Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поговорим еще о качестве?


Альтернативная связь! Просто о сложном.

http://www.wisetel.ru

Выпуск № 9  
"13" августа 2009 г.


Поговорим еще раз о качестве?

Офф-лайн версию этого выпуска можно скачать вот тут>>

Здравствуйте, уважаемые друзья!
Продолжим о качестве IP-телефонии. В начале обобщим вкратце суть предыдущего выпуска.

Качество IP-телефонии зависит, прежде всего от Интернета. Насколько он скоростной и стабильный, а также от того насколько он используется другими программами в момент сеанса связи.

Еще он зависит от того насколько кодеки, используемые в программах-звонилках или IP-устройствах соответствуют реальной полосе пропускания Интернет.

Но существуют и другие, очень важные факторы влияющие на качество связи в IP-телефонии. Прежде всего это роутинг. Что это такое? Роутер – это маршрутизатор. Роутинг – это маршрут продвижения IP-пакетов в Интернет к пункту своего назначения.

Для целей IP-телефонии необходимо, чтобы такой маршрут был кротчайшим, чтобы IP-пакеты приходили к цели как можно быстрее и по возможности одновременно или с незначительным различием во времени.

Роутинг меньше всего зависит от пользователя. Это задача провайдера Интернет и оператора IP-телефонии.Если роутинг осуществляется исключительно в Интернет (звонок с компьютера на компьютер, PC-to_PC ), то тут особых проблем нет. Если Интернет стабильный, мы можем получить замечательное качество связи, используя например, программу Skype.

Проблема начинается тогда, когда сигнал из Интернета «приземляется» в обычную или сотовую телефонную сеть. Другими словами тогда, когда мы звоним с компьютера или IP-устройства на сотовый или домашний номер, когда из IP-сети сигнал направляется в PSTN или GSM сеть. То есть, в обычную стационарную сеть или сотовую.

Такой процесс называется терминацией. При звонках на мобильные или домашние номера от качества этой терминации зависит качество звонка. Кто-то из умных людей сказал: «Электроника –это наука о контактах» То же самое можно сказать и о терминации. Сигнал, направляемый в GSM или PSTN сеть должен соответствовать строго определенным параметрам: напряжение, мощность, частота и т. д. Сам вызов в IP-сети отличается от вызова в GSM или PSTN сетях. Кроме того, надо качественно преобразовать сигнал из цифровой формы в аналоговую и т. д.

Все это приводит к тому, что и вызов в эти сети и само качество голоса очень часто не на должном уровне. И приходится делать не одну попытку, прежде чем дозвонишься. А когда удалось дозвониться не факт, что качество голоса не “подкачает”.

Терминация в сети GSM и PSTN происходит через, так называемые узлы, или шлюзы. Сейчас любой желающий может купить простенький IP-шлюз и обеспечить дешевенькую связь в свой город. Но будет ли такая связь качественной? Нет, потому что терминация будет плохой.

В то же время есть серьезные IP-узлы, в которые вложены серьезные деньги и которые обеспечивают качественную терминацию. Но, увы, услуги от них стоят дороже.

Лучше всего вопрос с качественной терминацией решен в фирмах, которые профессионально представляют услуги IP-телефонии. Например, карточная IP-телефония в Вашем городе от солидной фирмы. Обычно у них высокоскоростные защищенные каналы (VPN) и узлы терминациии выверенные, настроенные и плюс солидная группа технической поддержки.

Подведем первый итог. IP-телефония с компьютера или IP- устройства хоть и дешевая, но качество связи в ней хуже. Карточная IP-телефония от солидной фирмы в Вашем городе дороже, но качество в ней гораздо лучше.

Вот Вам и первый, простой путь решения качества. Пробовать и то и другое и выбирать приемлемый вариант. Но, все же очень заманчиво звонить с компьютера (потому что дешево) и хочется чтобы связь была достаточно качественной.

Это возможно? Да, если приложить усилия и настроить связь под себя. В разных сервисах IP-телефонии этот вопрос решается по-разному. Обычно надо писать в службу технической поддержки письмо и просить наладить связь по тому или иному направлению. Помогает не всегда. Особенно сейчас, когда уже ситуация с IP-телефонией более-менее "устаканилась" и вообщим нестабильность и прочие глюки воспринимаются как "в порядке вещей". Что, мол Вы хотите? IP-телефония же. Ты же, мол, хочешь дешево, дык чего "предъяву" строчишь?

Я знаю только один сервис, который дает возможность пользователю самому выбирать и настраивать роутинг в зависимости от качества и цены. Это сервис от компании Sipnet, который мы начнем изучать на практике в следующем выпуске рассылки.

Как вариант решения этой же проблемы,- это смена опратора. Их развелось как грибов после дождя. И как более радикальный вариант,- это отказ от IP-телефонии и переход на оператора, который дает стабильное качество, но немного дороже чем в IP-телефонии, но гораздо дешевле чем в обычной связи. Все это мы еще будем изучать в последующих выпусках рассылки. Просто рассылка занимает у меня много времени и эта информация пока не готова.

Итак, при звонках на сотовые и домашние номера качество IP-телефонии зависит от узлов терминации, а выбор этих узлов зависит от настроек роутинга того или иного оператора связи.

Еще один фактор, влияющий на качество – это программное и аппаратное обеспечение(железо). Обычно IP-оператор предоставляет и программу-звонилку (Softphone). Но иногда можно получить лучшее качество, используя другие софтфоны. Это в основном свойственно буржуйским сервисам, которые забыли, что Россия(СНГ) это не Европа.

Возможности же выбора аппаратного обеспечения (железа) особого влияния на качество не оказывают. Всякие “примочки” типа генератора шума, подавления эхо и другие особого влияния на качество не оказывают. Вы можете звонить без железа с компьютера, а можете звонить с навороченного IP-телефона. Особой разницы в качестве Вы не обнаружите. Если быть болле точным, то, конечно, разница такая есть, но для наших целей (мы же ведь не музыку будем "крутить") это не так важно.

Конечно же, различные IP-телефоны или IP-адаптеры имеют разные цены и разные достоинства. Какая-нибудь "железяка" лучше держит регистрацию не сервере или имеет встроенную возможность звонить сразу с нескольких операторов, другие удобства… Но все это не связано с тем пониманием качества о котором мы тут говорим. Или связаны незначительно. Об этом как-нибудь сделаем отдельный выпуск.

В заключение, закрывая поднятую тему качества IP-телефонии, давайте отделим наши зерна от плевел и четко сформулируем суть того, что потребовало так много текста.

Итак, качество связи в IP-телефонии зависит от:

  • Качества Интернета;
  • Применяемых кодеков;
  • Качества роутинга;
  • Качества терминации;
  • Аппаратного и программного обеспечения;

В практической части нашей рассылки мы к этому вопросу будем еще возвращаться.

На этом разрешите откланяться. До встречи в следующем выпуске.

С уважением, Владимир Луценко.


Автор: Владимир Луценко

Сайт: www.wisetel.ru

E-mail: wisetel@wisetel.ru


В избранное