Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 29 августа 2007 г.


29 августа 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Проект Концепции формирования единой системы аккредитации в Российской Федерации

Проект

 

КОНЦЕПЦИЯ

формирования единой системы аккредитации в Российской Федерации

 

I. Общие положения

Соответствие продукции требованиям технических регламентов, стандартов или хозяйственных договоров подтверждается соответствующими органами в сфере технического регулирования, в т.ч. органами по сертификации, испытательными лабораториями и другими организациями. Общество и бизнес должны быть уверены в компетентности этих организаций, что и обеспечивается процедурой аккредитации. Аккредитация подтверждает компетентность организаций, осуществляющих работы по оценке соответствия и служит повышению доверия потребителей к приобретаемой ими продукции и услуге.

В настоящее время в России аккредитацию в обязательной сфере осуществляет более 10 органов, каждый из которых устанавливает свои правила, процедуры, формы документов и т.д. Недостатками такого подхода являются:

отсутствие единых правил и подходов в аккредитации;

вынужденность организаций, осуществляющих подтверждение соответствия, аккредитовываться в нескольких системах, а предприятиям- производителям получать несколько сертификатов на одну и ту же продукцию (услугу);

сложности в достижении признания за рубежом;

в ряде случаев аккредитация переходит де-факто в процедуру назначения без должной оценки компетентности;

сложности для потребителя разобраться в изобилии различных знаков соответствия.

В добровольной сфере зарегистрировано более 300 систем добровольной сертификации. При этом, как показывает практика, количество объектов аккредитации в добровольной сфере, существенно больше, чем в обязательной.

В соответствии с действующим законодательством аккредитация дает права проводить работы, как в обязательной, так и в добровольной сферах, что противоречит международной практике. В мировой практике аккредитация выступает в качестве инструмента оценки технической компетентности, но не в качестве допуска в систему обязательного подтверждения соответствия. Этой цели служит другой механизм . уполномочивание.

В связи со всем выше указанным система аккредитации нуждается в реформировании.

Настоящая Концепция базируется на Федеральном законе О техническом регулировании и учитывает международный опыт проведения работ по аккредитации.

Федеральный закон О техническом регулировании определил единую техническую политику, в т.ч. установил цели и принципы аккредитации, необходимость создания в России Единой системы аккредитации и применения единых правил аккредитации в области технического регулирования. Создание  такой системы, структура и правила которой были бы гармонизированы с международными правилами, является одним из важнейших аспектов реформирования системы технического регулирования.

Отсутствие в настоящий момент Единой системы и Единых правил аккредитации создают проблемы для российского бизнеса внутри страны, и, в конечном счете, осложняет доступ российской продукции на мировые торговые рынки.

Единая система аккредитации - это совокупность участников работ по аккредитации, включая аккредитующий орган, заявителей аккредитации, органы по оценке соответствия и экспертов по аккредитации, а также законодательно-правовые и нормативные акты, определяющие правила и процедуры аккредитации.

Целью создания такой системы в Российской Федерации является:

          проведение единой технической политики в области аккредитации органов по оценке соответствия;

          обеспечение равных и единых условий доступа к системам оценки соответствия;

          создание условий для вхождения единой системы в международные организации и международные соглашения;

          повышение компетентности за счет применения единых правил аккредитации.

         Для реализации указанных целей необходимо развитие положений, включенных в ФЗ О техническом регулировании, и принятие дополнительных правовых актов, поскольку нормы закона носят достаточно общий характер. Принятие в короткие сроки необходимых правовых актов для создания Единой системы аккредитации требует формирования единого мнения по данному вопросу федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и других заинтересованных сторон.

Настоящая концепция посвящена этой цели.

           

II. Основные принципы аккредитации

Аккредитации в Российской Федерации должна базироваться на следующих принципах, определенных Федеральным законом О техническом регулировании:

- добровольность;

- открытость и доступность правил  аккредитации;

- обеспечение равных возможностей и условий для заявителей, претендующих  на получение аккредитации;

- компетентность  и беспристрастность органов по аккредитации;

-  конфиденциальность информации;

- недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

а также на принципах, определенных в международных документах по аккредитации:

- недопустимость установления пределов действий документов по аккредитации на отдельных территориях;

- обеспечение органом по аккредитации сбалансированного представительства заинтересованных сторон;

-         наличие одного аккредитующего органа в стране;

-         создание органов по аккредитации на базе некоммерческих организаций при поддержке Правительства.

 

 

III. Создание Единой система аккредитации в Российской Федерации.

Для реализации поставленных целей аккредитации Единая система аккредитации создается в три этапа.

1. Первый этап.

Учитывая сложившуюся систему и настоящее законодательство, для проведения аккредитации на первом этапе сохраняется инфраструктура действующих органов по аккредитации.

На первом этапе предполагается образовать Межведомственную комиссию по аккредитации и принять единые правила аккредитации.

Межведомственная комиссия по аккредитации создается в целях координации органов по аккредитации. В ее состав включаются представители федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций. Межведомственная комиссия является органом, осуществляющим связь Единой системы с Правительством РФ. Межведомственная комиссия представляет в Правительство проекты нормативных документов, устанавливающих единые правила по аккредитации в РФ, и предложения  по развитию и созданию Единой системы аккредитации, координирует работы по аккредитации в РФ и др.

В целях централизации определенных функций в системе аккредитации предусматривается создание Бюро по аккредитации. Бюро создается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования.

 Бюро по аккредитации выполняет следующее:

- ведет секретариат Межведомственной комиссии;

- представляет заинтересованным сторонам информацию в области аккредитации, в том числе об аккредитованных объектах;

- организует и проводит совместно с другими органами по аккредитации разработку нормативных документов, устанавливающих единые правила по аккредитации, для утверждения их Правительством Российской Федерации. Предполагается разработать и утвердить Правительством РФ типовое положение об органе по аккредитации, порядок рассмотрения жалоб, апелляций и разногласий, порядок оплаты работ по аккредитации и др.

Единые правила, по которым будет осуществляться аккредитация в Российской Федерации должны быть гармонизированы с международными правилами.

В случае принятия технических регламентов на первом этапе создания Единой системы аккредитации орган по аккредитации, осуществляющий аккредитацию в этой области, проводит доаккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий на эти регламенты.

2. Второй этап.

На втором этапе предполагается создание единого реестра экспертов по аккредитации и аккредитованных объектов. Ведение этого реестра будет осуществлять Бюро по аккредитации.

3. Третий этап.

На третьем этапе предполагается вывод функции по аккредитации из ведения федеральных органов исполнительной власти и создание Единого национального органа по аккредитации (далее . Национальный орган по аккредитации). Национальный орган по аккредитации создается на базе некоммерческой неправительственной организации по представлению Межведомственной комиссии по аккредитации и формируется с учетом международных норм, принципов и правил аккредитации. После создания Национального органа по аккредитации Межведомственная комиссия по аккредитации и Бюро по аккредитации прекращают свою деятельность.

3.1. Структура Национального органа по аккредитации.

Предусматривается следующая структура Единой системы аккредитации в РФ:

        Единый национальный орган по аккредитации;

        Совет по аккредитации;

        органы по оценке соответствия.

3.1.1. Национальный орган по аккредитации:

- проводит аккредитации органов по оценке соответствия;

- обладает полной самостоятельностью и имеет все необходимые полномочия для организации и проведения работ по аккредитации;

- представляет Российскую Федерацию в международных организациях и участвует в международных соглашениях по вопросам аккредитации;

- создает совет по аккредитации из представителей заинтересованных сторон с обязательным участием представителя Правительства Российской Федерации.

- осуществляет деятельность по аккредитации на принципах самофинансирования.

3.1.2. Совет по аккредитации.

В целях устранения конфликта интересов организационная структура Единого национального органа по аккредитации должна предусматривать участие в управлении им всех заинтересованных сторон, а именно: организаций, представляющих интересы производителей, потребителей, государства, а также объектов аккредитации . органов по сертификации, лабораторий и др.. Из представителей заинтересованных сторон в структуре Единого национального органа по аккредитации создается совет по аккредитации, который принимает рекомендации по совершенствованию деятельности Национального органа по аккредитации.

3.1.3. Органы по оценке соответствия.

К объектам аккредитации в рамках Единой системы аккредитации будут относиться органы по сертификации, испытательные лаборатории, инспекционные органы, организации осуществляющие инспекцию грузов, органы по сертификации персонала и др.

3.2. Единая система имеет собственный знак.

3.3. Единая система имеет форму (бланк) аттестата аккредитации с изображением знака Системы.

3.4. Официальным  языком  Единой системы  является русский. Все документы оформляются на русском языке, кроме аттестата аккредитации, который, в случае необходимости, может оформляться на английском языке.

3.5. Введение на базе аккредитации института уполномочивания органов по оценке соответствия.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий должна быть необходимым, но недостаточным условием для участия в подтверждении соответствия в обязательной сфере, поскольку:

-         принятие технических регламентов может потребовать  дополнительного подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий, исходя из специальных требований технического регламента;

-         государство, несущее ответственность перед обществом за принятие и реализацию технического регламента, должно быть наделено правом самому определять (уполномочить) через федеральные органы исполнительной власти органы по сертификации и испытательные лаборатории, допускаемые к обязательному подтверждению соответствия.

К моменту создания Единой системы аккредитации законодательно должен быть решен вопрос формирования инфраструктуры подтверждения соответствия техническим регламентам путем наделения органов по оценке соответствия правом осуществлять работы в обязательной  сфере через процедуру уполномочивания этих органов. Уполномочивание должно осуществляться из числа аккредитованных органов теми федеральными органами исполнительной власти, которые отвечают за реализацию технического регламента.

Общие правила и критерии уполномочивания должно определить Правительство РФ.

 

IV. Законодательное и нормативное обеспечение аккредитации

1. На первых этапах формирования единой системы аккредитации законодательной основой проведения работ по аккредитации является Федеральный закон О техническом регулировании. Нормативной базой аккредитации на этих этапах являются национальные стандарты Российской Федерации, принятые методом прямого применения международных документов ИСО/МЭК, устанавливающие требования к органам по сертификации продукции и систем менеджмента, испытательным и калибровочным лабораториям, а также национальные стандарты, устанавливающие общие требования к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий:

ГОСТ Р 51000.4-96. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система акредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий;

ГОСТ Р 51000.6-96. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система акредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000. Общие требования к органам по сертифи-кации продукции;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000. Общие требования к органам, осуществ-ляющим оценку и сертификацию систем качества.

2. К началу функционирования Единой системы аккредитации (третий этап) необходимо внести изменения в  Федеральный закон О техническом регулировании, предусмотрев в нем введение процедуры уполномочивания органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения работ по обязательному подтверждению соответствия. Также необходимо принять в качестве национального стандарта МС ИСО/МЭК 17011:2004 Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия и пересмотреть национальные стандарты, устанавливающие требования к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (ГОСТ Р 51000.4-96 и ГОСТ Р 51000.6-96).

 

V. Финансирование создания и функционирования

Единой системы аккредитации

1. Функционирование Единой системы аккредитации осуществляется на основе самофинансирования. Оплату работ по аккредитации осуществляют организации - заявители аккредитации на основе договоров с Органом по аккредитации.

2. Финансирование создания Единой системы аккредитации осуществляется за счет средств государственного бюджета.

Из госбюджетных средств оплачивается:

разработка законодательных и нормативно-правовых актов, необходимых для создания системы;

разработка единых правил аккредитации;

разработка национальных стандартов;

организация работы Межведомственной комиссии по аккредитации;

работы, проводимые Бюро по аккредитации (в соответствии с  р.III);

участие в международных организациях по аккредитации.

 



Выскажите свое мнение


В избранное