Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!




Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!

Интернет-магазин Центра НТД "Техэксперт" www.shop.cntd.ru предлагает: международные и зарубежные стандарты - на языке оригинала и в переводе, а также официальные печатные издания стандартов России и уникальные авторские документы организаций разработчиков Газпроектa, ЦНИИМФ, ЦКБА.

| Кодексы РФ| Правовой журнал "Kodeks-Info" | Бюллетень "Загляни в Кодекс"


Тексты этих и других документов можно получить на Информационно-правовом сервере 'Кодекс' (www.kodeks.ru)

Проблему с техрегламентами хотят решить заимствованием зарубежных аналогов
2009-12-30 10:54

Проблему с техрегламентами хотят решить заимствованием зарубежных аналогов


Президент Дмитрий Медведев внес вчера в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании». Документ ориентирован на отечественных производителей, уставших ждать принятия отечественных техрегламентов. Теперь им предлагается использовать иностранные стандарты для производства продукции, в том числе для российского рынка.

«Законопроект направлен на ускоренное обновление нормативно-технической базы, устанавливающей обязательные требования к продукции и процессам», - говорится в справке к документу. За семилетний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 техрегламентов из необходимых 700. Механизм их принятия оказался крайне неэффективным.

В результате отечественная промышленность лишена возможности ориентироваться на передовые мировые стандарты. Поэтому законопроектом предусматривается возможность их заимствования, но каких именно, не уточняется. Зато предусматривается, что заинтересованное лицо вправе использовать зарубежный стандарт только после его перевода на русский язык и постановки на учет в органе стандартизации.

При этом оговаривается, что введение зарубежных регламентов не исключает применения отечественными товаропроизводителями и традиционного режима техрегулирования. Законопроектом отменяется норма, предусматривающая прекращение действия таких требований с 1 июля 2010 года. Таким образом, предприятия, ориентированные на модернизацию производства, будут вправе применять лучшие практики регулирования и стандартизации, а предприятия, испытывающие трудности, смогут безболезненно продолжать работать по действующим правилам.

«Пользоваться иностранными стандартами и выпускать продукцию по ним никто не запрещает и сегодня, - указывает аналитик в области машиностроения Моисей Гельман. - Но продавать такую продукцию в России производитель не сможет. Возможно, законопроект понадобился, чтобы исправить этот момент. В целом же мне этот документ совершенно непонятен. Возможно, весь смысл поправок лишь в том, что Минпромторг добился эксклюзивного права принимать техрегламенты. До настоящего времени этим занимались Госдума и правительство. Но сфера деятельности министерства распространяется только на промышленность. А техрегламентами должны охватываться все сферы экономики».

Напомним, совсем недавно Дмитрий Медведев поручил передать полномочия по принятию техрегламентов одному ведом-ству. Поручение также было связано с необходимостью ускорить их принятие.

«В любом случае закон о техрегулировании надо отменять, - полагает г-н Гельман. - Ведь в техрегламенте можно выставлять требования только к безопасности продукции. Но возьмем любое сложное техническое устройство, требования к его безопасности могут быть реализованы только качественным исполнением всех его узлов, компонентов и комплектующих. Чтобы обеспечить, к примеру, безопасность авиапассажиров, необходимо обеспечить качество изготовления всех узлов и всей комплектации самолета, вплоть до болтов и гаек. То есть надо включать в техрегламент все нормативные требования к их качественному исполнению».


По материалам РБК daily

 

Сайты органов госвласти скрывают информацию - рейтинг открытости
2009-12-30 10:59

Сайты органов госвласти скрывают информацию - рейтинг открытости

 

Институт развития свободы информации (ИРСИ) опубликовал рейтинг информационной открытости органов исполнительной власти РФ в 2009 году. Эксперты зафиксировали множество нарушений в ведении сайтов и отмечают, что исполнительная власть в нашей стране не готова открыться перед россиянами.

Согласно рейтингу информационной открытости, в России деятельность тех или иных органов исполнительной власти доступна всего лишь на 30%. Из них львиная доля - 89% - это общая информация о самом учреждении, история его развития и описание деятельности. Только 11% информации на единичных сайтах рассказывает о том, как расходуются бюджетные средства. Специалисты Института развития свободы информации называют такое положение дел «черной полосой» на пути борьбы с коррупцией.

В рейтинг информационной открытости вошли 80 официальных сайтов органов исполнительной власти. Первую десятки возглавляет сайт Роспатента, степень информационной открытости этой структуры составляет 55% - выше этой отметки не поднялся ни один другой исполнительный орган. На втором месте находится Федеральная миграционная служба России, на третьем МЧС России, четвертую позицию занимает Ростехрегулирование, замыкает пятерку МИД. На десятом месте Министерство здравоохранения и социального развития.

Эксперты отмечают, что даже к лидеру рейтинга хватает претензий.

«Зайдя на сайт Роспатента сразу видишь фразу «Для корректной работы сайта необходим браузер IE6.0+». Не очень понятно, почему гражданин должен просматривать сайт, сделанный на средства налогоплательщиков, в платном интернет-браузере, который делает один монопольный производитель в мире», - заявила Ася Власова, директор направления открытых программных решений IT-компании «КОРУС Консалтинг».

Самую последнюю позицию, по данным Института развития свободной информации, занимает сайт Рособоронпоставки, точнее его отсутствие. Чуть выше находится сайт Службы внешней разведки России. 12% открытости в рейтинге получила служба Росалкогольрегулирование, которая фактически не обновляет имеющуюся информацию, на 1% больше у ФСИН.

Председатель Института развития свободы информации Иван Павлов отметил, что «и за это надо сказать спасибо». Пару лет назад, у 53-х органов исполнительной власти не было своих официальных сайтов. Сейчас имеют все, за исключением Рособоронпоставки, но без нарушений не ведется ни один. В ходе проверки выяснилось, что доменное имя некоторых сайтов зарегистрировано не на федеральный орган власти, а на какой-нибудь подчиненное государственное учреждение.

«Соответственно, этот сайт не имеет права считаться официальным, и информация там может просто не соответствовать действительности», - добавил Павлов.

Специалист подчеркнул, что информация о действия всех учреждений исполнительной власти должна находиться в свободном доступе. При этом необходимо не просто создавать видимость информационной насыщенности, но и действительно нести пользу для посетителей сайтов.

«Составляя рейтинг, мы столкнулись с тем, что некоторые службы тратили бюджетные деньги выделенные на создание сайта, но создавали его таким образом, что ни один здравомыслящий человек, не нашел бы там нужной ему информации. Это расход бюджетных средств впустую, любой человек как спотыкался об административные барьеры, так и продолжит это делать», - подчеркнул Павлов.

Так, например, на сайте Роспотребнадзора на первый взгляд вроде бы присутствуют все необходимые ссылки, разделы и данные. Но, как только мы захотим войти в рубрику под названием «Прием граждан», где можно составить жалобу и написать письмо, то попадем почему-то в пресс-релизы. А на сайте главного управления специальных программ Президента РФ вообще нет никакой информации. Заходим в раздел «Контакты» и видим, что администратор сайта работает с 15.00 до 17.00 часов.

«Официальные сайты ведутся ужасным образом. На многих такой шрифт, что даже с хорошим зрением не разобрать, что написано. Но больше всего поразил сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Раньше, чтобы получить информацию о ГОСТе необходимо было заплатить и оформить кучу справок. Суд обязал службу вывешивать требования к ГОСТам и формально это требование было выполнено, но на практике эту информацию нельзя ни скопировать, ни распечатать», - подчеркнула сотрудник ИРСИ Елена Голубева.

Также выяснилось, что многие Федеральные органы исполнительной власти злоупотребляют полномочиями во время разработки своих информационных сайтов. Бюджетные средства на развитие таких официальных сайтов выделяются регулярно, а некоторые из служб еще и зарабатывают на этих сайтах.

«В ходе своего исследования мы обнаружили, что на многих официальных сайтах присутствует обычная реклама. Как правило, это услуги какой-нибудь частной юридической фирмы. Или же объявления о товарах. Тут же дается гиперссылка, которая ведет на сайт фирмы», - отметила Голубева.

Российские органы исполнительной власти не готовы к информационной открытости, уверен Иван Павлов. Согласна с ним и Власова.

«В целом, конечно, нельзя утверждать, что российские органы госвласти готовы к «полной информационной открытости». По-прежнему «торговля информацией», которая, по идее, должна быть открыта для всех граждан, является серьезным источником заработка для аффилированных с госструктурами компаний», - пояснила она.

И хотя по сравнению с последним годом, уровень доступности для россиян сведений о том или ином федеральном учреждении поднялся на 10 процентов, «это остается ничтожно низким показателем», уверен Иван Павлов.

«Сегодня, чтобы получить сведения, которые должны быть абсолютно доступны, не нужно платить никаких денег. Тем не менее, налоговые службы требуют заплатить за выписку из единого государственного реестра. А на официальном сайте налоговиков эта информация является закрытой. Что остается делать простому гражданину? Это ли не показатель коррупции?» - заявил председатель ИРСИ.

По его мнению, если правительство заинтересовано в том, чтобы искоренить коррупцию, то «необходимо строго следить за деятельность официальных сайтов органов исполнительной власти». В противном случае, сайты будут существовать формально, россияне по-прежнему будут отстаивать огромные очереди в надежде получить нужную справку. А те, кто не располагает временем - платить.

И все же эксперты полагают, что ситуация с интернет-представительствами органов госвласти начала активно меняться последнее время.

«Важный вектор для работы в этом направлении задает, конечно, президент. Дмитрий Медведев постоянно подчеркивает важность информационных технологий для развития сферы госуправления, да и сам живо интересуется тем, что происходит в Интернете: читает блоги и новости в Сети, может зайти на сайт любого органа власти и лично проверить, как работает ресурс. Все это дисциплинирует и заставляет двигаться вперед», - считает Власова.

Добавим, что согласно принятому постановлению правительства РФ, с 1 января 2010 года все органы исполнительной власти обязаны иметь свой официальный сайт, на котором будет максимально прозрачно освещена их деятельность.

Рейтинг информационной открытости официального сайта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации (первая десятка):

1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) - http://www.rupto.ru  - 55%

2. Федеральная миграционная служба (ФМС России) - http://www.fms.gov.ru  - 53,55%

3. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  (МЧС России) - http://www.mchs.gov.ru  - 46,49%

4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) - http://www.gost.ru  - 45,64%

5. Министерство иностранных дел РФ (МИД России) - http://www.mid.ru  - 45,6%

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - http://www.rospotrebnadzor.ru  - 43,69%

7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - http://www.meteorf.ru  - 42,93%

8. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - http://www.fas.gov.ru  - 42,55%

9. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - http://www.gosnadzor.ru  - 42,27%

10. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) - http://www.minzdravsoc.ru  - 41,9%

 

По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

 

 

Россия готовится перейти на новые стандарты
2009-12-30 11:02

Россия готовится перейти на новые стандарты

Поправки в закон "О техническом регулировании" внесены в парламент

 

Вчера президент Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Государственной думы поправки в закон "О техническом регулировании". Предполагается, что они позволят использовать зарубежный опыт при разработке технических регламентов.

Начатая в 2002 году реформа технического регулирования должна была решить широкий круг задач. В первую очередь - обеспечить формирование системы обязательных требований, которые бы обеспечивали безопасность продукции, процессов, сфер деятельности на территории России, установить соответствия национальной системы технического регулирования международным нормам, а также оптимизировать множество ГОСТов и СНиПов, которые регулируют изготовление той или иной продукции. Кроме того, предполагалось снять излишние административные барьеры и усилить внимание к вопросам безопасности при производстве.

Но реализовать эти задачи оказалось непросто. Практика применения принятого семь лет назад закона "О техническом регулировании" показала свою неэффективность. За время, прошедшее с момента вступления закона в силу, из 400 необходимых было принято всего лишь 11 технических регламентов.

В итоге Дмитрий Медведев подверг критике растянувшийся на годы процесс принятия техрегламентов и поручил подготовить предложения по ускорению этой процедуры.

Революция в техрегулировании

Законопроект "О внесении изменений в федеральный закон "О техническом регулировании" ставит перед собой поистине революционные задачи. Как сказано в пояснительной записке, "в современных условиях глобализации рынков возрастает роль международных стандартов как механизма продвижения и обеспечения интересов России в экономической сфере на международном уровне".

Особое место в документе занимают положения, направленные на установление в качестве одного из основных принципов технического регулирования "возможности применения международных, региональных стандартов и свода правил, стандартов и сводов правил иностранных государств в целях соблюдения требования технических регламентов".

При этом устанавливается, что международные и региональные стандарты, а также своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств являются документами в области стандартизации.

Документ предлагает ввести два применяемых по выбору заявителя режимов технического регулирования, один из которых основан на требовании российских стандартов, а другой - на требованиях иностранных технических регламентов (директив) и стандартов.

Кроме того поправки определяют, что учет зарубежных стандартов осуществлялся в случае использования режима технического регулирования, основанного на зарубежных технических регламентах (директивах).

Право на выбор

Поправки в закон "О техническом регулировании" также предлагают наделить правительство полномочиями по введению на альтернативной основе требований технических регламентов стран таможенного союза, норм и правил Европейского союза в тех сферах технического регулирования, где в установленные сроки не были приняты технические регламенты.

Однако при этом введение таких зарубежных регламентов не должно повлиять на возможность применения отечественными товаропроизводителями традиционного режима технического регулирования в соответствии с действующими требованиями к продукции.

Поправки отменяют норму, которая предусматривает прекращение действий таких требований с 1 июля 2010 года. Это дает предприятиям право на маневр. Бизнес, ориентированный на модернизацию производства, будет вправе применять наилучшие практики регулирования и стандартизации, а предприятия, испытывающие трудности с этим, смогут продолжать хозяйственную деятельность по старым правилам.

"Таким образом, отменяется гонка, в которой мы участвовали в связи с принятием новых техрегламентов. Сейчас мы сможем их принимать спокойно и вдумчиво, что, безусловно, позитивно скажется на системе технического регулирования", - заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов.

Законопроект также предлагает расширить полномочия федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Для ускорения процесса разработки и принятия технических регламентов устанавливается, "что решение об утверждении или отклонении технического регламента применяется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию на основании голосования по проекту технического регламента на заседании экспертной комиссии, в состав которой должны входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти".

В соответствии с законопроектом перечень технических регламентов, принимаемых федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, должен определяться правительственной программой разработки техрегламентов.

Изменения в законодательство прокомментировал корреспонденту "Газеты" первый заместитель руководителя комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Лоцманов

"Сегодня имеется надежда на то, что система технического регулирования в России будет соответствовать между народно признанным нормам и тем принципам, которые приняты в Европе и рекомендованы ООН. Речь идет о так называемом "Новом или глобальном подходе", когда в технических регламентах должны определяться общие требования безопасности, а конкретные требования к продукции должны содержаться в стандартах или сводах правил, которые закреплены за данным регламентом.

Такая модель позволяет четко отделять обязательные требования от добровольных и обеспечивать безопасность продукции.

Если ваша продукция соответствует стандарту, который связан с тем или иным техническим регламентом, значит, вы выполняете эти требования и ваша продукция безопасна. А если вы не хотите работать по стандарту, то можете выбрать другой документ, но пройти при этом дополнительную процедуру сертификации, подтверждения соответствия, чтобы доказать, что ваша продукция так же безопасна, как и выпускаемая по стандарту.

27 декабря исполняется семь лет с момента принятия закона "О техническом регулировании", но фактически реформа идет только два года, потому что первоначальная редакция закона позволяла двоякое толкование многих его статей и часто заводила реформу в тупик. Этим и объясняется то, что сегодня принято только 11 технических регламентов. Поправки к закону, которые были приняты в 2007 году и подписаны президентом, как раз и позволили применять модель нового, или глобального, подхода, которая обеспечивает успех соответствующих документов.

Кроме того, ошибочным является мнение, что нам нужно много регламентов - 200, 300 или 400. Пусть сейчас у нас будут, скажем, 20-30 регламентов, но мы добьемся при этом того, чтобы они были качественными, выверенными и увязанными со смежным законодательством. К сожалению, о тех регламентах, которые на сегодня приняты, не всегда можно это сказать. Не случайно многие из них потребовали изменений практически сразу после их утверждения. Российский союз промышленников и предпринимателей уделяет большое внимание данной реформе. Наши предложения четко сформулированы, а также доведены и до Ростехрегулирования, и до Минпромторга, который координирует эту работу, и до аппарата правительства, и до аппарата президента. Отрадно, что во многом эти предложения находят положительный отклик.

В частности, сегодня внесены первые поправки в закон и сняты конечные сроки реализации реформы технического регулирования. Мы надеемся, что в ближайшее время будут подготовлены и следующие изменения.

Сегодня, безусловно, нужно внести изменения в Административный кодекс, с тем чтобы установить ответственность за невыполнение требований регламентов. Потому что сложилась парадоксальная ситуация, когда принимаются федеральные законы и постановления правительства, а ответственность нигде не прописана. Еще одним предложением РСПП является то, что и проекты техрегламентов, и проекты международных стандартов, рекомендуемых к применению в России, обязательно должны согласовываться с профильными техническими комитетами по стандартизации и с межотраслевыми советами по стандартизации в тех отраслях, где они есть. Очень важно, чтобы за каждым регламентом закреплялся конкретный федеральный орган исполнительной власти, куда можно было обратиться с предложениями по внесению изменений или проконсультироваться по применению регламента.

Немаловажно также и то, чтобы предприятия более активно включались в экспертизу проектов техрегламентов и разработку национальных и международных стандартов. А для этого необходимо решение Минфина, которое бы позволило относить затраты на стандартизацию на себестоимость продукции. Сегодня, к сожалению, эти затраты предприятия вынуждены нести из чистой прибыли, что существенно затрудняет их участие в процессе.

Хотя вообще разработка новых стандартов - это путь к инновационному развитию российской промышленности, и хорошим примером здесь выступает металлургия как отрасль, которая применяет у себя современные стандарты, остается конкурентоспособной, активно выходит на мировые рынки и осуществляет техническое перевооружение производства. Там, где промышленность держится за старые стандарты, успеха мы, к сожалению, не видим.

Сегодня, безусловно, нужно укрепление нашего органа по стандартизации - Ростехрегулирования, потому что стандартизация - это важнейшее звено в конкурентной борьбе российской промышленности. Плюс к этому нужно вернуть хорошо всем известный и зарекомендовавший себя в мире бренд - "Госстандарт".

 

По материалам "Газеты"

 

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»
2009-12-30 11:04

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

 

Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс".

В избранное