Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нефтегазовое оборудование и нефтесервисные услуги Выпуск от 18/2/2008


18 февраля 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Дмитрий Медведев: долгое время непрозрачное для инвесторов двойное регулирование ограничивало, сковывало рынок акций "Газпрома"

Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме
Красноярск                                                                                                                                      15 февраля 2008 года
 
 
 
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые участники форума!
Рад, в свою очередь, приветствовать вас здесь, на сибирской земле, где зарождается один из центров роста российской экономики.
Неделю назад Президент назвал главные ориентиры развития страны до 2020 года. Это . построение общества, которое задает лучшие стандарты жизни, предоставляет равные возможности для самостоятельной реализации талантов и умений людей. Это . развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. И, наконец, это формирование широкого среднего класса.
Такая Россия будет страной, в которой граждане гордятся не только ее великим прошлым, но и ее настоящим. Считают нашу страну лучшим местом для жизни в современном мире.
Эти ориентиры амбициозны, но, на мой взгляд, абсолютно реалистичны. Для их достижения нужна ! ответственная и последовательная политика. Политика, в центре которой стоит человек, стоит будущее миллионов российских семей.
На том, что нужно сделать в ближайшее время, я и намерен сегодня остановиться.
В основе нашей политики должен лежать принцип, который считаю (несмотря на всю его очевидность) важнейшим в деятельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип свобода лучше, чем несвобода. Эти слова . квинтэссенция человеческого опыта.
Речь идет о свободе во всех ее проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения.
Считаю достижение гармонии между свободой и правопорядком самым важным на данном этапе. На эту тему еще императрица Екатерина Вторая писала: Свобода . душа всего, без тебя все мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, но [законам] не рабов.
Свобода неотделима от фактического признания гражданами власти закона! . И подразумевает не хаос, а уважение к принятому в стране порядку. Верховенство закона должно стать одной из наиболее значимых наших ценностей.
Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности. Сделать так, чтобы оно не обогащало одних и не развращало других.
Одной из причин несоблюдения законов является, к сожалению, их не всегда еще высокое качество. Конечно же, на этом сказывается то, что мы создавали правовой каркас новой экономической системы в рекордно короткие сроки. Не всегда это делалось и на высоком профессиональном уровне.
И сегодня важно последовательно работать над улучшением законодательства. Работать над тем, чтобы новые законы были адекватными состоянию россий! ского общества. А также . нашим перспективным планам. Чтобы они носили инновационный характер, то есть были рассчитаны на модернизацию.
Каждая новая правовая норма требует детального анализа с точки зрения ее последствий для жизни людей. Возложение каких-либо новых обязанностей и издержек должно иметь обоснование, с которым в принципе должна соглашаться значительная часть общества. Считаю, что все законодательные инициативы и проекты других нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу.
Тем не менее важным является и вопрос соблюдения законов, ведь их низкое качество не может никогда оправдать нарушение этих законов.
По сути, мы стоим перед историческим выбором.
Первый вариант . продолжить жить по принципу известного афоризма, что в России жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Но такой подход, в моем представлении, ни в коей мере не соответствует задаче построения современног! о общества. Неуважение к закону всегда приводит к неуважению прав других людей и несоблюдению собственных обязанностей. Какие уж тут равные возможности, если все знают, что прав всегда окажется тот, у кого зубы острее, а не тот, кто соблюдает закон?
Второй и, очевидно, единственный позитивный вариант состоит в том, чтобы радикально изменить ситуацию в правоприменении.
И начинать надо с себя. Чиновникам и милиционерам, судьям и прокурорам, предпринимателям . нам всем, каждому на своем рабочем месте.
Тогда граждане почувствуют себя хозяевами своей страны. Всегда смогут защитить свою честь и достоинство, свободу и безопасность. И будут знать, что государство оберегает их от произвола, от беспредела, который творится в обществе.
Для этого нужна и политическая воля, и гражданское мужество. И такая политическая воля и у меня, и у руководства страны есть. И так должно быть. Другого пу! ти у нас с вами нет. Без этого не будет никакого нормального общества, никакой нормальной жизни. Это . тот минимум, тот фундамент, на котором мы будем продолжать строительство России, России настоящего и будущего.
В основе этого пути должно лежать видимое для всех улучшение работы судебной системы. Надо сделать все, чтобы люди поверили, что суды . это то место, где принимаются справедливые решения, где они могут найти защиту от нарушителей закона, будь то уличный хулиган или чиновник. Ведь чиновник, не исполняющий закон, подрывает доверие к власти закона, а значит . и к демократическим устоям в целом.
На ближайшие четыре года ключевым приоритетом нашей работы будет обеспечение подлинной независимости судебной системы от исполнительной и законодательной власти. Обеспечение ее профессиональной работы, а также справедливой и равной для всех доступности правосудия.
В этих целях необходимо осуществить меры сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, мы ! должны искоренить практику неправосудных решений по звонку или за деньги. Для этого требуются решимость и ответственность всего общества, но, прежде всего, самого судейского сообщества, судейской корпорации.
Во-вторых, следует разработать систему мер, направленных на возмещение гражданам и организациям потерь от неправосудных решений и волокиты в судах. Причем применять эти меры надо при рассмотрении любых дел. С компенсацией . из специально созданного для этих целей фонда.
В-третьих, необходима дальнейшая гуманизация правосудия. Прежде всего . за счет смягчения мер пресечения до вынесения приговора. А также . улучшения условий содержания осужденных в местах лишения свободы. Нужно создать механизм проверки необоснованно возбужденных уголовных дел, которые впоследствии прекращаются без вынесения приговора преступнику.
Наконец, требуется развивать процедуры досудебного и внесудебного порядка разреше! ния споров. Прежде всего . между гражданами и государственными органам и.
Но ситуация не удовлетворительна не только в судебной, но и непосредственно в административной сфере . там, где граждане сталкиваются с работой конкретных представителей власти.
Чиновники должны в полной мере осознать, что именно общество является их работодателем и ответственность они несут перед всем российским обществом, перед российскими гражданами.
Здесь также необходимо предпринять ряд шагов.
Первое. Все административные процедуры должны быть закреплены в регламентах работы органов государственной власти и стать максимально удобными для людей. Говорим об этом уже лет пять, и все без толку. Я еще сам когда-то начинал эту работу, в рамках той деятельности, которая велась Администрацией Президента. И сделать это надо не ради того, чтобы наплодить очередные бюрократические бумажки, а для того, чтобы граждане знали обязанности конкретного чиновника, имели реальную возможность ! обжаловать незаконные действия или бездействие. Наказание провинившихся чиновников должно в этом случае стать неотвратимым.
Второе. Необходимо в корне поменять идеологию административных процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса. Мы должны поверить человеку, дать ему возможность самостоятельно принимать такие решения.
Считаю целесообразным заменить большинство разрешительных порядков на уведомительные. Это, наверное, единственный способ предоставить реальные шансы для развития малого предпринимательства, тонущего сегодня в болоте чиновничьего безразличия и мздоимства.
Многомесячные согласования, необходимые для начала бизнеса и строительства нового производства, должны уйти в прошлое. Последующий надзор (именно последующий, а не какой бы то ни было другой) должен быть делегирован на региональный уровень или даже на местный уровень. Необходимо одновременно расширить сферу применения страхования ! гражданской ответственности, роль кредитных организаций. Ничего этого у нас пока и в помине нет. А также ужесточить ответственность за несоблюдение законодательства.
Третье. Значительная часть функций, исполняемых государственными органами, должна быть передана на реализацию в негосударственный сектор. Это позволит значительно сократить численность чиновников и муниципальных служащих.
Четвертое. Одновременно с сокращением явно излишней численности госслужащих целесообразно создать достаточно адекватные материальные стимулы, систему поощрений для привлечения к государственной службе наиболее квалифицированных профессионалов. Увязать эту службу с объемом и результатами работы. Государство как бы стесняется, что его служащие не вполне эффективны, поэтому и не доплачивает им. С таким подходом мы не добьемся успеха.
Пятое. Необходимо радикально повысить качество управления компаниями, которые контролируются государством. Считаю, что нечего делать большинству государственных чин! овников в советах директоров этих компаний. На их смену должны прийти по-настоящему независимые директора, нанимаемые государством для реализации своих интересов.
И, наконец, шестое, но, наверное, одно из самых главных. Реализуя эти меры, мы должны дать бой, причем настоящий бой, самой тяжелой болезни, поразившей наше общество, . коррупции. Должен в особом порядке быть разработан и реализован национальный план по борьбе с коррупцией.
Важно также понимать, что доступность правосудия, возможность отстаивать свои права и пользоваться свободами, успехи в борьбе с коррупцией неотделимы от права граждан на получение достоверной информации. Нам надо защищать реальную независимость средств массовой информации, обеспечивающих обратную связь между обществом в целом и органами власти.
Обращу сегодня внимание еще на одну тему, а именно . на сохраняющееся в нашем обществе пренебрежительное отношение к частной собств! енности. Причин такому положению дел несколько.
Во-первых, в Советском Союзе государство было практически единственным значимым собственником, и за десятилетия мы попросту забыли, какие права и обязанности дает частная собственность. Во-вторых, результаты первого этапа приватизации 90-х годов, очевидно, оставили в обществе осадок несправедливости. Сегодня и само государство зачастую не принимает должных мер для защиты прав собственников, продолжая поддерживать у людей ощущение временного характера владения своим имуществом.
Мы прошли непростой путь формирования предпринимательской среды за последние 20 лет. В атмосфере полного развала и отсутствия законов людям приходилось постоянно балансировать между криминалом, пытающимся отнять собственность, . это с одной стороны, и мощным иностранным капиталом, имеющим возможности скупить все мало-мальски привлекательные активы.
Очевидно, что не сразу пришло осознание, что рыночная экономика в России . это не очередной короткий этап ! типа НЭПа. И поэтому большинство собственников основную часть прибыли на всякий случай держали за рубежом. Многие . еще и прикупив себе гражданство другой страны. И только постепенно они начали понимать, что Россия и ее главное богатство . люди . и есть основной источник успеха российского бизнеса.
Но бесконечные оглядки в прошлое . это тупиковый путь. Мы видели, как в последние годы фактически с нуля создавались новые компании. Как становились прозрачными и эффективными ранее приватизированные предприятия. И сегодня они уже превращаются в крупные публичные, иногда и международные корпорации. Уверен, что в обществе со временем реабилитируется и само понятие частной собственности, и она будет восприниматься именно как созданная, заработанная честным трудом ценность.
Уважение к частной собственности должно стать одной из основ проводимой государством политики. Бережное отношение к собственности со стороны государства должно бы! ть примером для общества в целом, для каждого гражданина в отдельности
Одним из проявления неуважения к собственности, к труду других людей выступают по-прежнему носящие массовый характер незаконные захваты фирм (так называемое рейдерство). Какая уж тут инициатива или мотивация, если предприниматель знает, что он может в любую секунду лишиться своего дела в результате бандитских операций? Это, по сути, реликт непростых отношений 90-х годов. Считаю крайне необходимым скорейшее принятие антирейдерского пакета [законов]. Причем в таком виде, чтобы это не было банальной декларацией, а реально создало инструменты для предотвращения рейдерства.
У нас есть уникальная возможность продолжить экономические преобразования не с очередного передела собственности, как это бывало в истории нашей страны, а с признания ее безусловной ценности.
Для формирования нормальной инвестиционной среды мы многое делаем в финансовой сфере. Это и обеспечение макроэкономической стабильности, и развитие! российских финансовых институтов, и создание возможностей для привлечения финансирования на международных рынках. В результате в последнее время наблюдаем настоящий инвестиционный бум.
Но его особенностью является концентрация инвестиций в сфере деятельности крупных и, прежде всего, государственных компаний. Надо признать, что мы фактически последние годы занимались ручным управлением экономикой.
Сегодня период точечных решений в экономике прошел. Для новой экономики нужен принципиально иной подход: экономика стимулов к инновациям, а не экономика директив. Это означает необходимость опоры на частную инициативу, на мотивацию к созданию и повсеместному внедрению технологических новшеств. То есть таких решений, таких технологий, за счет которых можно выиграть конкуренцию не только на российском, но и на мировых рынках. За счет которых можно быть в чем-то все время лучше других.
Развитие современной эко! номики должно опираться на активность не только нескольких крупных, но и сотен средних предприятий, на деятельность десятков тысяч малых предпринимателей. На их реальную экономическую свободу.
Одним из препятствий такому, по сути, инновационному прорыву является ситуация в налоговой сфере.
Мы с вами живем в глобальной экономике, а не на замкнутом острове, и наша налоговая система должна быть конкурентоспособна по отношению к налоговым системам других стран. Только тогда можно надеяться на то, что в нашу страну будут вкладывать деньги. Причем не только иностранцы, но, прежде всего, наш отечественный бизнес.
Государство должно собирать ровно столько налогов, чтобы, во-первых, обеспечить те функции государства, которые необходимы для существования самого общества, и, во-вторых, чтобы национальный бизнес не разбежался по другим странам. Чтобы экономика не пришла в упадок.
В этих целях в ближайшие годы в налоговой сфере должно быть сделано следую! щее.
Первое, о чем недавно говорилось Президентом: как можно быстрее нужно принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС. Параллельно можно было бы продолжить анализ целесообразности и другого шага. А именно . замены НДС на налог с продаж. Исходя из того, что полностью решить проблемы вычетов, да и, по сути, воровства НДС из бюджета, от которых страдают наши налогоплательщики и налоговые органы, не удалось даже наиболее передовым странам Евросоюза.
Второе. Несколько решений следует принять по налогу на прибыль. Прежде всего, дать налогоплательщикам более гибко определять амортизационную систему, а также ввести механизмы, которые дополнительно стимулируют НИОКРы [научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки]. Например, на основе введения повышающего коэффициента при учете затрат на исследования и разработки. В течение 15 лет мы убивали мотивацию к ! НИОКРам у частных инвесторов. Сегодня мы просто обязаны, что называетс я, вернуть долги.
Третье. Требуется изменить принципы установления налогов и экспортных пошлин таким образом, чтобы они стимулировали строительство новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов. В частности, чтобы инвестиции в нефтепереработку были направлены на внедрение новейших технологий и выпуск нефтепродуктов по самым современным мировым стандартам. Ведь сегодня зачастую выгоднее производить мазут, чем бензин высокой степени очистки. Это абсурд.
Четвертое. Должно быть принято особое решение по малому бизнесу. Речь идет, прежде всего, о радикальном упрощении налоговой отчетности. Ее объем должен быть соразмерен масштабу бизнеса. Базовые налоговые декларации должны помещаться на одну страницу.
Предлагаемые налоговые меры могут привести к определенным потерям. Но уверен, что только в краткосрочной перспективе. Часть бизнеса, и ! это не секрет, все еще остается в тени, и потенциал роста налоговой базы за счет повышения собираемости налогов еще далеко не исчерпан.
Принятие решения по НДС позволит нам продвинуться и в вопросах налогового администрирования. Речь идет, прежде всего, о минимизации возможностей для регистрации компаний на подставные лица и адреса, о борьбе с неправомерным использованием налоговых льгот и специальных режимов, а также . считаю это одним из важнейших направлений . с занижением базы налогообложения по единому социальному налогу. И работодатели, и работники должны понимать, что сокрытие реальной заработной платы . это кража из кошелька любого российского гражданина. И что особенно печально . каждого пенсионера.
Кроме налогов другим важнейшим фактором комфортного инвестиционного климата является состояние финансовых рынков.
Сегодня мировая экономика переживает непр! остые времена. Особенностью является то, что, в отличие от предыдущих финансовых кризисов, проблемы пришли с тех рынков, которые еще вчера считались самыми стабильными . рынков Европы и США.

В избранное