Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 3 ноября 2009 г.


3 ноября 2009 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Необходимы срочные меры для участия российского машиностроения в проектах на шельфе

Освоение российского континентального шельфа предоставляет серьезные возможности для развития промышленности. Строительство масштабных объектов требует значительного количества грузовых автомобилей, дорожно-строительной техники, различного оборудования для береговых и морских сооружений.

Согласно Федеральному закону О соглашениях о разделе продукции операторы проектов по освоению российского континентального шельфа должны использовать не менее 70% российского оборудования и услуг. Режим СРП активно критиковался, поэтому Приразломный и Штокмановский проекты реализуются без СРП. К сожалению, под аккомпанемент критики режима СРП, вместе с водой выплеснули и ребенка, забыв о 70% норме для отечественной промышленности. Ни в Приразломном, ни в Штокмановском проектах нет никаких нормативов участия российской промышленности.

Отсутствие нормативов для национальной промышленности противоречит мировой практике. Так, меджлис Ирана принял закон, обязывающий при разработке нефтегазовых месторождений использовать не менее 50% иранской продукции и услуг. Именно жесткая норма закона заставляет иностранных операторов создавать в Иране совместные производства и вкладывать средства в развитие иранской промышленности. Норвегия и Китай смогли увязать доступ к природным ресурсам условиями, вынуждающими недропользователей развивать промышленность в этих странах. Шельфовые проекты позволили Норвегии с нуля создать и развивать машиностроительный комплекс.

Российская Федерация имела развитое машиностроение задолго до того, как в упомянутых странах создавались первые образцы оборудования для нефтегазового комплекса. Несмотря на это, дочерняя компания Газпрома получила право ввоза импортного оборудования без таможенных пошлин и НДС в течение всего срока реализации Приразломного проекта. Аналогичные преференции для импортных поставщиков планирует получить оператор Штокмановского проекта.

Ситуация с российским наполнением проектов на континентальном шельфе не может не вызывать опасений. Для Приразломного проекта в Россию ввезли устаревшую и списанную платформу Hutton TLP. Для Штокмановского проекта в 2007 году Газпром заказал Выборгскому заводу две платформы на сумму более двух миллиардов долларов США. Сумма контракта и название российского завода широко анонсировались Газпромом, но умалчивалось, что более половины (по оценкам экспертов более 70%) этой суммы уйдет за рубеж. В связи с изменением курса доллара Газпром еще вынужден будет проводить доплату для иностранцев.

Операторы проектов на шельфе работают через подрядчиков, которые не являются естественными монополиями и могут без всяких конкурсов проводить масштабные закупки импортной продукции. Искажается реальная статистика, когда к российскому участию относят перечисления средств подрядчикам, которые не используют отечественную промышленную продукцию.

Ситуация с участием российской промышленности в проектах на континентальном шельфе будет рассмотрена 3 декабря 2009 года на четвертой ежегодной конференции Оборудование для работы на шельфе (Нефтегазшельф-2009).


ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТАХ

Проблема участия российской промышленности в проектах, осуществляемых Газпромом и Транснефтью носит системный характер и в соответствии с пунктом 61 Стратегии национальной безопасности до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. 537, непосредственно касается вопросов обеспечения экономической безопасности страны.

Поскольку ОАО Газпром и ОАО Транснефть являются естественными монополиями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, то все процедуры, связанные с выполнением подрядчиками этих акционерных обществ геологоразведочных, проектно-сметных, строительно-монтажных работ, сервисного обслуживания, а также приобретением материалов, оборудования и транспортных средств должны осуществляться в полном соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с применением процедуры открытого конкурса, доступного государственному и общественному контролю.

Вопрос вступления России в ВТО не будет решен в ближайшей перспективе, поэтому возможно использование опыта Норвегии, Китая, Ирана, Бразилии по установлению нормы участия национальных подрядчиков в нефтегазовых проектах.

1.Федеральному агентству по недропользованию внести в лицензионные соглашения с недропользователями пункт об использовании оборудования российского производства.

2.Обеспечить экспертизу крупных инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе (разработка стратегических месторождений, освоение шельфа, строительство трубопроводов и пр.) на предмет участия в их реализации российских промышленных предприятий. Ввести в каждый проект обязательную норму российского участия для генеральных подрядчиков.

3.Обязать ОАО Газпром, АК Транснефть и ОАО НК Роснефть публиковать перечень генеральных подрядчиков по крупным проектам на своих корпоративных сайтах. В соглашениях с генеральными подрядчиками вводить пункт об обязательности закупок материально-технических ресурсов на конкурсной основе с публикацией их результатов.

4.Обеспечить прозрачность при согласовании в Правительстве РФ инвестиционных программ естественных монополий и проводить экспертизу предстоящих закупок промышленной продукции по импорту.

5.Ввести в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для нефтегазового комплекса, что обеспечит более эффективную работу по импортозамещению.

6.Рекомендовать Ростехнадзору провести инвентаризацию имеющегося в нефтегазовом комплексе оборудования и степени его износа. Результаты довести до российских предприятий для концентрации научно-технического и производственного потенциала на приоритетных направлениях и решения проблем импортозамещения в нефтегазовом комплексе.

7.Поручить государственным представителям в советах директоров ОАО Газпром, ОАО АК Транснефть, ОАО НК Роснефть сформировать и направить Правительству РФ перспективные потребности в оборудовании.

8.С целью защиты рынка от недобросовестных поставщиков и продвижения на рынок отечественной продукции рекомендовать ОАО Газпром, ОАО АК Транснефть, ОАО НК Роснефть и предприятиям нефтяной отрасли сформировать единый реестр поставщиков.

9.Ограничить режим связанного кредитования российского нефтегазового комплекса, при котором наполнение кредита идет без конкурса поставками китайской промышленной продукции.

10.Законодательно ввести техническую норму (не противоречащую ВТО), предусматривающую приобретение по импорту оборудования, материалов и технических средств, выполненных исключительно в метрической системе мер, принятой в Российской Федерации.

11.Сформировать в Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально - сырьевой базы, Рабочую группу по вопросам импортозамещения в ТЭК.


Выскажите свое мнение


В избранное