Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Проект "Эффективный человек"

  Все выпуски  

Проект "Эффективный человек": Короткие заметки о разных вещах #4


О культурном коде

Рапай великолепен. Благодаря его книге в моей картине мира добавился очередной недостающий кусочек. Теперь мне абсолютно понятно:
- почему не работает - и никак не может придуматься - социальная реклама против алкоголя, наркотиков и т.п. (привет Теме Лебедеву)
- почему наши маркетологи и рекламщики выглядят откровенными халтурщиками и профанами;
- почему российская система образования не столько учит профессии, сколько калечит психику молодежи;
- почему именно женщины стараются красиво выглядеть и «хомутать мужика», хотя биологически самка вроде бы ценнее самца и все должно быть наоборот;
- почему нам навязывают «культ денег», хотя, по большому счету, капитализм русским в хуй не впился.

Все это - действие культурного кода.

Есть миллионы словарей, которые описывают семантику слов, но совершенно забывают про их культурное значение. А ведь у каждого понятия, даже если оно обозначает вполне четкий физический объект, есть эмоциональная сторона: арахисовое масло для американца - счастье детства и забота матери, для русского - комковатая невкусная слизь. Культурные коды событий и вещей импринтируются в наше ментальное поле еще в детстве, оказывая влияние на всю оставшуюся жизнь.

В понимании культурного кода скрыто истинное понимание поведения человеческих масс - и управления ими.

Короче, читать всем. Обязательно.

Собственно, о социальной рекламе

Ну ладно, в двух словах.

Во Франции дети пробуют шампанское очень рано. Обмакивая в него кусочек сахара или печенье, они знакомятся с его свойствами, букетом, культурой потребления. Когда французы отмечают что-то важное, они обязательно пьют шампанское, вино, ликеры. Таким образом, во Франции алкогольные напитки ассоциируются с торжественными событиями, с церемониалом и этикетом празника.

В США большинство американцев не считают вино «блюдом», требующим своего подхода, и потому не обучают специально детей «манерам пития». Они усвоили только, что алкоголь обладает особым опьяняющим воздействием, и поэтому используют его, когда требуется снять напряжение или стресс. Немалая часть стрессов связана с особенностями общественного дробления, с «Погоней за Джонсами», из-за чего некоторые напитки - виски, баночное пиво, ликеры - стали служить некими «идентификаторами» социальных групп. Таким образом, алкоголь в США - это способ снятия стресса и отождествления индивида с его общественным положением.

В России смешаны 2 подхода к алкоголю. Первый - навязанный американский, который использует марки и бренды как знаки принадлежности к определенной социальной группе; второй - исконно русский, использующий медовуху, квас и брагу как обязательные атрибуты свадьбы, веселого празника, народного гуляния. Как правило, русский редко задумывается о вкусе того, что он пьет; гораздо важнее для него является «вовлеченность», принятие его как «своего», которое достигается таким нехитрым образом. Таким образом, алкоголь в России - это продукт с двумя разнонаправленными эмоциональными кодами - веселья и статуса.

Чтобы социальная реклама в России работала, ей нужно комплексно воздействовать на оба этих кода. Жалкие потуги, наблюдаемые на данный момент, не затрагивают ни один.

О предопределенности судьбы

Все мы - марионетки, и самое большее, что мы можем сделать для обретения свободы - это попытаться понять логику кукловода.
Роберт Райт. «Моральное животное»

Если мы запрограммированы на что-то - эти черты неотвратимы. Мы можем, в лучшем случае, канализовать их; но мы не можем изменить их силой воли, образованием или культурой.
Ричард Докинз, словами Стивена Гулда. «Расширенный фенотип»

Ну вы все поняли, да? Мы можем брыкаться в частностях, но есть рамки, за которые не дано выпрыгнуть никому из людей. Конечно, большинство из нас вполне удовлетворено предоставленными им вольерами - их мышление редко поднимается выше уровня «хочу мульон баксов и квартиру в москве». В таких масштабах, естественно, никаких ограничений нам природа не ставит.

Не для того миллионы лет эволюционировали, чтобы о квартирах беспокоиться.

О дураках и дорогах

В России две беды - дураки и дороги. Верно?

Неверно. Только дураки.

«Что за жизнь, всю страну разворовали, вон в Европе люди как живут, а у нас жопа! Даже дороги не могут сделать нормально» - кричат они.

Поймите же: мы не Европа. Климат в России суровее, чем в любой индустриальной стране мира. У нас, согласно СНиП, подошва фундамента должна быть глубже границы промерзания - а это метра полтора, как минимум. И цена растет соответственно, более чем пропорционально глубине. А в той же Европе грунт вообще не промерзает, дороги можно прямо на землю класть.

И ладно еще, фундамент. Те же канавы - еще минимум в три раза дороже. Плюс гнилые зимы с постоянными колебаниями температуры вокруг нуля, с таянием и замерзанием воды в трещинах асфальта. В Европе рай просто, по сравнению с экономической географией России.

И так во всем. Куда ни кинь - постоянные природные ограничения. В с/х урожайность ограничена 1 посевом; в США 3-хпосевная система, у них ведь зимы нет. В раскопках полезных ископаемых больше 50% расходов - откачивание талых вод и восстановление структуры почв.

Хватит уже ругаться на правительство. Не все вещи в этом мире можно объяснить рекетом и воровством; с какими-то придется просто смириться.

В избранное