Проект "Эффективный человек": Эволюционная мораль и “Парадокс банкира”
Представьте, что вы - банкир, который хочет ссудить некоторую сумму денег и получить прибыль с процентов. Кому вы с большей уверенностью дадите кредит: тому, у кого и так есть деньги, или бедняку без гроша за душой?
Разумный выбор, очевидно, прост: давать в долг тому, кто не имеет денег для возврата, большая авантюра. Одалживая бедняку, вы принимаете на себя высокие кредитные риски, и если он не вернет кредит в срок, вы выйдете из игры. А он, скорее всего, не вернет.
Возникает парадокс: люди, которые больше всего нуждаются в деньгах, не могут получить кредит именно потому, что нуждаются в нем; а люди, которые меньше всего нужны деньги, являются самыми интересными клиентами. Бедные умирают, богатые становятся богаче.
Но кто-то ведь поступает и наоборот. Почему он это делает?
Проблемы стаи
Эволюционные психологи Джон Тоби и Леда Космидес назвали эту дилемму “Парадокс банкира” и применили ее к более общей и глубокой эволюционной проблеме: с кем мы должны кооперироваться для повышения вероятности своего выживания? Дилемма выявляет серьезную адаптивную проблему, с которой сталкивались ранее наши человекоподобные предки: именно тогда, когда кто-либо из охотников-собирателей наиболее остро нуждался в помощи, ее получение становилось наименее вероятным. Кредитные риски раненого охотника
становились слишком высоки для того, чтобы остальные члены стаи тратили на него остатки ресурсов. Пока он здоров, проблемы стаи - общие для всех; как только он стал "негоден", его проблемы - только его собственные.
В эволюционной теории это - самая серьезная проблема. Докинз называет такое поведение "вопросом эгоистичного гена”: почему я должен жертвовать моими генами ради чужих генов? Или, более приземленно, почему я должен тратить ресурсы, уменьшая вероятность своего репродуктивного успеха ради повышения вероятности успеха кого-то другого?
Теория эволюции предполагает существование двух путей развития альтруизма: “родственные связи” ("кровь гуще, чем вода") и “реципроктный альтруизм” ("я почешу твою спину, если ты почешешь мою"). Помогая моим родственникам из-за связывающих нас генетических уз, либо предлагая помощь всем, кто отвечает на нее взаимностью - я так или иначе увеличиваю количество своих потенциальных спасителей и тем самым помогаю себе.
Но в ситуации, когда ресурсы ограничены, появляется необходимость выбора: мы не можем помочь всем, кому хочется или кому стоило бы. Кому же помочь первым? Очевидно, мы должны как-то оценить кредитные риски людей и проранжировать их. Здесь и возникает парадокс: родственные связи очевидно конфликтуют с любыми рисками (узы крови священны и должны быть учтены в любом случае), реципроктный альтруизм и вовсе предлагает оказывать пользу наиболее нуждающимся (так как общий выигрышь в этом случае растет)... но экономическая
логика неумолимо отставляет тех, кто больше всего нуждается в нашей помощи, в самый конец списка наших потенциальных друзей. И богатые становятся все богаче.
Коллаборативный мир
“Парадокс банкира” проливает свет на очень интересную тему “доверия” и кооперации, отвечая на вопрос: почему “друг познается в беде”? Очевидно, в ясную погоду многие из тех, кого мы считаем “друзьями”, просто “подделывают” признаки альтруистических тенденций, чтобы получить свою выгоду - но никогда не придут к нам на помощь, когда погода станет явно бурной. В отличие от них, настоящие друзья - это те, кто глубоко заинтересован в нашем благополучии,
благодаря родственным узам или большой позитивной статистике сотрудничества. "Это такой тип друзей, поведение которого не меняется в зависимости от погоды," - говорит Джон Тоби. - "И если вы - охотник-собиратель с недостаточным количеством друзей такого типа, которые активно заботятся о вашем благополучии - вы очень уязвимы и зависимы от нестабильности среды. Фактически, вы просто заложник судьбы". Отсюда также следует, что поведение наших друзей в неблагоприятные времена гораздо более важно,
чем в любые другие; все-таки, наше эволюционное прошлое - вовсе не цепочка сплошных развлечений.
Это выглядит так, словно я преуменьшаю значимость чистых человеческих отношений в мире кредитных расчетов и взаимного обмена. На самом деле, нет. Эволюция, в попытке борьбы с указанной дилеммой и ее последствиями, выработала достаточно много адаптивных алгоритмов:
стремление добиваться от членов своей группы большего доверия и надежности,
стремление культивировать желание развивать эти атрибуты и в других группах,
стремление участвовать в общественных мероприятиях, которые основаны на таких про-социальных характеристиках и воспитывают их,
стремление избегать действий, которые могут сделать вас ненадежным и, следовательно, создать негативную репутацию,
стремление отслеживать и замечать такие действия у других людей,
стремление развивать способность отличать настоящих друзей от псевдодрузей.
Тоби и Космидес считают, что психологические реакции, которые противодействуют “Парадоксу банкира", проявляются следующим образом: "если вы обладаете чем-то необычным, уникальным и потому ценным для кого-то другого - неважно, чем именно - этот человек весьма заинтересован в вашем выживании в трудные периоды, и этот интерес, в свою очередь, делает его более ценным для вас. Но тот факт, что он заинтересован в вас, одновременно означает, что и вы заинтересованы в нем. Даже более того: если он почувствует
эту обратную зависимость, эту связь, первоначальные ставки на вас могут даже вырасти”. Только с помощью такой связи бедные могут стать богатыми, изменив сам фундамент для возникновения дружбы.
Выводы
Основная мысль, которую можно отсюда вывести - мораль реальна и трансцендентальна. Это не изобретение человеческого мозга; это такой же инструмент приспособления к окружающей среде, какими являются когти ленивца, окрас альфа-самца павиана или человеческий мозг. В книге Майкла Шермера “Наука о добре и зле” замечательно и подробно описано, каким именно образом родственный отбор и реципроктный альтруизм привели к эволюции реальных, серьезных
моральных эмоций, которые включают любовь, дружбу и доверие.
Таким образом, мораль - это не случайная флуктуация и не временное нравственное изменение: это подлинная суть человеческих отношений, глубоко укоренившаяся в нашей природе. И если вы хотите быть максимально эффективным, вы должны не просто вести себя как хороший и верный супруг, друг или партнер: вы должны ДЕЙСТВИТЕЛЬНО считать себя таковым, подтверждая это всеми своими действиями.