Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Letters from "The Flying Dutchman"

  Все выпуски  

Letters from "The Flying Dutchman"


Letters from "The Flying Dutchman"
Выпуск: 8Дата: 2006-04-09

В предыдущих выпусках рассылки уже поднимался вопрос о том, что именно делает человека инвалидом: болезнь / травма или отношение общества / государства. Немного продолжу эту мысль.

С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиции неумения человека ходить, слышать, видеть. С получением инвалидности каждый человек вырывается из привычной жизненной колеи, травма, ранение, заболевания приводят к тому, что меняется сам человек, меняется отношение к нему близких людей, соседей, коллег по работе. Недуг рассматривается инвалидами как практически непреодолимое препятствие к нормальной жизни и служит оправданием собственного безволия и пассивности. Однако в некоторых случаях недуг может служить и фактором личностного роста, становления личности. Для того чтобы сам инвалид научился принимать решения и определять свои действия, проводились такие семинары. Понятие "независимая жизнь" в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента. В социально-политическом значении независимая жизнь - это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь - это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями, в социально-политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для его физического функционирования.

Возвращение в социум связано с длительными стрессами и не только для самих инвалидов, но и для всех членов их семей. Поэтому адаптация инвалидов, интеграция их в общество - это проблемы, касающиеся большого количества членов нашего сообщества. Ступени, мешающие быть свободными физически и раскованным внутренне - это не только лестницы, пороги, бордюры, это и отношения, складывающиеся вокруг людей с инвалидностью. Это и отношение самого человека к своей инвалидности.

Отношение к инвалиду строится на стереотипах, устойчивых представлениях о том, что это очень больной человек, которого нужно постоянно лечить, опекать, все силы приложить к тому, чтобы поправить ему здоровье. Если это не удается, нужно постараться удовлетворять его минимальные потребности - чтобы был сыт, чисто одет, не испытывал сильных стрессов: то есть, держать под колпаком и под постоянным наблюдением.

Однако сами люди с инвалидностью, имеющие стойкие необратимые изменения и нарушения в результате травмы, ранения, контузии или оперативного вмешательства (например, ампутация), не могут быть удовлетворены таким отношением. Ведь остаются другие потребности, кроме удовлетворения чувства голода и холода и т.п. Человек вправе выбирать свой жизненный путь, свой стиль жизни, совершать поступки, ошибаться, строить свою личную жизнь пусть методом проб и ошибок. В общем, иметь выбор в жизни: быть пассивным потребителем или самому реализовывать свой внутренний потенциал, принимать решения, ошибаться, но радоваться маленьким успехам и огорчаться неудачам - из чего и складывается жизнь любого человека.

Есть какие-то особенности, трудности, которые человек с инвалидностью не может преодолеть самостоятельно. В этом случае важно каждому научиться просить о помощи, принимать эту помощь, быть благодарным.

Необходимо не забывать, что у каждого из нас есть конституционные права как гражданина нашей страны, которые должно обеспечить государство, представители власти: право на личную жизнь, право на труд, право на образование, право на передвижение, право на удобное жилище, право на доступную среду и т.д. Права надо знать и уметь их отстаивать. Вот здесь и нужна поддержка общественности.

Таким образом, важно понять, что инвалидность - это проблема неравных возможностей, и решить ее можно только совместными усилиями всех сторон: инвалидов, общества и власти. Когда люди начинают думать о проблеме, они начинают предлагать всевозможные решения.

Больше инвалидность не рассматривается как частная проблема человека. Уже нет такой потребности в том, чтобы изменить себя, фокус - на социальных изменениях.
http://www.stopcor.ru/?proj01_2

Понятно, что инвалидность, это, прежде всего, зависимость. Но в чем же видится выход, в чем избавление? Самая тяжелая форма зависимости - экономическая, а избавление от нее - стабильный личный доход, не зависящий от государственных дотаций, будь то пенсии или пособия. Вот один из возможных вариантов - обеспечение самозанятости.

Интернет уже стал для многих инвалидов спасительной поляной для общения. А может стать и средством заработка — люди готовы научиться работать на клавиатуре даже ногами. Надо только, чтобы и государство научилось обеспечивать обездоленным возможность обучения.

«Пока же, — говорит «Профилю» Алексей, житель типичного областного городка с населением 300 тыс. человек, — я использую компьютер лишь как средство общения с другими футбольными болельщиками. Обидно. У меня ноги не работают, а руки и голова — в порядке, я мог бы работать на равных с теми, кто способен сам добираться до офиса. Только знаний не хватает. Вот почему компьютеры, по большому счету, нам практически не нужны — многие мои знакомые, из тех, кто в 16—25 лет стал инвалидом, мечтают заиметь машину и «бомбить» на ней. С теми же, кто стал инвалидом с рождения, все еще хуже: с компьютером делать они, как правило, ничего не могут — просто образования не хватает. А откуда оно возьмется, если учителя к ним ходят один-два раза в неделю».

Алексей не прирожденный нытик, на своем увлечении футболом он все-таки научился немного зарабатывать. Ведет в Интернете несколько платных турниров по футболпрогнозу — ведущему отчисляется часть денег, переводимых участниками в призовой фонд. Суммы, разумеется, не очень большие, однако и работы немного — раз в неделю дать анонс, подвести итоги и разослать всю информацию участникам. По знакомству Алексею передали ведение футбольной рубрики в местной газете: пару раз в месяц он пишет для нее футбольные обзоры, обычно ограничиваясь творческим переписыванием материалов из центральной прессы.

«Вообще, подработать можно — то знакомые просят реферат какой-нибудь сделать или музыку скачать, понемногу денег на жизнь набирается. Раньше, до покупки компьютера, и этого не было, — говорит Алексей. Но в то, что можно зарабатывать столько же, сколько «нормальные» люди, он не верит. — Хотя есть, конечно, некоторые, кто языки все же выучил и переводами занимается. Они на этом зарабатывают побольше».

Рубен из Москвы как раз смог выучить языки: в 1991 году окончил заочное отделение немецкого педагогического факультета Московского государственного лингвистического университета им. М. Тореза. Он хороший переводчик. Но из-за последствий ДЦП его руки практически не функционируют, печатать приходится ногами. На пишущей машинке это непросто: чтобы видеть текст, машинку приходилось ставить повыше, одну ногу использовать для опоры, а другой набирать текст. О покупке компьютера Рубен начал мечтать с 1993 года, но не было $1000—1200. Весной 94-го появилась идея, что можно накопить деньги побыстрее, если имеющуюся сумму вложить в «МММ». Деньги были потеряны. Но Рубен не сдавался. Через год осилил с помощью друзей приобретение простенького компьютера. Работать стало намного проще: монитор можно было поставить на уровне глаз, клавиатуру — на пол, а набирать текст можно обеими ногами. Второй компьютер также был получен благодаря благотворительным каналам, а третий, нынешний, Рубену собрали из комплектующих, полностью купленных им на свои деньги: переводы дают небольшой, но устойчивый заработок. «Пришлось усовершенствовать клавиатуру для удобства набора — приклеить сзади высокие деревянные ножки. Этим подгонка под меня и закончилась», — улыбается Рубен. Печатает он тупыми концами пустых шариковых ручек, привязанных к ногам, при этом средняя скорость набора составляет 80—90 символов в минуту. Заработки разные: «Собственно, на компьютере я могу делать все что угодно, просто на что-то времени уходит больше. Получается писать и переводить тексты, сочинять музыку, обрабатывать фотографии, даже рисовать. Набирать тексты и музыку, конечно, намного проще, чем делать все остальное». Сочинять музыку — легче всего, считает Рубен: «ввел в программу нотную запись — сама же программа ее и воспроизвела или сохранила как файл, который можно открыть на любом компьютере». Для работы с изображениями он использует Photoshop — мощный профессиональный графический редактор в восьмой редакции. «В основных функциях графического редактора я разбираюсь весьма неплохо. Правда, чтобы рисовать в нем, приходится более или менее сильно увеличивать изображение и в особо сложных случаях рисовать по отдельным точкам», — говорит Рубен. Мышкой он не пользуется, а для перемещения курсора по экрану, как и для набора сложных клавиатурных комбинаций, использует специальные возможности Windows.

При всех оговорках и Алексей, и Рубен доказывают, что компьютерная революция, которая бескровно прошла на наших глазах, дала возможность большинству инвалидов самостоятельно зарабатывать на жизнь самыми разными видами деятельности. Как рассказывает Дмитрий Чистов, заведующий кафедрой Финансовой академии при администрации президента РФ, в Астане ему доводилось общаться с молодым человеком, работающим программистом, у которого из-за травмы обе руки ампутированы по плечи. «Парень очень способный, работающий совершенно без оглядки на свое состояние — еще с малых лет родители приучили не обращать на это внимания. Текст ногами набирает свободно. Когда пришел на экзамен по сертификации «1С:Специалист», на час позже всех начал, на час раньше закончил — правда, получил тройку, но с учетом того, что половина из сдававших написали на «два», — результат вполне хороший». Вся переделка рабочего места под него заключалась в переносе клавиатуры. Вообще, по мнению Чистова, получить такие навыки довольно легко, если есть голова на плечах: в продаже много компьютерной литературы, во многом при наличии желания можно разобраться самостоятельно или найти информацию в Интернете. И заняться после освоения будет чем: нехватка технических специалистов — это головная боль кадровиков на всем постсоветском пространстве. В результате миллионы практически нищих людей могут получить средства на приличную жизнь.

Очевидно, что одним из способов снизить остроту проблемы адаптации инвалидов должно стать обучение их работе с компьютерными технологиями. Однако на это госчиновники традиционно отвечают, что государство не может позволить себе такую роскошь — денег нет. Забывая, что инвалиды, невзирая на все гострудности, умеют получать информацию и знают, почем нынче нефть, как спорят госмужи о распиливании Стабилизационного фонда, какие намечены национальные проекты.

ЮРИЙ СИНОДОВ 
http://profile.ru/items/?item=17739

Сторонники максимальной и скорейшей информатизации общества и всемирной всесторонней компьютеризации справедливо утверждают, что только в этом случае создаются максимально комфортные условия и равные возможности для самореализации человека во всех сферах, поскольку появляется полная свобода выбора места и сферы деятельности за счет роста объемов домашнего труда, например, намного упрощается полноценная интеграция инвалидов в социальную жизнь и трудовую деятельность.

Проблема социализации инвалидов для России на настоящем этапе с ее унизительной уравнительно-распределительной системой материального обеспечения стоит наиболее остро. По оценкам специалистов более, 70% российских инвалидов способны самостоятельно обеспечить себе достойное существование, если бы государство смогло создать для них соответствующие условия. Опыт Западной Европы и США показывает, что, используя возможности персонального компьютера и ресурсы Интернета, сотни тысяч людей с нарушениями опорно-двигательных функций смогли стать полноценными членами общества, которые сами зарабатывают себе на достойную жизнь и имеют возможность всестороннего общения с социумом. Российские инвалиды обладают не менее развитыми интеллектуальными и творческими способностями, чем западные. Используя всемирную информационную систему, они получили бы возможность предложить и применить себя не только на внутреннем российском, но и на внешнем рынке труда, приобщиться к мировому культурному наследию.

http://www.ibci.ru/konferencia/page/statya50.htm

Поделиться своим мнением:
inet.thoughts.letters-owner@subscribe.ru
Отписаться от рассылки:
inet.thoughts.letters-unsub@subscribe.ru


В избранное