Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Создай источник постоянного дохода" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Проект "Эффективный человек": Лестница абстракции
Предыдущие статьи:
“Слова-амебы и контркультурный заговор” - о том, как важны точные значения слов в процессе повышения эффективности “Лингвистическая бессмыслица” - о характеристиках и влиянии “квазинаучных” терминов На нижней ступени гигантской каменной лестницы играет ребенок. Ступеньки высоки, и ребенок не может перебраться со своей ступеньки на следующую. Ему очень хочется посмотреть, что там делается; время от времени он пытается схватиться за край ступеньки и вскарабкаться на нее, но это ему не удается... Проходят годы. Ребенок растет и в один прекрасный день вдруг оказывается способным преодолеть это препятствие. Он забирается на манившую его ступеньку и видит, что выше есть еще одна ступенька, на которую он теперь тоже может залезть. Так, преодолевая ступеньку за ступенькой, он поднимается все выше и выше. Пока он не умел перебраться с одной ступеньки на другую, ему не удавалось подняться ни на сантиметр, но едва он научился этому, ему стала доступной не только следующая ступенька, но и вся лестница. Этот эффект мы назовем “эффектом лестницы”. Значимость масштаба “Эффект лестницы” лежит в основе многих явлений перехода малых изменений в большие. Изменения могут быть количественные или качественные; а в идеале, они переходят из количественных в качественных, благодаря эффекту накопления. Нас больше интересует случай, когда переход на следующую ступеньку является именно качественным. Назовем его “метасистемным переходом”. Что подразумевается под “метасистемой”? Очевидно, тот уровень, по достижении которого понятия, цели и действия становятся более объемными, более глобальными. Как пример, взаимоотношения внутри одной отдельно взятой “семьи” являются уравновешенной системой - но если мы рассмотрим совокупное поведение 10 000 семей, мы получим “население”, то есть другую систему, более глобальную. А если углубимся и попробуем воспринимать человека как “биологическую машину” - получим еще одну систему, по-своему познавательную и эффективную. По Альтшуллеру, такой переход, когда мы из текущего состояния переходим в подсистему или надсистему, можно считать сменой масштаба. Смысл самого этого действия - увидеть течение процессов, которые чересчур детальны либо наоборот, слишком абстрактны, по сравнению с изучаемой ситуацией. И вполне естественно, что для разных масштабов мы будем использовать разные слова: в одном случае более объемлющие и глобальные, предназначенные для размышлений на уровне концепций и идей, а в другом более конкретные и фактурные, предназначенные для обозначения реальных материй, точной аккумуляции и трансляции смысла. Если, конечно, нас не сбивают с толку “амебы” - бесформенные словосимволы, с равным успехом применимые на любом уровне мышления. Здесь нужно рассмотреть вопрос о различии и взаимосвязи двух характеристик любого слова: его объема и его содержания. Общепринятое определение звучит следующим образом: “Объем слова - это весь класс описываемых им явлений; содержание слова — это те качества, на основе которых выделяется данный класс”. На балансе этих характеристик и основан “эффект лестницы”. Самые нижние ступени мышления обычно чрезвычайно материальны и содержательны, но (из-за отсутствия у пользователя соответствующего опыта) узки по смыслу. К таким, например, может относиться разговорный сленг крестьянина, который прекрасно разбирается в степени зрелости пшеницы или здоровье своих поросей, но неспособен мыслить в категориях мировой политики. Самые высокие ступени мышления обычно максимально абстрактны и объемны, но малосодержательны. К таким, например, относятся философские рассуждения о “поведении масс” или “развитии личности”, без поименного перечисления конкретных людей, без индивидуального подхода. Обзервативный концепт Впрочем, хоть понятие “эффекта лестницы” и связано с вопросом об уровне мышления, эти две категории не совпадают. Чрезвычайно абстрактный уровень может и не быть результатом “восхождения”; и некоторые универсальные термины действительно не индуцированы из каких-либо конкретных явлений - они представляют собой “теоретические термины”, определяемые своим системным контектом. Так, термины “изоморфизм”, “гомеостазис”, “обратная связь”, “энтропия” и т.д., в сущности, созданы исключительно для того, чтобы служить связующими звеньями в соответствующих теориях - и ограничены этой ролью. Очевидно, сами по себе эти термины созданы с благими намерениями. Однако, как только у кого-то появляется соблазн применить их в другом контексте ради создания видимости его “наукообразности”, либо кто-то в силу скудности своего ума меняет местами причину и следствие и считает, что данный термин суть исток теории (то есть, является полноценным и самостоятельным) - мы начинаем иметь дело с “обзервативными терминами”. Мы выходим на такой уровень мышления, когда из абстрактных понятий выводятся абстрактные умозаключения, как если бы они (эти понятия) являлись частью реального мира, а не были введены ради удобства. Например, такие термины, как “группа”, “коммуникация”, “конфликт” или “решение”, могут использоваться и в крайне абстрактном, и в очень конкретном значении, и применительно к вещам, имеющим весьма отдаленное отношение к наблюдаемому миру, и с ссылкой на непосредственно наблюдаемые явления. Их легко можно расположить на любых ступенях “лестницы” и перемещать вдоль нее. А отсюда следует, что если кто-либо задастся целью искажения исходного смысла обсуждаемой ситуации - он беспрепятственно сможет сделать это, поскольку совершенно неясно, каким образом осуществлять эмпирическую проверку. Является ли выражение “межгрупповой конфликт” обозначением столкновения разных субкультур, или имеются в виду конкретные группы из, например, 5 и 8 человек? Как проверить, правдиво ли выражение “выработано решение конфликта”, если совершенно неясно, о каком масштабе конфликта и масштабе решения идет речь? Семейный спор из-за грязной посуды - это конфликт, но и диссонанс моральных поведенческих норм супругов - конфликт тоже. Поцелуй и слова “ну давай я сегодня помою” - это решение конфликта, но и принятый пакт о взаимном соблюдении моральных устоев - решение тоже. В каком масштабе осуществлять проверку? На какой ступени “лестницы абстракции” мы сейчас находимся? Вверх или вниз? И вверх, и вниз Итак, хотя в идеале переходы между ступенями “лестницы” должны быть доступны только для разума мыслителя (который на каждой из ступеней использует присущие ей термины соответствующего порядка) - для слов-амеб переходы также возможны. Амеба способна произвольно или по воле манипулятора изменять свой объем (т.е. размываться на большее количество фактов и явлений, либо напротив, концентрироваться на чем-то одном) и независимо - изменять содержание (т.е. урезать смысл или напротив, вбирать его). Ключевое слово - НЕЗАВИСИМО. Такая процедура называется “концептной натяжкой”. Весь ее смысл сводится к попытке обосновать расширение понятия без ужимания его смыслового наполнения. Объем понятия возрастает за счет размывания содержания. Если грубо, это выглядит так, как если бы мы взяли понятие “бомжа”, как человека опустившегося, неухоженного, не являющегося членом общества и считающемся “социальным отбросом”, и без сокращения всех этих условных характеристик попытались растянуть его до “люмпена”. В результате вместо более “общего” концепта (“люмпен” - вполне конкретный социальный уровень, имеющий свое место в структуре общества) мы получаем его суррогат - некое “общее место” (вдобавок, обладающее массой негативных коннотаций). И если нормальная процедура обобщения пытается выделить совокупность наиболее важных отличительных черт, то такое “общее место”, вследствие полной неопределенности - беззащитно перед желаниями манипулятора, который наделяет его всеми желаемыми чертами. Попытка создания “амебы” налицо. Таким образом, правильное обобщение всегда соблюдает баланс объема-содержания. Как только мы наблюдаем значительное искажение правил, которое позволяет играть словом как вздумается - мы имеем дело с манипуляцией. Конструирование смысла Есть еще одна категория слов, которая несколько отличается в своем поведении от “концептов”. Это так называемые “конструкты” - слова, которые являются не системным обобщением неких классов и их качеств, а скорее “внесистемным описанием” межклассового взаимодействия. Грубо говоря, если “концепты” являются описанием сущностей - в том или ином масштабе, с тем или иным объемом и смысловой полнотой - то “конструкты” являются поведенческими паттернами, которые, не посягая на смысл или объем, описывают правила взаимодействия и порядок взаимосвязей. Проще всего объяснить на примере. Например, словом “цель” мы обычно обозначаем некий желаемый результат. Однако мы хорошо знаем, что бывают сложные цели, в процессе достижения которых имеет значение не столько факт наличия цели, сколько алгоритм требуемых действия. Чтобы вспрыгнуть на стул, кошка сначала приседает, а потом подпрыгивает. Эти действия в данном контексте не являются “результатами”, хотя если бы кошка хотела только “сесть” - процесс закончился бы уже на первом этапе. “Конструкты” часто обозначают ВСЮ иерархию, состоящую из многих уровней, и таким образом “размазываются” по “лестнице абстракции”. Однако, они совершенно не амебны, хотя и не содержат явного (реального) смысла. В указанных примерах, конечная цель вместе с описанием способа ее достижения (т. е. разложения на подчиненные цели) называется “планом действия”. Имеет ли понятие “плана” какой-либо прототип в реальности? Нет. Имеет ли определение “плана” иерархические границы? Тоже нет. Однако, “план действий” является конкретной логической единицей, вполне четко и неоднозначно связующей внутренние “концепты” - промежуточные цели и конечный результат. Иначе говоря, “конструкт” обладает собственным смыслом, несмотря на то, что не обладает собственными объемом и содержанием. Созидательная ценность Но главное отличие нормальных терминов от “амеб” - их ценность как основы, связующей элементы и задающей конкретные рамки. Если задаться таким вопросом, отличие “амеб” от “концептов” и “конструктов” становится очевидной. Разберем, например, понятие “успеха”:
А теперь разберем, например, понятие “эволюции”:
Выводы Практическая ценность этой статьи, несмотря на всю ее сложность, проста и очевидна: при любом непонимании позиции оппонента имеет смысл обратиться к вопросам, которые здесь задаются. Ведь вполне возможно, что в этой дискуссии вы пользуетесь словами-“амебами”, и поэтому смысл обсуждаемой идеи непредсказуемо искажается, вне зависимости от ваших намерений. Задайте эти вопросы к терминам, описывающим главную тему ваших размышлений. Присмотритесь, не использует ли оппонент, если он есть (он может присутствовать опосредованно, если определение, которое вы используете, сформировано не лично вами) приемы, описанные в предыдущей статье. Задайтесь вопросом о целях оппонента. И самое главное. Спросите себя: способны ли вы пройтись по всей лестнице, или до сих пор не можете одолеть первую ступеньку? И, возможно, вы придете к совершенно новому пониманию этого мира. С уважением, Алексей Глазков. Следующие статьи: “А Оруэлл был прав!” - о программировании поведения через искажение смысла слов “Нейрология общения” - о представлении связей сущность-обозначение в головном мозге и их влиянии на развитие мышления “Язык, мышление и образ действий” - о психологической значимости правильного выражения собственных мыслей “Об НЛП, рекламе, тренингах и прочем наебизнесе” - распознавание коммерческого использования изученной информации Интересное в блогах: Расхожая мудрость с точки зрения маркетинга гласит, что название должно вызывать в сознании либо эффектное описание, либо какую-то существенную часть бренда. Думаю, как минимум, оно не должно вводить в заблуждение и его эффектом не следует пренебрегать. Jantsch Communications, Inc — название, менее основанное на маркетинге, чем, например, Duct Tape Marketing («Маркетинг на скотче»)... HowToSell - Что должно быть в названии? Джон Медина является молекулярным биологом и преподает в University of Washington School of Medicine. Уже долгие годы он занимается исследованием работы мозга. И некоторые из его данных действительно могут пригодиться всем нам – обычным людям, желающим сделать свое публичное выступление чуточку лучше... BizTimes - Как работает мозг вашей аудитории? В последнее время у меня появилось неуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу, перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг не умирает, насколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Теперь такое редко случается... BizTimes - В чем вред клипового мышления? |
В избранное | ||