранговых правил. Именно поэтому 14-18-летние подростки с такой легкостью сбиваются в неформальные движения, создавая «собственную» субкультуру вроде «готов» или «эмо». Ими слишком легко управлять.

Истоки понимания

Эволюционная психология утверждает, что одним из важнейших факторов энцефализации (филгенетическое развитие функций мозга - прим.) у человека была внутривидовая агрессия, вышедшая за рамки «борьбы за самку» или «борьбы за ресурсы». Порожденное ей соперничество привело к порождению у человека стремления к объединению в группы и возникновения особых атрибутов распознавания «свой-чужой». Одним из таких атрибутов, возникающим при определённых условиях, является безусловное принятие идей этой группы новыми ее членами.

Одна из серьёзных опасностей некритического присвоения чужих идей состоит в том, что индоктринированный человек оказывается неспособным осознавать факт собственной индоктринации. Часто она, вследствие искусного использования механизма «импринтинга», воспринимается человеком как его личный выбор.

Подходящий пример приводит в своем посте Фрицморген (ссылка).

Многие знают, что слоны в Индии используются как тягловая сила: они носят бревна и мешки, катают повозки. Водят их при этом на простых веревочных поводках. А ведь слон - не собака: если слон захочет вырваться, его не смогут удержать на верёвке даже пятьдесят надсмотрщиков. Да и порвёт он эту верёвочку, как лось паутину.

Тем не менее, когда погонщику слона надо привязать животное, он просто втыкает в землю палку, закрепляет на ней верёвку, и слон спокойно стоит. Почему слон не может просто взять и уйти по своим делам, проигнорировав привязь?

Весь секрет прячется в детстве маленьких слонов. Суровые индусы привязывают детёнышей слонов за толстую верёвку к прочному дереву. Маленький слон пытается вырваться день, пытается вырваться месяц... вырваться не получается. Рано или поздно слон осознаёт: верёвку ему не порвать. И, будучи животным умным, прекращает понапрасну растрачивать свою энергию. "Опытного" слона, прочувствовавшего мощь привязи, можно вести хоть на картонной бечёвке. Слон даже не будет пытаться ни убежать, ни вырваться. Он знает, что это не менее глупо чем, например, пытаться проломить ногой скалу.

А теперь подумайте: сколько убеждений из тех, которыми вы обладаете сейчас, происходят из вашего детства?

Иллюзия личного выбора

Естественное следствие того, что индоктринация воспринимается человеком как его личный выбор - искренняя вера в то, что он принимает какое-то решение сам. На деле же он мог быть подвергнут мощному внешнему воздействию, имевшему цель разорвать связь между его мышлением и способностью принимать самостоятельные решения.

Например, человек может верить в то, что он добровольно отказался от личной свободы в пользу идеологии, лидера или Бога - в то время как остальным очевидно, что за спиной у этого человека стоит манипулятор, которому выгодно было получить именно такое решение. В большинстве психотренингов используется именно эта методика: человеку сначала вводят в сознание правильные (соответствующие реальному положению дел в мире) данные, потому, после достижения некоторого уровня доверия, начинают говорить то, что он хочет услышать, а когда он начинает полностью доверять «учителю» - ставят его перед необходимостью совершения некоторых действий, «необходимых» для дальнейшего его развития. Надо ли говорить, что действие это воспринимается человеком как «я сам так решил», но выгодно оно только манипулятору.

Другой пример - когда человек следует некоторому общественному мнению или движению, потому что оно неоднократно зарекомендовало себя в прошлом как «хорошее». Хороший пример к этому подкинул Дима Давыдов (ссылка): когда в свое время «сверхъестественные» мифы, вроде «хорошие попадают в рай» или «на все воля божья» дискредитировали себя тем, что очевидно разошлись в своем толковании реальности с наблюдаемыми людьми событиями - люди отложили в сторону инструмент «веры» и обратились к научным методам, как дающим реальные и полезные результаты. Но на данный момент мы с вами наблюдаем множественные случаи возникновения уже «научных» мифов, когда люди начали настойчиво использовать научные методы для поиска ответов на экзистенциальные вопросы, и начали возникать «науки успеха», «науки соблазнения», «научный менеджмент» и прочее мракобесие. Это - прямое следствие индоктринации.

Еще пример - отрицание фактов, которые не укладываются в выстроенную человеком картину мира, как будто их и нет. К примеру, если закоренелому креационисту попытаться объяснить, что скорее всего, человека породила именно эволюция, потому что существует множество реальных наблюдений ее воздействия, а также опыты по селекции новых пород животных или видов растений - он никогда не посчитает это значимым доказательством. В то же время, он не имеет абсолютно никаких доказательств «рукотворности» человека неким «высшим разумом», но его этот факт совершенно не стесняет. В его картине мира воля «творца» априори считается настолько всеобъемлющей и не поддающейся сомнению, что все прочие наблюдения и контрпримеры можно как бы не принимать в расчет в силу их «мелочности».

Что же делать

Как следствие того, что человек искренне верит в самостоятельность принимаемого им решения - он не способен самостоятельно от него избавиться. Память человека на клеточном уровне устроена ассоциативно, и механизм импринтинга «запоминает» знания, следуя не логическим выводам их правильности, а сравнительным ассоциациям с другими знаниями, поступившими их тех же источников. Поэтому даже самоанализ, направленный на поиск в себе «навязанных» идей, потерпит неудачу: разум и не подумает сомневаться в вещах, которые приняты им в виде «это так, потому что это так».

Только рефлексия, стимулируемая извне особым образом, когда человек попытается посмотреть на себя и саму эту ситуацию отвлеченно, «со стороны», может помочь ему оценить масштабы и степень манипулирования его сознанием.

С уважением, Алексей Глазков.


Далее:
Психология репутации и Синдром “Гуру” - об его влиянии на наше восприятие других людей
"Священные коровы" мистических доктрин - о том, в чем запрещается сомневаться
Выше личности - о выживании культурных мемов ценой жизни отдельных людей

В избранное