Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эксклюзивные статьи для страховых специалистов


Издательский дом Регламент Издательский дом
"РЕГЛАМЕНТ"

www.reglament.net
  29-30 октября 2008 года в Отеле «Холидей Инн Сущевский» пройдёт Конференция «Репутация финансовой структуры. Как защитить и укрепить бизнес» Организатор: Infor-media Russia


Сегодня мы знакомим Вас с материалом из методического журнала "Юридическая и правовая работа в страховании" #3/2008.

Оригинал статьи находится на нашем сайте.

Методический
журнал

 

Юридическая и правовая работа в страховании
#3/2008
 

Страхование и право – 2008

Е.Е. Смирнов, специальный корреспондент
Страховое законодательство России, хотя и сформировано с учетом мирового опыта, еще далеко от идеала, а потому нуждается в дальнейшем совершенствовании. О том, какие именно конкретные изменения в ближайшем будущем целесообразно внести в систему государственного регулирования страховой деятельности, говорилось на II Практической конференции «Страхование и право»1.

Конференция «Страхование и право» была организована Обществом страховых юристов (ОСЮр) и медиа-информационной группой «Страхование сегодня» при поддержке факультета права ГУ – ВШЭ. Форум страховых юристов прошел 20 мая 2008 года в Москве в бизнес-центре «Даев-Плаза». Генеральным спонсором мероприятия выступило ОСАО «Ингосстрах».

На конференции были сделаны и обсуждены следующие доклады:

  • «Антимонопольное регулирование деятельности страховых организаций» (докладчик – И.Ф. Смирнова, заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС РФ);
  • «Принципы обязательного страхования (В.А. Сивицкий, Ю.Б. Фогельсон, С.В. Яковлева, факультет права ГУ – ВШЭ);
  • «Перспективы гармонизации европейского страхового права» (А.В. Петрова, юрист международной юридической фирмы CMS Cameron McKenna LLP);
  • «Правовой статус страховых брокеров – противоречия действующего законодательства» (В.П. Рак, советник генерального директора СБ «Малакут»);
  • «Лицензирование деятельности страховых брокеров» (И.А. Карабанова, начальник отдела государственного реестра и лицензионных дел ФССН);
  • «Лицензирование и лицензионные требования. Процедуры контроля за деятельностью страховых организаций и система санкций за нарушение страхового законодательства» (Л.Н. Клоченко, партнер, генеральный директор «АКП-Консалтинг»);
  • «Уход с рынка: добровольный и вынужденный. Правовые проблемы и практика передачи портфеля» (С.В. Дедиков, советник по правовым вопросам ОАО «Московское перестраховочное общество “Москва Ре”», главный редактор журнала «Юридическая и правовая работа в страховании»);
  • «Направления совершенствования системы государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового рынка РФ» (И.В. Ломакин-Румянцев, руководитель ФССН);
  • «Реформирование системы контроля за деятельностью страховых компаний в странах ЕС. Директивы Sovency II. Риск-ориентированные модели» (К.Е. Турбина, директор представительства в Москве Gen Re, д.э.н.);
  • «Стратегии развития и стратегия регулирования страховой отрасли (И.П. Соломатин, вице-президент ОСАО «Ингосстрах»);
  • «Система, методы и регламенты действующей правовой модели страхового надзора в РФ и пути ее совершенствования» (В.Ю. Абрамов, заместитель генерального директора ОАО «САК “Энергогарант”», к.ю.н.);
  • «Конституционные гарантии при осуществлении страхового надзора (Ю.Б. Фогельсон, ГУ – ВШЭ, профессор, д.ю.н.);
  • «Актуальность и целесообразность создания специализированного государственного органа по урегулированию страховых споров» (К.И. Саранчук, председатель коллегии адвокатов «Вэтта-Лигал»).

Принципы обязательного страхования

Выступая на конференции с докладом «Принципы обязательного страхования», С.В. Яковлева отметила, что система обязательного страхования объективно влечет следующие ограничения конституционных прав:

  • запрет на осуществление определенных видов деятельности без соответствующего договора страхования, который является ограничением конституционного права на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ);
  • запрет на использование собственного имущества без соответствующего страхования, который является ограничением конституционного права частной собственности (ст. 35 Конституции РФ);
  • обязанность вступить в договорные отношения со страховщиком;
  • установление законом (или иным нормативным актом) отдельных условий договора страхования, что является ограничением свободы договора участников гражданско-правовых отношений (ст. 421 ГК РФ);
  • ограничение субъектного состава страховщиков, которые вправе осуществлять отдельные виды обязательного страхования, что влечет за собой ограничение конкуренции на страховом рынке (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Естественно, принципиальное значение имеют возможность и пределы ограничения конституционных прав.

В пункте 3 статьи 55 Конституции РФ зафиксировано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. При этом согласно позиции Конституционного суда РФ любое ограничение прав должно быть соразмерно тем целям, ради которых оно вводится.

Как отметила далее С.В. Яковлева, ссылаясь на ГК РФ, обязательное страхование всегда направлено на защиту интересов третьих лиц. В соответствии с ГК РФ обязательное страхование может быть установлено только в пользу третьего лица (п. 1 ст. 935, п. 2. ст. 927). Важно то, что законом не может быть установлена обязанность лица страховать свою жизнь или здоровье (п. 2 ст. 935 ГК РФ). Законом не может быть установлена обязанность лица страховать свое имущество (данный вывод следует из определения обязательного страхования, содержащегося в п. 2 ст. 927 ГК РФ, а также из определения ВС РФ от 6 мая 1999 г. № 36-В99-6).

В соответствии с Конституцией РФ к целям введения отдельных видов обязательного страхования относятся:

  • создание повышенных гарантий возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу третьих лиц действиями (бездействием) страхователя;
  • создание стимулов к повышению качества осуществляемой страхователями деятельности, представляющей определенную опасность для общества или государства; создание стимулов у страхователя к снижению риска причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц при осуществлении определенного вида деятельности; альтернативный лицензированию механизм контроля качества осуществления определенных видов деятельности;
  • обеспечение выполнения государством его публичных функций (гарантирование социального обеспечения граждан (ст. 39 Конституции РФ), гарантирование медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ), обеспечение права на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением).

Действующее в Российской Федерации законодательство требует...
Полную версию материала читайте на нашем сайте:
Продолжение >>






В избранное