Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 30 сентября 2007 г.


30 сентября 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Наталья Комарова: ежегодный объем услуг на рынке нефтесервиса оценивается в 10-15 млрд. долларов США

Н.В.КОМАРОВА - Председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию
 
"Развитие национального рынка сервисных услуг в ТЭКе - требование времени"
 
Будущее российской нефтегазовой промышленности, ее конкурентоспособность на мировом рынке все в большей степени определяется эффективностью применяемых в ней технологий, методов разведки, разработки и эксплуатации месторождений.
Сегодня, на фоне постоянного роста внутреннего и мирового потребления, значительной выработанности запасов традиционных территорий и тенденций к снижению объемов добываемого углеводородного сырья, перед Россией стоит стратегическая необходимость выхода на новые перспективные территории Восточной Сибири, полуострова Ямал и, конечно же, шельфа Российской Федерации и глубоких горизонтов Западносибирской НГП.
Уже в ближайшие десятилетия России предстоит реализовать ряд уникальных по своему масштабу и стоимости проектов в сфере добычи нефти и газа.
Речь идет об освоении известных месторождений Восточной Сибири и континентального шельфа Российской Федерации.
Будущие центры нефтегазодобычи России уникальны.
Достаточно скромные, по меркам наземных работ, объемы геолого-геофизических и буровых исследований на шельфе, выполненные, в основном, Министерством Геологии СССР в 70-80 годы ХХ столетия, привели к открытию 10 месторождений, в т.ч. 4 уникальных по запасам и позволяющих оценить ресурсы углеводородов на уровне 100-130 млрд. т. условного топлива. А опыт проведения наземных работ по разведке и добычи нефти и газа в Восточной Сибири достаточно характеризует история открытия и создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.
Нет никаких сомнений, что возобновление геологических исследований и начало добычи на шельфе, а так же развитие ресурсного потенциала полуострова Ямал, Восточной Сибири, и низких горизонтов Западносибирской НГП приведут к череде масштабных открытий.
Ключ к успеху в решении столь амбициозных задач заключается в готовности российских сервисных геолого-геофизических и буровых компаний приступить к масштабному изучению новых территорий, а науки, машиностроителей и судостроителей обеспечить их и добывающие предприятия оборудованием, навигацией, телекоммуникационными средствами, материалами и технологиями.
К сожалению, текущее состояние государственных производственных предприятий и частных геолого-геофизических и буровых организаций и компаний не соответствует уровню стоящих задач.
И это следствие многих факторов.
Действующий федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" в части размещения госзаказа на геолого-геофизические и буровые работы абсолютно не учитывает вероятностную природу ожидаемого результата, специфику планирования этих работ и длительность периода их исполнения, необходимость регулярной корректировки видов и объемов работ в зависимости от получаемых результатов.
В результате этого государство заказывает не новые открытия, не дополнительный прирост запасов, а объемы и виды работ, являющиеся инструментом достижения цели, но не целью!
Парадокс такого подхода очевиден.
Чем меньше результатов (открытия новых запасов) тем больше денег будет выделять федеральный бюджет на геологоразведку, пытаясь сохранить достигнутые уровни добычи. Эта тенденция уже сейчас набирает обороты.
Т.е мы сами стимулируем процесс освоения бюдежтных средств вне зависимости от результата.
Эта хроническая болезнь в геологии хорошо известна и имела место даже в период наиболее эффективных работ государственной геологической службы страны в 80-90-е годы прошлого столетия. Во многом именно это обстоятельство приводило к появлению недостоверных запасов и их последующему списанию. Масштаб этого бедствия без преувеличения огромен. К сожалению и в последние годы ведомства отчитываться "достижениями" в виде малодостоверных оценок потенциальных ресурсов, вероятность реализации которых не превышает 10%, или приростом от пересчета коэффициента извлечения нефти на давно открытых месторождениях.
Не менее важно и то, что продолжается наращивание технико-технологического отставания в области инженерно - геологических исследований. И все это при том, что именно Россия обладает уникальным человеческим и научным потенциалом, ресурс которого, в данном сегменте экономики, увы, не бесконечен.
При этом преступно не понимать, что "интеллектуальный" сервис при гораздо более высокой стоимости позволяет при одновременном приросте запасов значительно снизить как себестоимость прироста единицы запасов, так и себестоимость добываемой тонны нефти (газа).
Например, благодаря современным технологическим решениям, принятым на основании точной информации, о свойствах "резервуара" вместо трех скважин бурится одна, но она дает отличный дебит и рентабельность добычи. Цена таких решений достаточно высока, ведь, скажем, стоимость бурения может составлять около 40% от общих капиталовложений в нефтедобычу.
Каким же образом переломить деструктивные тенденции с запасами углеводородов? Как правильно использовать представившейся нам шанс?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Успех крупных начинаний в нефтегазовом секторе России должен быть обеспечен единством законодательного поля, структурированием и динамичным развитием рынка сервисных услуг и национальных независимых сервисных компаний. Правительство РФ должно четко и понятно сформировать решения по развитию научных, производственных и технологических ресурсов инженерно-геологического сектора сервисного рынка, способного стать точкой притока накопленного капитала и знаний.
Сегодня в России работают около трехсот российских сервисных компаний, а ежегодный объем услуг на рынке нефтесервиса оценивается в 10-15 млрд. долларов США. Из этого объема на долю подразделений нефтегазодобывающих компаний приходится около 60 %, до 15 % занимают независимые российские компании, доля иностранных компаний достигает 25 % и ежегодно увеличивается.
Зарубежный опыт показывает, что транснациональные сервисные корпорации создавались в результате слияния и укрупнения более мелких сервисных компаний. В настоящее время на российском рынке сервисных услуг также начались процессы консолидации активов действующих российских сервисных компаний.
Однако прямолинейная концентрация указанных активов, как правило базируется на участии крупных западных игроков сервисного рынка, которые в условиях отсутствия четких сигналов от властей и отсутствия стабильного законодательного поля работают там, где создается наиболее высокая добавленная стоимость, не требующая серьезных объемов капитальных вложений. По факту мы отдаем им весь наш накопленный опыт и человеческий ресурс, ничего не получая взамен.
Здесь мне хочется сказать, что в последние месяцы на территории Уральского Федерального округа в противовес сложившейся практике агрессивных слияний и поглощений по инициативе сохранившихся российских сервисных компаний и при поддержке Федерального округа была создана Ассоциация Российских Сервисных Компаний. Цель, которую Ассоциация ставит перед собой, заключается не только в сохранении юридической самостоятельности и национальной принадлежности участников, удержании и наращивании ими объемов текущих работ, направлении синергетической составляющей эффекта консолидации накопленных ресурсов на повышение конкурентоспособности.
Это важно, но главное заключается в переходе на инновационные подходы в сфере инженерно-геологических и буровых работ, долгосрочные союзы с машиностроителями и наукой. Это позволяет каждому члену Ассоциации и организации в целом брать на себя исполнение крупных, долгосрочных проектов, вплоть до выполнения работы "под ключ" - открытия новых месторождений, не претендуя на нефть и газ, а только на выплату премии за открытие.
Не право, а рента, не заказ, а проект, не объем бурения, а результат, не часть, а целое. Эти простые словосочетания определяют идеологическую концепцию стратегического развития предприятий Ассоциации.
Как Председатель Наблюдательного Совета Ассоциации я понимаю не только важность такого начинания, но и степень возникающих при этом финансовых рисков связанных с геологической неопределенностью ожидаемого результата.
Выработка механизма нивелирования именно этого риска на фоне высокой капиталоемкости проектов освоения Шельфа, Восточной Сибири, глубоких горизонтов Западной Сибири, отсутствия действенных механизмов законодательного, административного, налогового стимулирования работ по разработке месторождений на новых территориях, может и должна стать основой принятия Правительством Российской Федерации решения о формах и механизмах участия различных организаций, в том числе и иностранных, в новых нефтегазовых провинциях Российской Федерации.
Какова же роль "интеллектуального" инженерно - геологического сервиса в данном процессе?
Сегодня инвестиционный ресурс нефтегазовых компаний крайне ограничен внутренними регламентами и интересами собственника (акционера). По факту крупные компании должны вкладывать деньги исключительно в проекты с понятным производственным и экономическим результатами. Т.е. из-за вероятностной природы геологии, она не может стать инвестиционно привлекательной для нефтегазовой компании. При этом сам результат этой деятельности для них крайне важен - прирост запасов повышает рыночную капитализацию (стоимость) Компании.
И снова парадокс! Результат геологических исследований важен для нефтегазовой компании с точки зрения капитализации, но им не выгодно вкладывать в это деньги. Поэтому бюджет компаний на геологоразведку всегда ограничен. Результат геологических исследований важен государству, с точки зрения увеличения стоимости недр, но оно не умеет эффективно проводить эти работы.
Таким образом, очевидно, что ! источником формирования объективных геологических результатов (прирост запасов), выработка корректных технологий отбора углеводородов из недр (опытно-промышленная разработка) может и должен стать сам сервисный рынок.
Справедливым будет вопрос: "А откуда сегодняшний сервисный рынок России привлечет такие деньги?"
Ответ прост: "с рынка накопленного капитала".
Но для того, что бы эти деньги пошли на инженерно - геологические исследования, необходимо введение практики заключения лицензионных соглашений на гражданско-правовой основе, с учетом, например, разделения "геологических" рисков.
Речь идет о стимулировании сервиса к открытию через возможность разделения премии за открытие с паритетным распределением операционных затрат. Т.е. государство, как единый заказчик, заинтересованный в получении результата объявляет о необходимости геологических исследований, скажем, на шельфе. Условия попадания вашей компании в пул участников освоения шельфа могут быть определены в договоре (наличие квалифицированного персонала, достаточный уставной капитал, технологии, опыт работы и многое другое), а критерием выбора может служить заявительный принцип, а именно готовность Вашей компании провести полный спектр инженерно - геологических исследований на объявленных территориях, на принципах софинансирования.
В зависимости от степени изученности территории целесообразным будет применение различных пропорций разделения операционных затрат между сервисной компанией и государством. Например, в случае если вы заявляете о готовности доразведки и подготовки месторождений на полуострове Ямал, где степень изученности достаточна высока, в независимости от результата проведенных исследований, разделение операционных затрат может составлять 70% - компания, а 30% - государство. При этом в случае открытия - прироста запасов, сервисная компания получает премию, размер которой, может определяться договором.
Именно в этом смысл разделения геологического риска. Сервисная компания, будучи уверенной в своем профессионализме готова привлекать и вкладывать деньги в инженерно-геологические исследования, а государство сохраняя за собой право пользования недрами, или недропользователь, уже владеющий этим правом готовы разделять премию от последующего использования этих недр.
Таким образом, через предоставление гарантии со стороны недропользователя и государства в потреблении инженерно - геологических услуг, возникает стимул к формированию нового инвестиционно привлекательного рынка накопленного капитала - рынок сервисных услуг, позволяющий:
получать добавленную стоимость до момента добычи;
повышать стоимость и инвестиционную привлекательность участков недр до их передачи недропользователю;
снижать удельную себестоимость добычи сырья и прироста запасов, тем самым, повышая долгосрочную конкурентоспособность российского углеводородного сырья на мировом рынке;
И я уверенна в том, что инновационный потенциал российских компаний в сфере инженерно - геологических услуг, пока еще существующая возможность сохранения в составе отечественных геологоразведочных объединений человеческих ресурсов, на фоне структурных изменений в системе государственного управления, произошедших за последние годы, открывает нам уникальную возможность создания нового инструментария в реализации таких проектов как освоение шельфа, полуострова Ямал, Восточной Сибири и низких горизонтов Западносибирской НГП.
 


Выскажите свое мнение


В избранное