Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 4 сентября 2006 г.


4 сентября 2006 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ОАО "НижневартовскНИПИнефть" и ОАО "ВНИИГАЗ" разработали проект технического регламента по нефтегазовому комплексу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона
О БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ДОБЫЧИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И ХРАНЕНИЯ
НЕФТИ И ГАЗА
(2-я редакция)
 
1. Цели и задачи принятия технического регламента
Проект специального технического регламента О безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа (2-я редакция, далее - СТР) разработан в соответствии с Федеральным законом О техническом регулировании (184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.) и Программой разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. 1421-р. и предлагается к рассмотрению как составная часть законодательства в сфере технического регулирования, промышленной и экологической безопасности.
Основной целью законопроекта является обеспечение жизни, здоровья физических лиц, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также охраны окружающей среды путем установления обязательных требований к обеспечению безопасности при производственных процессах добычи, транспортировки и хранения нефти и газа.
 
2. Общая характеристика и концепция законопроекта
Разработчики проекта (ФГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ОАО .НижневартовскНИПИнефть., ОАО ВНИИГАЗ) исходили из того, что помимо данного специального технического регламента будет предусмотрена разработка других общих и специальных технических регламентов, охватывающих, в том числе, требования пожарной и экологической безопасности, безопасности машин и оборудования, безопасности, безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов. Соответственно, в данном СТР минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, безопасную эксплуатацию машин и оборудования, включая единство измерений, указываются в виде ссылок на соответствующие проекты общих технических регламентов. Также в СТР приводятся или даны ссылки на основные дей! ствующие нормы федерального законодательства.
К сфере применения настоящего СТР относятся следующие виды производственных процессов:
-              строительство (бурение) скважин;
-              освоение скважин;
-              эксплуатация скважин;
-              ремонт скважин;
-              реконструкция скважин;
-              консервация скважин;
-              ликвидация скважин;
-              сбор нефти и газа;
-              подготовка нефти и газа;
-              транспортировка нефти и газа в системах сбора и подготовки;
-              хранение нефти в системах сбора и подготовки нефти;
-              хранение газа в подземных хранилищах газа.
Требования настоящего СТР не распространяется на:
-        процессы добычи, транспортировки, хранения нефти и газа на континентальном шельфе;
-        процессы эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта, предназначенных и (или) используемых для транспортировки нефти и газа;
-        процессы транспортировки нефти и газа другими видами транспорта (кроме трубопроводного);
-        процессы, осуществляемые на складах, нефтебазах, хранилищах, автозаправочных станциях и иных объектах нефтепродуктообеспечения;
-        процессы транспортировки и хранения газа системы газоснабжения (газораспределения), включая процессы газопереработки, производства, перевозки и хранения сжиженного газа, транспортирования и хранения газа системы газоснабжения,
требования безопасности к которым устанавливаются в других соответствующих технических регламентах.
Специфика указанных процессов на производственных объектах, на которых осуществляются процессы добычи, транспортировки и хранения нефти и газа (далее . нефтегазовые объекты) связана с риском крупных аварий и чрезвычайных ситуаций, возможностью гибели людей, нанесения ущерба имуществу и загрязнением окружающей среды.
Проект СТР основан на требованиях федерального законодательства в области технического регулирования, промышленной и экологической безопасности, действующих нормативных документов в области нефтяной и газовой промышленности (ПБ 03-517-12, ПБ 08-624-03, РД 08-303-99, РД 08-204-98, Правил технической эксплуатации ОАО АК Транснефть, ОАО Газпром и других компаний, СНиП 2.05.06.-85*, СниП III-42-80, СП 34-116-97, РД 152-39.4-056-00, стандарты ISO 13623, CAN3-Z183-M86 и др.), а также положения проекта специального технического регламента О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов.
Требования СТР не включают положения действующих нормативных документов, которые могут быть перенесены в стандарты, в том числе методы оценки риска, расчета технических устройств, трубопроводов на прочность и устойчивость, вследствие возможности их непрерывного совершенствования и допустимости применения различных методических подходов.
При разработке СТР использовались следующие классификаторы:
1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93): 
добыча сырой нефти и природного газа (11); нефть сырая и газ природный (1100000); оборудование для бурения геологоразведочных скважин ([2928220] - [2928254]); оборудование для эксплуатации нефтяных и газовых скважин (2928460 . 2928514), оборудование для освоения нефтяных и газовых скважин, интенсификации добычи и цементирования скважин (2928520 - 2928599) и др.
2. Общероссийский классификатор основных фондов (ок 013-94), п.12:
скважина разведочная; скважина нефтяная эксплуатационная; установка подготовки нефтяного газа, установка подготовки нефти, установка обезвоживания и обессоливания нефти; установка очистки газа от сероводорода; пункт центральный сбора и подготовки нефти, газа и воды, сеть нефтегазосборная и др.
3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001):
транспортирование по трубопроводам (60.3); хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; сжижение и регазификация природного газа для транспортирования.
Основные термины и определения, используемые в СТР:
Производственный объект добычи, транспортировки и хранения нефти и газа (нефтегазовый объект) . территория в пределах отведенного земельного участка с расположенными на ней промышленными зданиями, сооружениями, площадками, технологическими установками, техническими устройствами, предназначенными для обеспечения добычи, транспортировки и хранения нефти и газа.
Производственный процесс добычи нефти и газа (добыча) - производственная деятельность организаций по строительству скважин, извлечению продукции скважин из недр земли, сбору и подготовки нефти и газа.
Производственный процесс хранения нефти и газа . производственная деятельность организаций по содержанию нефти и газа в специально предусмотренных для этого резервуарах, емкостях и других объектах.
Производственный процесс транспортировки нефти и газа в системах сбора и подготовки . производственная деятельность организаций по перемещению нефти и газа по трубопроводам до пунктов их подготовки.
Подготовка нефти . производственная деятельность по подготовке нефти к дальнейшей транспортировке потребителю, включающая процессы обезвоживания (отделение воды), обессоливание (удаление солей), стабилизации (отделение легких фракций) для получения нефти с необходимыми характеристиками.
Подготовка газа . производственная деятельность по подготовке газа к дальнейшей транспортировке потребителю, включающая процессы осушки (удаление капельной влаги, уменьшение содержания водяных паров), очистка (удаление сероводорода и двуокиси углерода), отбензинивание (отделение пропан-бутановых и более тяжелых углеводородов) для получения газа с необходимыми характеристиками.
Сбор нефти и газа . производственная деятельность по сбору продукции отдельных скважин и доставки её до пунктов подготовки нефти, газа и воды.
Скважина . вертикальная или наклонная горная выработка большой длины и малого поперечного сечения, соединяющая нефтегазоносный пласт с поверхностью земли.
Строительство скважины . совокупность производственных процессов по монтажу буровой установки, проведению подготовительных работ (обеспечение веществами, материалами, энерго- и водообеспечением и т.д.), бурение, разобщение пластов, освоение скважины, демонтаж оборудования.
Эксплуатация скважин . процесс извлечения продукции скважин на нефтяном, газовом и газоконденсатном месторождении.
Структура технического регламента.
Проект технического регламента состоит из 8 глав, 30 статей и 1 приложения.
Предлагаемый проект технического регламента (2-я редакция) имеет следующие разделы:
Глава 1.          Общие положения.

Глава 2.          Общие требования безопасности к производственным процессам добычи транспортировки и хранения нефти и газа.

Глава 3.          Требования безопасности производственных процессов строительства, консервации и ликвидации скважин.
Глава 4.          Требования безопасности производственных процессов при эксплуатации скважин.
Глава 5.          Требования безопасности производственных процессов сбора, подготовки и транспортировки нефти и газа.
Глава 6.          Требования безопасности производственных процессов хранения нефти и газа.
Глава 7.          Оценка соответствия.
Глава 8.          Заключительные и переходные положения.
 
Глава 1 определяет цели, сферу применения и основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Главы 2-6 устанавливают общие специфические требования к объектам технического регулирования и требования безопасности к отдельным видам производственной деятельности по добыче, транспортировке и хранению нефти и газа.
Глава 7 устанавливает требования к правилам и формам оценки соответствия.
Оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента к обеспечению безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа представлена в следующих формах:
а) государственная экспертиза проектной документации, в части обеспечения безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа;
б) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента при осуществлении производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа.
Порядок организации экспертизы и проведения мероприятия по государственному контролю (надзору), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) осуществляет орган государственной власти, уполномоченный на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации
Глава 8 - заключительная. В ней установлено, что срок вступления в силу ТР по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
 
3. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства
Специальный технический регламент О безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа направлен на реализацию федерального закона О техническом регулировании, и имеет сферы пересечения с федеральными законами, устанавливающими организационные требования, такие как организация работ, квалификация персонала, соблюдение производственной дисциплины, организация и осуществление производственного контроля, обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты и ряд других требований. К таким законам относятся: Трудовой кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности".
Технические требования в подавляющем большинстве случаев установлены в руководящих документах Ростехнадзора, ГОСТ, СанПиН, СНиП, ведомственных инструкциях, приказах и других документах федеральных органов исполнительной власти и носят обязательный характер до принятия технических регламентов.
Законопроект имеет ключевое значение для повышения эффективности государственного нормативного регулирования в области безопасности нефтегазовых объектов и приведения практики правоотношений в данной сфере в соответствие с международным законодательством.
Система регулирования безопасности производственных процессов добычи, транспортировки и хранения нефти и газа должна выглядеть следующим образом:
1)                 технический регламент (федеральный закон), другие федеральные законы;
2)                 национальные стандарты и другие документы, принятые федеральными органами исполнительной власти и содержащие рекомендательные нормы;
3)                 стандарты организаций.
 
Внедрение данного СТР не требует внесения изменений в федеральные законы.
Текущая версия проекта размещена на сайте НТЦ Промышленная безопасность www.safety.ru. Текст проекта можно получить по адресу: 105066, г. Москва, ул. А. Лукьянова, д.4 кор.8, тел. 261-21-49, факс: 261-21-49, 267-65-60, e-mail: risk@safety.ru.
 
 


Дискуссии на сайте derrick.ru

Oil-gas.ru - Каталог нефтегазового оборудования

N-g-k.ru - Московские нефтегазовые конференции


В избранное