Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 24 ноября 2006 г.


24 ноября 2006 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Обоснование необходимости принятия регламента "О безопасности производственных процессов и систем газоснабжения"

Обоснование необходимости принятия
федерального закона специального технического регламента
О безопасности производственных процессов и систем газоснабжения
 
 
Сети газораспределения и  газопотребления с  технологической  точки  зрения  являются  конечными  структурными  элементами  систем  газоснабжения, с  помощью  которых  осуществляется  распределение  газа  непосредственно  потребителям  и  его  последующее  использование  в   качестве  топлива.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. 116-ФЗ  О промышленной безопасности  опасных  производственных  объектов  сети газораспределения и  газопотребления  относятся  к  опасным  производственным  объектам, надзор за соблюдением требований промышленной  безопасности  на которых  осуществляется  органами  Ростехнадзора.
В  настоящее  время  в  Российской  Федерации  находится  в  эксплуатации  более  530 тыс. км   распределительных  газопроводов  давлением  до  1,2 МПа  и  около  120 тысяч  стационарных  и  шкафных  газорегуляторных  пунктов  (ГРП  и  ШРП). Данные  о  протяженности  газопроводов  сетей  газопотребления  и  количестве  газорегуляторных  установок (ГРУ)  на  объектах  производства  и  энергетики  противоречивы, но  эти  показатели  примерно  равнозначны  показателям  для  сетей  газораспределения.
Транспортированием  газа  по  газораспределительным  сетям  и  их  обслуживанием   в  стране  занимается  более  300  газораспределительных  организаций (ГРО), а  обслуживанием  сетей  газопотребления  заняты  десятки  тысяч  газовых  служб  различных  предприятий  и  организаций.
В  связи  с  тем, что  начало  массовой  газификации  в  СССР  относится  к  пятидесятым годам  прошлого   столетия,  значительное  количество  газопроводов  и  сооружений  на  них  выработало  установленный  нормативными  документами  срок  службы (40  лет  для  стальных  подземных  газопроводов) и требует принятия мер по их реконструкции и замене. Многие объекты сетей газораспределения и газопотребления устарели морально и нуждаются  в незамедлительной модернизации. Серьезное  влияние на технический уровень сетей газораспределения и газопотребления, степень их физического износа оказала принадлежность в прошлом большинства этих объектов к системе жилищно-коммунального хозяйства, финансирование которого в СССР и России традиционно осуществлялось  по остаточному принципу и всегда было! на минимально необходимом уровне.
Основные опасности на объектах сетей газораспределения и газопотребления обусловлены:
- взрывами и пожарами в результате неконтролируемых выбросов и утечек природного газа, происходящих по причине нарушения целостности и герметичности газопроводов и технических устройств;
- образованием токсичных веществ (оксидов углерода и азота) в результате неполного сгорания газа в газоиспользующих установках.
Развитие аварий в сетях газораспределения и газопотребления могут приводить к значительным разрушениям и человеческим жертвам.
Как в части содержания, так и в части названия, разработанный законопроект относится исключительно к системам газораспределения и газопотребления. По мнению разработчиков, в дальнейшем целесообразно название законопроекта О безопасности производственных процессов и систем газоснабжения изменить на название О безопасности производственных процессов и систем газораспределения и газопотребления.
Это связано с тем, что термин система газоснабжения, определенный Федеральным законом от 31 марта 1999 г. 69-ФЗ О газоснабжении в Российской Федерации, включает в себя производственные процессы добычи, транспортировки, хранения, поставок газа, которые являются объектами технического регулирования разрабатываемых в настоящий момент на основании утвержденной Правительственной программы следующих технических регламентов:
- О безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа;
- О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов.
Так, например, в  состав  объектов  технического  регулирования  магистрального  трубопроводного  транспорта   входят  линейные  части  магистральных  газопроводов (включая  отводы), компрессорные  и  газораспределительные  станции. Требования  безопасности, изложенные  в  двух  вышеуказанных  технических  регламентах,  полностью  охватывают  структурные  компоненты системы  газоснабжения  и  производственные  процессы, связанные  с  добычей, подготовкой, хранением  и  магистральным  транспортом  природного газа.
Термин система газораспределения, также определенный Федеральным законом О газоснабжении в Российской Федерации, включает в себя производственные процессы транспортирования и подачи газа непосредственно его потребителям.
Процесс транспортирования и подачи газа непосредственно потребителю и является одним из объектов технического регулирования настоящего законопроекта наряду с процессом использования газа в качестве топлива (сжигания газа). Требования к этим процессам не затрагиваются больше ни одним из разрабатываемых на основании Правительственной программы, регламентов.
Область применения разрабатываемого  законопроекта распространяется на системы газораспределения и системы газопотребления природного газа с давлением до 1,2 МПа. Данный законопроект должен стать  третьим специальным техническим регламентом по газоснабжению, который замкнет технологическую цепочку от добычи газа до его непосредственного использования потребителями в качестве топлива.
Требования безопасности к  сетям  газораспределения и   газопотребления  устанавливаются на всех стадиях жизненного цикла продукции: проектировании, строительстве (собственно изготовлении), вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации  и утилизации (выводе из эксплуатации).
Предметом настоящего законопроекта является определение требований безопасности при проектировании и строительстве  непосредственно газовых сетей, то есть в процессе их изготовления, а также при эксплуатации газовых сетей, то есть когда изготовленная продукция выходит в обращение на рынок и начинается осуществление производственных процессов . транспортирование газа и сжигание газа.
Как показывает анализ нормативно-правовой базы газораспределения и газопотребления в России действует более 600 нормативных и методических документов различного уровня, в той или иной степени регламентирующих требования к техническому уровню и безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Базовыми нормативными документами федерального уровня являются: ПБ 12-529-03 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 г.; СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы; Стандарты отрасли Техническая эксплуатация газораспределительных систем ОСТ 153-39.3-051(052,053)-2003. Нормативные документы различных ведомств зачастую содержат требования, противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие, но для каждого ведомства требования их нормативных документов являются приоритетными.
Сложившаяся в стране система обязательных требований безопасности породила в ряде случаев избыточность обязательных требований к объектам сетей газораспределения и газопотребления, их дублирование различными документами, параллелизм в работе надзорных органов. Фактически требования безопасности к процессам транспортирования и сжигания газа, сетям газораспределения и газопотребления, кроме органов Ростехнадзора, контролируются еще рядом надзорных органов системы  МЧС России, Минрегиона России, Роспотребнадзора, Ростехрегулирования и т.д. Недавнее включение в обязанности Ростехнадзора надзорных  функций по безопасности в сфере экологии, строительства и архитектуры может улучшить ситуацию, но радикально ее не изменит.
Избыточность обязательных требований в технической сфере в совокупности с отсутствием сбалансированной системы государственного контроля и надзора создают для предприятий, занятых транспортировкой и использованием газа, административные барьеры, препятствующие экономическому развитию.
Указанные проблемы в области технического регулирования газораспределения и газопотребления подтверждают необходимость разработки специального технического регламента. При этом необходимо учесть, что действующая система технического регулирования в СССР и России  формировалась десятилетиями, накоплен огромный позитивный опыт, учитывающий анализ произошедших аварий и инцидентов, научно-технические достижения, наработанные отечественным инженерным корпусом для обеспечения требований безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления. Этот опыт использован при разработке данного законопроекта.   
В ходе работы над законопроектом:
- осуществлены инвентаризация и ревизия требований безопасности для всего жизненного цикла сетей газораспределения и газопотребления, содержащихся в действующих нормативных документах;
- исключены дублирующие требования и нормы, не влияющие на безопасность процессов транспортирования и сжигания природного газа, сетей газораспределения и газопотребления.
Законопроект не противоречит нормам международного законодательства в сфере технического регулирования. При его разработке были проанализированы и использованы зарубежные нормативные документы, устанавливающие требования безопасности к газораспределению и газопотреблению, в частности, Директивы Евросоюза и Национальный стандарт  США по газоснабжению природным газом.


Выскажите свое мнение


В избранное