Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 26 ноября 2009 г.


26 ноября 2009 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Ситуацию с поставками российской промышленной продукции на Штокмановское и Приразломное месторождения обсудят 3 декабря

Освоение российского континентального шельфа предоставляет серьезные возможности для развития промышленности. Строительство  масштабных объектов требует значительного количества грузовых автомобилей, дорожно-строительной техники, различного оборудования для береговых и морских сооружений.

Согласно Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции» операторы проектов по освоению российского континентального шельфа должны использовать не менее 70% российского оборудования и услуг. Режим СРП активно критиковался, поэтому Приразломный и Штокмановский проекты реализуются без СРП. К сожалению, под аккомпанемент критики режима СРП, «вместе с водой выплеснули и ребенка», забыв о 70% норме для отечественной промышленности. Ни в Приразломном, ни в Штокмановском проектах нет никаких нормативов участия российской промышленности.
Отсутствие нормативов для национальной промышленности противоречит мировой практике. Так, меджлис Ирана принял закон, обязывающий при разработке нефтегазовых месторождений использовать не менее 50%  иранской продукции и услуг. Именно жесткая норма закона заставляет иностранных операторов создавать в Иране совместные производства и вкладывать средства в развитие иранской промышленности. Норвегия и Китай смогли увязать доступ к природным ресурсам условиями, вынуждающими недропользователей развивать промышленность в этих странах. Шельфовые проекты позволили Норвегии «с нуля» создать и развивать машиностроительный комплекс. 
 
Российская Федерация имела развитое машиностроение задолго до того, как в упомянутых странах создавались первые образцы оборудования для нефтегазового комплекса. Несмотря на это, дочерняя компания «Газпрома» получила право ввоза импортного оборудования без таможенных пошлин и НДС в течение всего срока реализации Приразломного проекта. Аналогичные преференции для импортных поставщиков планирует получить оператор Штокмановского проекта.
Ситуация с российским наполнением проектов на континентальном шельфе не может не вызывать опасений. Для Приразломного проекта в Россию ввезли устаревшую и списанную платформу Hutton TLP.  Для Штокмановского проекта в 2007 году «Газпром» заказал  Выборгскому заводу две платформы на сумму более двух  миллиардов долларов США. Сумма контракта и название российского завода широко анонсировались «Газпромом», но умалчивалось, что более половины (по оценкам экспертов более 70%) этой суммы уйдет за рубеж. В связи с изменением курса доллара «Газпром» еще вынужден будет проводить  доплату для иностранцев.
Операторы проектов на шельфе работают через подрядчиков, которые не являются естественными монополиями и могут без всяких конкурсов проводить масштабные закупки импортной продукции. Искажается реальная статистика, когда к  «российскому участию» относят перечисления средств подрядчикам, которые не используют отечественную промышленную продукцию.

Ситуация с участием российской промышленности в проектах на континентальном шельфе будет рассмотрена 3 декабря 2009 года на четвертой ежегодной конференции «Оборудование для работы на шельфе» (Нефтегазшельф-2009). В мероприятии примут участие представители Государственной Думы, Минпромторга, Газпрома, Газпром добыча шельф, Союза нефтегазопромышленников России, Союза производителей дорожно-строительной техники, Союза производителей нефтегазового оборудования, ЧТЗ-УРАЛТРАК, ТМК и других промышленных компаний.



Выскажите свое мнение


В избранное