Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 5 февраля 2009 г.


5 февраля 2009 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Доклад Виктора Христенко "О ходе реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу"

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РФ ВИКТОРА ХРИСТЕНКО НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

О ходе реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу 4 февраля 2009

Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемый Совет Федерации!
На 168 предприятиях cудпрома занято около 160 тысяч человек. Основные мощности сосредоточены на Северо-Западе России.
Отрасль взаимодействует с более чем 2 тысячами предприятий-комплектаторов. Кроме того, более сотни частных предприятий занимаются судоремонтом.
Основными видами  конечной продукции, на которые должна ориентироваться отрасль являются: корабли, сделанные в рамках Гособоронзаказа и в рамках программы военно-технического сотрудничества.
Различные высокотехнологичные, наукоемкие суда гражданского назначения по государственному заказу . ледоколы, научно-исследовательские суда, специальные гражданские суда для МЧС и других ведомств, плавучие атомные электростанции; коммерческая гражданская продукция . платформы и другая морская техника для освоения шельфа, морские и речные суда для российских транспортных компаний. 
К началу 21 века отечественное судостроение оказалось в крайне тяжелых условиях. Более 20 лет верфи не обновлялись и серьезные средства в модернизацию не вкладывались. При этом, все, что когда-то делалось в Советском Союзе для развития гражданского судостроения, делалось на Украине.
Назову основные проблемы, которые препятствуют подъему производства на фоне растущего на протяжении последних лет спроса: 
1.       исторически сложившаяся оборонная специализация и, вследствие этого, несоответствие масштаба и структуры производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса.
2.       критическое состояние основных производственных фондов . их износ по отрасли составляет более 60%,  низкое техническое оснащение предприятий и высокая трудоемкость производства. В отрасли отсутствует комплекс для строительства транспортных судов водоизмещением более 100 тыс. тонн (это наиболее востребованный гражданскими заказчиками тоннаж).
3.       недостаточное финансирование в предыдущий период науки увеличило  отставание от промышленно развитых стран в области разработки новейших  технологий.
В целях повышения конкурентоспособности отечественного судостроения утверждена Стратегия развития на период до 2020 года. Ее основная цель . создание нового конкурентоспособного облика отрасли на основе:
 
        развития научно-технического потенциала,
        оптимизации производственных мощностей,
        модернизации и технического перевооружения,
         совершенствования нормативно-правовой базы.
Для решения намеченных Стратегией задач выделяются три программных периода, рубежами для которых являются:
Ближний . 2010 год.
Средний  . 2015 год.
Дальний  . 2020  и последующие годы.
Каждый период имеет свою специфику и ресурсное обеспечение. Решение задач, по принципу от простого к сложному, с одной стороны, позволяет сосредоточить усилия на достижимых результатах, а с другой - обеспечивает сохранение перспективного видения проблемы и выбранного курса.
Задача первого этапа (2007-2010 годы), который мы сейчас рассматриваем . сохранение самой ценной части потенциала отрасли и закрепление на достигнутых ранее позициях. Кроме того, мы должны будем определиться с перечнем перспективных проектов, реализация которых станет возможной уже к концу   2010 года.
 
 
В последние годы произошел устойчивый рост объемов продаж. В 2008 году . 150 млрд. рублей, прогнозный показатель в 2009 году . около 180 млрд. руб. В структуре продаж доминирует военная продукция, которая составляет около 70%.
Доля продукции и услуг гражданского судостроения для отечественного рынка возросла за последний год на 70% и с учетом экспорта составляет 30% от общего выпуска. Год назад эта цифра была 20%.
Производство гражданской продукции должно быть четко сориентировано на заполнение тех сегментов рынка, в которых она может быть востребованной и главное - конкурентоспособной.
Ядро продуктового ряда составляют  малосерийные, но при этом  высокотехнологичные суда. Основные ниши рынка обозначены стратегиями развития отраслей экономики, которые являются потребителями продукции судостроения:
- Энергетическая стратегия до 30 года;
- Транспортная стратегия до 30 года;
- Водная стратегия до 20 года;
- Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года.
Перечисленные Стратегии реализуются в рамках мероприятий федеральных целевых программ. Среди них Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы), "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".
Кроме того, мы ориентируемся на показатели внепрограммных бюджетных мероприятий Росгидромета, ГК Росатома, докризисных планов предприятий ТЭК, предварительных намерений  о сотрудничестве ОАО ОСК с  Кубой,  Венесуэлой, Аргентиной и другими странами,
В начале четвертого квартала прошлого года совокупная потребность со стороны отечественных и зарубежных потребителей соответствовала ранее сделанным расчетам Стратегии и даже несколько превосходила их.
Глядя на основную номенклатуру гражданской морской техники, можно отметить, что в настоящее время отечественная судостроительная промышленность выполняет разовые, но зато крупные заказы.
Действующее законодательное и нормативно-правовое обеспечение включает в себя следующие позиции:
- утверждены правила субсидирования затрат на уплату процентов по кредитам на 2008-2010 годы на закупку и лизинг судов российской постройки;
Федеральным бюджетом предусмотрено:
- выделение средств для капитализации ОАО ОСК в целях реализации проектов лизинга  судов отечественной постройки;
- субсидии российским судовладельцам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей на приобретение судов, изготовленных на российских верфях;
-  субсидии организациям транспортного и рыбохозяйственного комплексов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, на закупку судов, изготовленных на российских верфях.
При этом очевидно, что часть средств следует рассматривать как поддержку д! ля заказа речных судов и флота для малых рыболовецких компаний.
С 2007 года в отрасли ведется работа  по рассмотрению проектов создания современных мощностей в Западном, Северном и Дальневосточном регионах, прорабатывается возможность в рамках государственно - частного партнерства  реализации этих проектов (Выборгская верфь, Приморск, Северная верфь, верфь в Кронштадте, модернизация Севмаша).
                  В соответствии со Стратегией в 2009 году  завершится создание Объединенной судостроительной корпорации и вхождение в ее состав ведущих проектно-конструкторских бюро, таких как ЦКБ Рубин, Северное ПКБ, Малахит, Алмаз, а также трех созданных центров судостроения и судоремонта . Западного, Северного и Дальневосточного - в качестве дочерних структур ОАО ОСК.
 
29 августа 2008 года Приказом   Минпромторга 112  утвержден Комплексный план действий по реализации Стратегии. Наряду с такими рамочными ориентирами как Энергетическая и Транспортная стратегии, мы опираемся на ряд федеральных целевых программ.
Отставание в научно-техническом и технологическом развитии от уровня передовых стран будет компенсировано в рамках федеральной целевой программы Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы.
Сложные высокотехнологичные наукоемкие суда, характеризуются большой степенью использования в них перспективных научных разработок. Создание таких судов невозможно без постоянного увеличения инвестиций в НИОКР.
Предстоит разработать новые технологии и средства механизации и автоматизации производственных процессов.
Потребуется модернизация и переоснащение большинства созданного в 70-80-е годы отечественного стендового и испытательного оборудования для отработки различных судовых комплексов и систем. В частности, требуется создание современной экспериментальной базы для исследования взаимодействия ледовых образований с ледоколами и судами ледового плавания, ледостойкими платформами и  терминалами, для решения задач обеспечения безопасной эксплуатации создаваемых технических средств в условиях низких температур.
При разработке Программы рассматривались более 1500 предложений по её мероприятиям, поступившим от 80 организаций. В конечном виде Программа предусматривает реализацию 138 НИОКР и 75 объектов капитального строительства научной базы.
Более детально структура НИОКР Программы включает 7 технологических направлений (разделы Программы):
. технологии создания морской техники для освоения углеводородных ресурсов на шельфе (Освоение шельфа);
. разработка технологий для создания перспективной морской техники (Научный задел);
. разработка концептуальных проектов морской техники (Новый облик);
. производственные технологии строительства и ремонта морской техники (Судостроительное производство);
. технологии создания морского радиоэлектронного оборудования  и  систем управления (Судовое приборостроение);
. технологии судового машиностроения, судовых энергетических установок  (Судовое машиностроение и энергетика);
. системные исследования развития морских технологий и рынков (Системные исс! ледования).
Следует отметить, что в создавшихся экономических условиях нереально рассчитывать на приток внебюджетных средств в финансирования НИОКР. В связи с этим мы надеемся на сохранение бюджетного финансирования Программы.
Выполнение Программы в полном объеме даст высокий социальный эффект от сохранения и увеличения высококвалифицированных рабочих мест в судостроительной и смежных отраслях промышленности и при этом обеспечит поступление за период 2009-2016 гг. в федеральный бюджет налогов по продукции гражданского судостроения в объеме более 130 млрд. руб. против 90 млрд. руб. бюджетных затрат на реализацию Программы.
Основные показатели реализации Стратегии развития судостроительной промышленности остаются неизменными:
- обеспечение государственных нужд в военном кораблестроении и гражданском судостроении.
- сохранение позиций на мировом рынке в области военного кораблестроения на уровне 15-20%;
- экспорт гражданской продукции . 2% процента от мировых продаж.


Выскажите свое мнение


В избранное