Проект "Эффективный человек": Психология исключительности
Все родители искренне хотят верить, что повлиять на то, каким человеком станет ребенок - в их силах. Очевидное проявление этого - строгое воспитание, усиленный моральный контроль, выбор школ, вузов и факультативных курсов. Даже в таком формально-официальном акте, как выбор имени, родители проявляют веру в то, что их ребенок вырастет исключительным, преуспевающим человеком. И, как ни странно, эта вера оправдывается - какое-то время.
А потом начинаются неприятности.
Сказать честно, я не знаю публичных, известных людей, которые бы действительно осуществили программу, составленную им их родителями. Зато я знаю многих других: тех, кто волей судьбы прошел через определенные жизненные событий, которые и сформировали их характер и отношение к жизни. А также тех, кто от этих событий был огражден - и в результате сформировался в крайне непропорциональную, противоречивую личность.
Проблема исключительных людей - то самое воспитание из детства. Воспитание, по сути - ни что иное, как программирование поведения. Но это тонкий и сложный момент: разум ребенка настолько восприимчив, что часто обращает внимание совсем не на те моменты, которые считали важными его родители. Большинство родителей, что ни говори - отвратительные учителя.
Ошибки программирования
Вот, к примеру, ребенок, которого обожающие родители с детства убеждали, что он “умничка, самый хороший и исключительно одаренный”. Как это повлияет на его развитие? Скорее всего, позже это скажется в лени и равнодушии: программа “я умничка” приведет его к социальной апатии. Когда человеку не надо ничего доказывать, потому что он и так исключительный - он не держит марку, не стремится вперед, и постепенно вытесняется более одержимыми соседями, постепенно опускаясь на дно.
Ну что, разве вы не сталкивались с такими?
Хорошо, но что же делать? Может быть, сделать наоборот, программируя ребенка “ты ленивый, глупый, ты никогда ничего не добъешься”? Давайте представим его будущее: скорее всего, он добьется очень многого, потому что будет все время стремиться что-то доказывать - всем и каждому. Но... он не будет счастлив. Наверняка возненавидит родителей, вбивших в него эту программу. Может быть, возненавидит за это сам себя. И в итоге - сломается.
Признайтесь, ведь таких вокруг тоже предостаточно?
Посередине - тоже плохо. Среди нас и так слишком много "плывущих по течению" - тихих, закрытых, не желающих никаких изменений. Если такие родители берутся убеждать ребенка "не высовывайся, не торопись, живи себе в удовольствие”, или на вопросы “почему так?” научать его философии “так нужно” - этот ребенок проживет серую жизнь. Да, он будет добросовестным, добропорядочным, послушным, он не будет задавать лишних вопросов. Но обществу нужны смелые гении, чтобы двигаться вперед. Исключительный
человек - это, как правило, полусумасшедший гений с обостренными чувствами, а вовсе не абсолютно средний, разумный и спокойный гражданин из мира романов Замятина.
А как сделать из ребенка - победителя?
Именно потому, что родители - плохие учителя, потому, что они не имеют соответствующего образования (а часто - и просто образования), они не понимают, что любая программа, зацикленная на “стать” - плохая программа. Именно поэтому дети не понимают мира, в котором живут их родители. Именно поэтому большая часть молодежи в 14-16 лет пускается на поиски "смысла жизни". Да, им дали программу, которая требует “стать исключительным” - но не объяснили ни КАК это сделать, ни тем более, ЗАЧЕМ им
это нужно.
"Компьютер" перерос программу - и вынужден теперь искать ответы сам.
Правила победителя
Что же нужно, чтобы воспитать исключительную личность? Мне кажется, нужно ориентировать не на образ, а на действие. Потому что жизнь - это действие, постоянное движение. Ребенок живет действием: “ходить”, “говорить”, “читать”... А любой образ, будучи достигнутым - ориентир сейчас, но преждевременный конец потом, через много лет. Смерть при жизни.
Ребенку нужна не конечная цель: ее он выберет сам. Ему нужен импульс, заряд, который будет источником внутренних ресурсов. Ему нужен механизм реальности, который позволит ему познавать мир и осваиваться в нем. Поэтому нужно вбивать ему с детства:
Ты лучший. Ты самый лучший, и никогда не сомневайся в этом. У тебя есть исключительные, уникальные таланты. Но имей в виду, что мир вокруг - создан не только для тебя, а другие люди не знают всех твоих поступков. Покажи им, что ты можешь. Всегда, при любой возможности старайся сделать что-то лучше, чтобы показать всем свою исключительность. Да, ты уже лучше них. Но тебе нужно проявить это!
Зачем? Чтобы самому распоряжаться своей жизнью. Запомни: ты не один, и этот мир - не только для тебя. Поэтому обязательно найдется кто-то, кто захочет забрать тебе кусок твоего мира. Делая для себя, ты сделаешь слишком мало - этого хватит только тебе. Делая для всех - ты можешь сделать очень много - и тогда другие будут зависеть от тебя и твоих дел. Ты будешь обладать и управлять по праву: ведь ты сделал больше. А если ты не будешь проявлять для других - ты потеряешь свою свободу.
Зачем свобода? Чтобы выбирать новые цели. В этом смысл жизни: свобода творчества, свобода созидания, свобода выбора целей и свобода их достижения. Свобода - это интересно, а то, что интересно - наполняет жизнь смыслом. Смысл жизни - делать ее интересной, насыщенной. Поэтому всегда надо добиваться большего, создавать больше, делать больше, делать лучше, всегда к чему-то стремиться - и тогда в итоге ты будешь абсолютно счастлив. Сохраняй свободу - свое право творить.
И тогда, может быть, в этом мире станет чуть больше исключительных людей.
Стремитесь к большему. С уважением, Алексей Глазков.