Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Проект "Эффективный человек"

  Все выпуски  

Проект "Эффективный человек": Заражение верой


Мало кто знает эту сторону моей личности, но когда заходит разговор о креационизме, я впадаю в ярость. Меня мало что может раздражать больше, чем человек, который правильность своего мировоззрения основывает на догмах, тем более - на таких всеобъемлющих и самодоказательных, как «все создано Богом» или «на все воля Божья», которые по сути ничто иное, как отказ от собственного разума.

Я люблю скептиков. Главное преимущество скептика - стремление приложить вопрос «это действительно так?» к каждому явлению, которое наблюдается им в реальности. И это часто это гораздо более эффективный способ познания, чем даже логика и эксперимент; именно поэтому скептицизм свойственен большинству ученых.

Конечно, мне возразят, что человеческий мир, фактически, весь построен на положениях, которые просто «приняты за правду» из-за своей недоказуемости. Математические аксиомы и физические постулаты, на которых держится вся современная наука - те же догмы, только введенные без оглядки на «волю Творца». «2+2=4», «время и пространство существуют», «параллельные прямые не пересекаются» - это было и будет так, ну хоть ты тресни.

Есть ли тогда смысл в противостоянии науки и религии, наблюдающемся на протяжении всего времени существования человечества, если обе они в итоге оказываются стоящими на слонах и черепахе?

Презумпция опасности

Да, несомненно есть. Смысл этот выражается, в первую очередь, в тяготении веры и сомнения к противоположным полюсам человеческой деятельности: созиданию и разрушению. Причем совсем не в том смысле, в каком многим хотелось бы.

Вера, как ни странно, разрушает. В самом учении о Господе уже содержится фатализм, придающий завершенность нашему миру: «на все воля Его». Дальнейшее познание, в понимании верующего, является важным лишь субъективно - как, например, собирание марок для филателиста. Этим можно заниматься для собственного удовольствия, или по убеждению, или интереса ради - но никакие твои изыскания не приведут к серьезным результатам, если Он не планировал этого. И если присмотреться, логика верущего удивительно близка по своей структуре логике раба: он совершает какие-то действия не из-за собственных устремлений, а потому что «так велел мне хозяин». Разумно будет предположить, что и результаты действий верующего вряд ли будут сильно отличаться от ожидаемого итога любых попыток рабовладения - от разрушительного восстания.

Недаром мем «холивара», «святой войны», стал синонимом всех интернетных стычек, в которых стороны руководствуются при доказательстве «правоты» лишь собственными внутренними убеждениями. Вот главная суть: религиозные догматы создаются не для ограничения рамок, в которых религия способна действовать, а для непротиворечивого вбирания в себя как можно большего числа вопросов.

Грубо говоря, цель религии - объяснить все на свете, в итоге приводя мысль к виду «я прав, потому что это так».

Сомнение же, напротив, создает. Веками многочисленные ученые совершали революционные изобретения лишь потому, что задавались множеством вопросов - начиная с Ньютона и Архимеда, и заканчивая... не заканчивая! Наука сама по себе - процесс непрерывного познания, а оно, в свою очередь, невозможно без переосмысления старых догм, которые были введены либо для упрощения выдвигаемой гипотезы, либо в силу слабости разума, неспособного (пока) постигнуть механизм их действия.

Бритва Оккама и бритва Хеллона, критерий Поппера, принцип Питера - известные всем примеры отработанных веками стандартов мышления, которые воплощают в себе критичность и сомнение настоящего исследователя. Причем - вот парадокс - они тоже не являются абсолютными догмами, и могут быть в любой момент оспорены или попросту отброшены в сторону :) В этом вся суть процесса познания, жадно сравнивающего выстраиваемую модель реальности с самим реальным миром: ничего не принимается на веру просто так, без испытания. А научные аксиомы, в отличие от догм, создаются для указания рамок, в которых предполагаемая гипотеза проверенно работает без искажений.

Грубо говоря, цель науки - понять, как устроен мир и какие возможности он в себе скрывает.

И та, и другая сторона способна к влиянию на человека в силу определенных особенностей его психики (о которых мы поговорим позже). И та, и другая обладает определенной силой и властью. Но не молитва, к сожалению, создала колесо, и не скептики, к счастью, разжигают джихад; поэтому если мы будем, в рамках данного проекта, рассматривать их с позиции эффективности, пользы и вреда - мы увидим, что некритичная вера во все времена была намного опаснее, чем циничная недоверчивость. Как для человека, так и для человечества.

Манипуляция сознанием

В одноименной книге российского политолога Кара-Мурзы, как и в популярном публицистическом фильме «Дух времени», подробно рассказывается о методах и формах управления психологией масс. В том, что какие-то манипуляции над нами действительно производятся, сомневаться теперь уже и вовсе нет причин: кризис с ужасающей очевидностью представил на наш суд множество таких моментов.

Но всевозможные бизнес-гуру, нлп-мастера, профессиональные маркетологи, специалисты по рекламе, торговые посредники, биржевые аналитики и финансовые спекулянты - это, по большому счету, тоже лишь следствие. Их благоприятное существование и бесконтрольное размножение стало возможным лишь потому, что была создана соответствующая идеологическая и культурная среда, а ее создание, в свою очередь, стало возможным лишь благодаря определенным особенностям человеческого мышления и мировоззрения - куда, в числе прочих, входит и некритическое принятие навязываемых извне «истин».

Или, другими словами - безоглядная вера.

С тем, кто «верит», можно сделать практически что угодно. В силу его приверженности догмам, которые способны объяснить практически любое явление, у такого человека атрофируется механизм критической оценки получаемой извне информации. Он, как ребенок, лишается личной автономии и становится неспособен отделять проявления свое «я» от проявлений внешнего мира.

Но поскольку организм человека, как и любого живого существа, обладает некоторой степенью самостоятельности, заключенной в его генотипе - то потребность в разделении своих ощущений и событий внешней среды все равно сохраняется, хоть и в менее осмысленной форме: в виде поляризации на реальное (доминирующая реакция) и нереальное (все остальное). И, на самом деле, очень жаль, что разум, отказавшись осмыслять причинно-следственные связи, не дополняет такое черно-белое восприятие реальности возможными оттенками истины.

Деление на реальное и нереальное, или, в терминах религии, «угодное Богу» и «неугодное Богу», создает широчайшее поле для личностных манипуляций. Можно даже сказать, что оно как бы провоцирует: «вот он я, весь доступен! Поуправляй мной!». И вполне естественно, что влияние со стороны менее внушаемых особей вскоре принимает не стесняющийся в средствах характер и использует все возможные приемы и механизмы, находящиеся в распоряжении манипулятора, независимо от того, насколько они причудливы или болезненны. Ведь верующий, попав под чужое влияние, мало отличается от лошади: ему можно и подковы нацепить, и груз навьючить, и шпорами потыкать, да и пристрелись в случае чего - чтобы не мучался, бедняга. Он уже словно бы не разумный человек, не homo sapiens, а просто инструмент, который можно и должно использовать.

Безусловно, для манипулятора очень удобно эксплуатировать найденную лазейку; поэтому он не только пользуется инструментом, но и, по возможности, «улучшает» его. Как конезаводчики выводят тягловые породы лошадей, так и манипуляторы выводят нужные им породы рабов, провоцируя определенные паттерны поведения и эмоций таким образом, чтобы казалось, будто они спонтанно возникают изнутри самой среды. Причем, что интересно, элемент «спланированной спонтанности», будучи воспринят некритическим мозгом, приобретает для манипулируемого почти мистические качества и еще больше укрепляет его в «правильности» «выбранного» мировоззрения.

Эпидемия веры

Самое любопытное в этом - то, что и сами манипуляторы часто «заражаются» собственными доктринами. Это порождает особые виды мистики, которая оправдывает манипулирование в глазах манипулятора и даже делает его обязательным. Религии и эзотерические учения, патриотизм и пропаганда, и даже рекламные трюки - все это часто включает в себя ощущение «более высокой цели», «жизненного предназначения», «некоего неизбежного закона социального развития» и манипулятора как авангарда этого развития. Становясь, таким образом, инструментами собственной мистики, они зацикливают процесс в самоподдерживающуюся систему, которая становится зримым воплощением атрибутов веры, поскольку она «создала самое себя».

На уровне отдельной личности психологические реакции на такой манипулятивный подход вращаются вокруг базовой полярности доверия и сомнения. Человеку предлагают принять это манипулирование на основании абсолютного доверия (или веры): «Подобно ребенку в руках матери», — как точно заметил отец Лука. Тот, кто верит до такой степени, может переживать манипулирование в рамках особой мистической манеры выражения, стоящей за ним: то есть может приветствовать его таинственность, находить удовольствие в причиняемой им боли и ощущать его необходимость для осуществления «более высокой цели», которую одобряет как свою собственную.

Когда же доверие уступает недоверию, то более высокая цель не может служить адекватным эмоциональным хлебом насущным. Индивид отвечает на манипулирование выработкой того, что я буду называть психологией пешки. Чувствуя себя неспособным скрыться от сил более мощных, чем он, человек подчиняет все приспосабливанию к ним. Он становится чувствительным ко всем видам сигналов, экспертом по прогнозированию давления среды и квалифицированным специалистом по управлению им таким образом, что его психологическая энергия скорее сливается с течением, чем болезненно обращается против. Это требует от человека активного участия в манипулировании другими, а также в бесконечном круговороте предательств и предписанных ему измен самому себе.


***

Таким образом, однажды открыв себя для некритичного восприятия и поддавшись влиянию какой-нибудь самозацикленной манипулятивной мистики, человек становится более не способным самостоятельно вырвать ее влияние из себя и своей жизни. Либо он, не в силах бороться, поддается вере и меняет мировоззрение на «угодное», либо, при наличии сил и желания, начинает борьбу - и опять же меняет мировоззрение, вплетая в свои фильтры восприятия жесткое сопротивление навязываемым догмам. Но независимо от реакции — радостен ли он, когда им манипулируют, глубоко возмущен или ощущает комбинацию того и другого, — он уже связан, лишен благоприятной возможности реализовать свои способности для самовыражения и независимого действия.

И помочь ему может только другой - свободный, «незараженный» человек.

Помогайте другим. С уважением, Алексей Глазков.

В избранное