Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 24 февраля 2010 г.


24 февраля 2010 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Выступление президента РСПП на семинаре "Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти в России": "Теневая экономика и коррупция в России и в мире"

Тезисы президента РСПП А.Н.Шохина к выступлению на научном семинаре ГУ-ВШЭ Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти в России:
Теневая экономика и коррупция в России и в мире

Мясницкая, 20, ауд.311. 18.02.2010

1. Что такое коррупция? Под коррупцией обычно понимают злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. В соответствии с российским законодательством коррупция . это возмездное злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения личной выгоды.
2. Почему коррупция . это плохо? В масштабе национальной экономики коррупция искажает действия конкурентных механизмов и приводит к неэффективному распределению ресурсов с точки зрения экономики страны. В результате в долгосрочном периоде происходит существенное замедление экономического роста и углубление социального неравенства.
3. В сознании обывателя коррупция . это взятки на дорогах, в больницах, в школах и.т.д. Но эта так называемая бытовая коррупция является только вершиной айсберга, и ее последствия в сравнении с другими видами коррупционных отношений менее масштабные. В действительности коррупция . это не столько деньги в конвертах, сколько мощное, искажающее конкуренцию перераспределение.
4. Экономисты выделяют три уровня коррупционных взаимоотношений: бытовая коррупция; деловая коррупция (возникает при взаимодействии власти и бизнеса); коррупция верховной власти (относится к высшему руководству и верховным судам). На этом семинаре мы сконцентрируемся на деловой коррупции и коррупции верховной власти . системообразующих коррупционных проявлениях.
5. В части деловой коррупции обычно много говорят об активной коррупции, или коррупционном спросе: власть понуждает к коррупционным решениям (чиновники берут и даже вымогают взятки). Недостаточное внимание уделяется пассивной коррупции, или коррупционному предложению: бизнес сам формирует коррупционное давление на власть, склоняет чиновников к принятию взятки.
6. Итак, что является причиной возникновения деловой коррупции? Если говорить о коррупционном спросе, то основными причинами являются: коррупциогенность законов (в том числе их неоднозначное толкование), злоупотребления полномочиями контрольно-надзорных органов (по данным опросов РСПП всевозможные проверки . одна из основных проблем делового климата в России), увеличение роли и доли государства в экономике.
7. ПРИМЕР 1 НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ЗАКОНОВ: за преднамеренное банкротство руководитель может быть наказан штрафом в размере от 200 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до шести лет. Такая вилка санкции предоставляет широкое поле для коррупционных договоренностей.
8. ПРИМЕР 2 НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ЗАКОНОВ: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Таким образом, непреднамеренная ошибка при заполнении трудовой книжки может являться формальным основанием для приостановления деятельности юридического лица.
9. ПРИМЕР 3 ПРОВЕРКИ: Во многом благодаря усилиям РСПП на уровне федерального закона были регламентированы сроки и периодичность проверок, закреплена необходимость представления графика проверок в органы прокуратуры. Внеплановые проверки в отношении малого и среднего бизнеса могут осуществляться только после согласования с органами прокуратуры. Вместе с тем, существует угроза, что выпадающие доходы государственных контролеров, которые снизились вследствие ограничения на проверки малого и среднего бизнеса, будут компенсироваться за счет увеличения количества проверок в отношении крупного бизнеса.
Необходимо законодательное закрепление механизмов раскрытия информации о результатах контрольно-надзорных мероприятий. Также возможно делегировать контрольно-надзорные функции СРО.
10. ПРИМЕР 4 СОВЕТЫ ДИРЕКТОРОВ: имеет место практика введения чиновников в советы директоров крупных компаний. Также есть схемы золотых парашютов для чиновников, которые получат свои коррупционные гонорары уже после ухода с государственной службы.
11. ПРИМЕР 5 СВОИ КОМПАНИИ: Часто свои компании, оформленные на ближайших родственников или друзей, получают государственные заказы, при этом их предложения далеко не всегда конкурентные. Популярны схемы получения коррупционной ренты путем вхождения своих компаний в акционерный капитал заинтересованной компании в счет оплаты услуг чиновника. Потенциально это может привести к такому эффекту, как коррупционное рейдерство: после получения базового пакета акций с использованием возможностей чиновника компания полностью отжимается.
12. ПРИМЕР 6 ФГУП ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫЙ СЕРВИС: Работа на конкурентном рынке плюс преференции госструктуры дают необоснованные конкурентные преимущества. Схемы с аффилированными лицами.

13. Если говорить о коррупционном предложении, то основной причиной является высокие альтернативные издержки бизнеса по сравнению с транзакционными коррупционными издержками. Если бы это не было выгодно бизнесу, не приносило выигрыша в прибыли, то бизнес не совал бы конверты.
14. Хочу отметить, что Хартия корпоративной и деловой этики возлагает на членов РСПП обязательство не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных или иных официальных органов для достижения своих корпоративных целей.
15. ПРИМЕР 8 УВОЛЬНЕНИЕ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ ИЗ ИКЕИ: Ярким примером взяточничества в России послужило недавнее увольнение двух представителей шведской компании ИКЕА за применение коррупционных методов при разрешении проблемы с поставщиком энергоснабжения в торговом центре в Санкт - Петербурге. Ранее не раз упоминалось о жесткой политике компании по отношению к коррупционным механизмам как в России, так в других странах мира. Принятая мера (увольнение сотрудников) является беспрецедентной для корпорации во всем мире, но IKEA готова и дальше отстаивать жесткую позицию по отношению к подобным вопросам",. подчеркнули представители компании. Что же побудило нарушить менеджеров корпоративные стандарты? Давняя проблема оплаты электричества и газа по ценам выше рыночных в Санкт-Петербурге приводила компанию к убыткам в миллионы евро. Решить вопрос уволенные менеджеры пытались с помощью взятки. Запятнана ли честь известной компании ИКЕА или конверт был выходом в безвыходной ситуации?
16. Президент Медведев считает, что коррупция . один из главных барьеров на пути развития страны. В Его Послании Федеральному Собранию отмечено, что борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем . до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла.
17. Администрация Президента активно участвует в борьбе с коррупцией. Например, еще летом 2008 года был утвержден Национальный план противодействия коррупции. Фактически, это нацпрограмма.
К.А. Чуйченко, кстати, входит в Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Уверен, ему есть что рассказать на этот счет.

Приложение 1. Некоторые предложения РСПП по направлениям и коррупцией:
1. Завершение в максимально сжатые сроки формирования системы административных регламентов, закрепляющих обоснованные и однозначные правила взаимодействия государственного служащего с представителями бизнеса в процессе контроля. Таким образом, будет ограничена возможность усмотрения чиновника при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
2. Распространение закрепленного в законодательстве порядка согласования внеплановых проверок с прокуратурой на всех хозяйствующих субъектов - это существенным образом снизит коррупционные риски.
3. Разумная замена мер государственного контроля на механизмы негосударственного контроля, делегировав соответствующие полномочия саморегулируемым организациям, способным обеспечить контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами требований действующего законодательства, а также стандартов и правил профессиональной деятельности. При этом за государством должны остаться полномочия по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций.
4. Развитие правового регулирования независимого аудита (технологического, экологического и т.д.). Получение соответствующего аудиторского заключения должно исключать возможность дополнительной проверки организации. Одновременно на независимых аудиторов может быть возложена материальная и административная ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
5. Обеспечение роста эффективности контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов, законодательно закрепив механизм раскрытия информации о результатах контрольно-надзорных мероприятий. СРО и другие объединения бизнеса заинтересованы в получении сводных данных о результатах проверок, чтобы заранее знать о предъявляемых требованиях и оценке проверяющими тяжести нарушений. Целесообразно предусмотреть обязанность контролирующих органов направлять ежеквартальные обзоры по итогам проверок в соответствующие объединения бизнеса. Такие изменения обеспечили бы профилактику возможных нарушений. Однако, создается впечатление, что контролирующие органы вместо профилактики нарушений заинтересованы в их сохранении, что позволяет извлекать коррупционную ренту.
6. В целях снижения коррупционных рисков представляется необходимым дальнейшее совершенствование норм административного и уголовного законодательства, в частности путем введения исчерпывающих формулировок максимально детализирующих составы правонарушений с целью исключения каучуковых норм, позволяющих привлекать к ответственности по широким основаниям.



Источник: РСПП


Выскажите свое мнение


В избранное