Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

От чего зависит качество IP-телефонии?


Альтернативная связь! Просто о сложном.

http://www.wisetel.ru

Выпуск № 8  
"05" августа 2009 г.


Бывает ли IP-телефония качественной?

Офф-лайн версию этого выпуска можно скачать вот тут>>

Здравствуйте, уважаемые мои друзья-подписчики!

Сегодня мы поговорим о качестве IP-телефонии. В прошлом выпуске мы немного коснулись этого важного вопроса. Немного повторюсь. IP-телефония - это очень лакомый кусок для наших целей, но к сожалению не всегда достаточно “вкусный”. Все дело в том, что одна проблема до сих пор не решена: качество услуги.

А какое оно, это качество? Прежде всего, не постоянное. Сегодня Вы успешно дозвонились и замечательно пообщались, а через каких-нибудь 3-4 часа либо не можете дозвониться, либо делаете 3-4 попытки, пока не добьетесь нужного качества. И даже при этом нет гарантии, что во время беседы голос не “поплывет” и качество не ухудшится.

От чего же зависит качество связи в IP-телефонии и что можно сделать? Прежде всего, от Интернета! Что б там не говорили, но Интернет не предназначен для передачи голоса. Он предназначен для передачи цифровых данных. Это его основное предназначение. IP-телефония –это побочный продукт Интернета, а не основной. В итоге имеем несколько услуг в одном «флаконе». “Теперь это не только шампунь, но еще и майонез! “ Как вам такой симбиоз? :-))

Но, давайте, все таки ближе « к телу». Первое, от чего зависит качество IP-телефонии – это пропускная способность Интернет-канала. Или то же самое, что полоса пропускания.

Небольшой ликбез по Интернету. Если у вас Интернет через обычный аналоговый модем (dial-up), то для целей IP-телефонии он вряд ли подойдет. Максимальная скорость такого Интернета 56 кбит/сек. Но это теоретически. Фактически 32-36 кбит/сек. Это очень мало. Нынешние «буржуйские» сервисы требуют минимум 128 кбит/сек.

Но, допустим, у вас есть быстрый Интернет. Или, как говорят мудрецы-специалисты, - широкополосный Интернет. Означает ли это, что у Вас гарантированно будет качественно работать IP-телефония? Нет, не означает. Почему? Потому что эти 64-128 кбит/сек могут быть не стабильны.

Вам приходилось замечать, что иногда страницы в браузере грузятся быстро, а иногда муторно-долго? Это от того, что в некоторые моменты скорость загрузки больше, а в некоторые меньше. Канал не стабилен. То есть, полоса пропускания меняется. Если в это время Вы говорите с собеседником, голос начнет либо прерываться. «плыть» либо вообще пропадать.

Второе, что очень важно знать для наших целей,- это то, что на самом деле в Интернетесть два канала: на передачу (upload) и на прием (download). И, как правило, пропускная способность у них разная. На передачу канал практически всегда «потоньше». С приемом тут все нормально и особых проблем получить достаточно «толстый» канал нет. Это означает, что если на передачу канал перегружен, то качество связи может быть одностороннем: вы слышите собеседника замечательно, а он Вас очень плохо.

Итак, полоса пропускания радикально влияет на качество связи в IP-телефонии. А от чего она зависит, эта полоса? От загруженности прежде всего вашего Интерет-канала. Допустим у Вас Интернет 64 кбит/сек. Вы находитесь в Интернете у вас началось обновление Windows, запущен клиент ICQ, вы скачиваете музыкальный MP-3 файл и при этом решили позвонить своему другу с компьютера. Как Вы думаете, какая связь у Вас будет? Плохая.

Вы поняли мою мысль? Полоса пропускания (толщина канала) делится между теми программами, которые ее «имеют». Но и это не все. Если в офисе или дома стоят несколько компьютеров и эти 64 кбит/сек делятся еще и на них, то соответственно полоса пропускания тоже будет делиться. Это означает, что позвонить можно будет лишь тогда, когда на других компьютерах Интернет отключен.

Сейчас я объясняю элементарные вещи. Настолько элементарные, что продвинутый читатель либо бросил читать, либо раздражен. Но вот правда: большинство пользователей IP-телефонии этого не понимают. Итак, первое правило: освободи канал прежде чем звонить! Это означает: отключи обновление Windows, антивирусных программ, ICQ, перестань качать файл и получать или отправлять почту. Тогда есть шанс того, что связь будет качественная.

Но идем дальше. А какие требования к Интернету предъявляет сама IP-телефония? Об этом я уже немного сказал. Желательно 128 кбит/сек. Но, лично у меня 64 кбит/сек и результат вполне на уровне.. Я могу получить более-менее нормальную связь даже на dial-up(медленном)) Интернете. Как это возможно? Через применение правильных кодеков. Что такое кодек? Условно можно сказать, что это тот «архиватор», который сжимает файл, в который записан Ваш голос, прежде чем его передать через Интернет.

Зачем мы применяем архиваторы? Затем, чтобы уменьшить размер файла, передаваемого через Интернет. Приблизительно то же делает и кодек в IP-телефонии. И тут важно понять, что тот или иной кодек требует для получения нужного качества голоса определенной полосы пропускания (толщины) Интернет-канала.

Есть два самых распространенных кодека: G 729 и G 711 Первый для своей работы теоретически требует всего лишь 8 кбит/сек . Фактически - около 16-20 кбит/сек. Это означает, что при более-менее стабильном даже dial-up(медленном) Интернете, используя IP-программу (или IP-устройство) с таким кодеком можно получить приемлемое качество связи.

В то же время такое сжатие до 8 кбит/сек ухудшает качество передачи голоса, ограничивает передаваемые частоты. На слух это особо не заметно, зато достигается стабильность качества услуги связи.

Если у Вас, например, Интернет 128 кбит/сек и Вы используете кодек G 729, то даже при изменениях скорости канала вряд ли она упадет до 16 кбит/сек. То есть запас по «толщине» канала будет значительный.

Если канал 64 кбит/сек, то такой запас будет уже гораздо меньше. Хотя тоже на уровне. А вот если Ваш Интернет 36 кбит/сек (dial-up), то тут уже при колебаниях полосы канала, вполне реально уйти в «даун», то есть получить полосу Инета при колебаниях скорости ниже 16-20 кбит/сек. Поэтому, если с этим кодеком при таком Интернете и возможна связь, то только не в часы пик, когда такой, самый доступный Интернет, как правило, перегружен.

Второй кодек, G 711 фактически вообще ничего не сжимает. Этим достигается замечательное качество передачи голоса, но цена этого – необходим канал «толщиной» минимум 64 кбит/сек. Это означает, что Ваш Интернет должен быть, как минимум, 256 кбит/сек. Чтобы при колебаниях полосы (толщины) канала он стабильно держался выше 64 кбит/сек. Даже если у Вас будет 128 кбит/сек этого может оказаться недостаточно. Я испытывал свой IP-адаптер с этим кодеком на скорости 64 кбит/сек. Очень плохие результаты, потому что очень часто качество связи "хромало" на обе ноги из-за недостаточности полосы канала.

Если Вы внимательно читаете то, что я Вам тут написал, Вы очень легко поймете, почему бесплатная связь через Интернет очень часто бывает некачественной. Потому, что полосы пропускания Интернета не хватает, а программа связи рассчитана на буржуйские сети, в которых давно уже и не помнят, что такое Интернет в 64 кбит/сек. А в настройках программы возможности установить вручную другой кодек просто нет. Например, в том же Skype.

Также легко понять, почему многие пользователи, подключившись к тому или иному оператору IP-телефонии, со временем отказываются от пользования его услугами. Дело в том, что большинство операторов предлагают бесплатный софтфон (программу-звонилку) X-Lite , а в нем установлен по умолчанию, как правило, кодек G711. Стоит ли удивляться, что связь в этом случае “квакает” очень часто. Второй кодек, который идет бесплатно, как правило GSM, поддерживается не всеми IP-узлами в Интернете. И кроме того, он требует полосы несколько больше чем G729 Это самым прямым образом сказывается на качестве дозвона и снижает комфорт от использования услуги.

Те же софтфоны, который содержат самый необходимый для Рунета кодек G729, обычно платные. И далеко не все пользователи в курсе того, как такой платный cофтфон должным образом «вылечить» и сделать бесплатным. Ну а покупать довольно дорогую программу вряд ли кто будет. На эти деньги можно год звонить без всякой IP-телефонии. И, как сказал Вовочка в известном анекдоте: « Где логика? Где разум?»

Все вот эти простые вещи специалисты-профессионалы своим пользователям, как правило, не объясняют. Знаете почему? Потому что им кажется, они уверенны, что это и так всем ясно! В этом проявляется синдром специалиста: специалист из-за «горя от ума» не может понятно и просто довести до клиента простые вещи… Но мы отвлеклись от темы. Мы же дилетанты-любители… Так что пока нам такой синдром не страшен… Верно?

И все было бы хорошо, если бы вся эта «байда» целиком зависела от нас. Настроили мы что-то там у себя и связь наладилась.. Ан нет! Оказывается, что качество зависит также от того, какой Интернет не только у Вас, а еще и у Вашего собеседника. Но и это еще не все. На своем пути IP-пакеты могут попасть в затор, подобно тому как автомобили попадают в пробку. То есть, где-то на маршруте IP-пакетов (роутинге) образуется “узкое” место, недостаточная полоса пропускания и в результате качество связи может быть нарушено.

Такое происходит обычно либо в часы пика деловой активности (когда Интернет перегружен) либо при каких-либо отключениях-настройках какого-либо узла , когда привычный, качественный роутинг нарушается, и пакетам-автомобилям приходится искать объездные пути. Какой выход? Вы его уже знаете: подключиться к нескольким операторам IP-телефонии и искать приемлемый вариант. И, кроме того, пытаться звонить в соответсвующее время, учитывая часовые пояса, когда пика деловой активности нет.

Но на этом наши приключения с IP-телефонией не заканчиваются. Представьте ситуацию: Вы подключили быстрый Интернет и думаете: «Ну, наконец-то! Теперь у меня будет не только быстрый Интернет, но еще и качественная IP-телефония!» Именно так я и думал в свое время. Потому что считал, что скорость Интернет (полоса пропускания) это главное… Обломился…

Потому что есть еще и другие факторы. Вот они: джиттер и пинг. Джиттер показывает нам насколько наш Интернет стабилен. Пинг показывает нам насколько быстро наши IP-пакеты будут доставлены собеседнику. Проще всего это понять из этой картинки. Нажмите кнопку «Пуск» слева внизу, потом «выполнить». Наберите в строке ping spinet.ru и нажмите «Ок» Вы увидите вот такую вот картинку.

Что тут видно? На сервер spinet.ru компьютер отправляет четыре пакета, они «отфутболиваются» этим сервером о опять принимаются компьютером. При этом засекается время выполнения такой операции (пинга). Обратите внимание, что во всех случаях величина в милисекундах почти одинаковая: 109-112 мс. Эта несложная операция дает нам поверхностную информацию о том, пригоден наш Интернет-канал для IP-телефонии или нет.

Тут необходимо знать, что величина пинга влияет на задержку голоса при общении. Обычно считается, что до 250 мс задержка при общении не замечается. Но на самом деле все несколько иначе. Вот эти 100-120 мс это хороший показатель. И если нормальный оператор IP-телефонии, мы практически не будем чувствовать задержку голоса. Но если этот показатель (пинг) будет под 200 мс, то задержка голоса уже будет чувствоваться. Хотя и без комфорта, но общаться можно. Заметьте также, что на данной картинке все четыре пакета вернулись обратно и процент потерь ноль.

Если, например, Вы подключились к Интернету через сотовый телефон (технология GPRS) и проверите пинг, то можете быстро убедиться насколько он больше и насколько показатели различаются между собой. Это означает, что такой Интернет вообще не пригоден для IP-телефонии.

Второй показатель –джиттер. Грубо говоря, это разница между максимальным и минимальным показателем пинга. Из картинки видно, что она всего лишь 3 mc. Это очень хороший показатель, потому что делал я его рано утром, когда в Москве, Санкт-Петербурге и в моем городе все спят. Если же, скажем, один пакет пришел за 115 мс, второй за 350 мс, а третий за 250мс, то это говорит о нестабильности Интернета и во время сеанса связи будет нарушение качества. Джиттер характеризует стабильность Вашего канала Интернет. Если все четыре показателя по величине отличаются незначительно и такие показатели стабильны в любое время дня и ночи, я Вас поздравляю: у Вас замечательный Интернет!

Вы можете сделать несколько пингов сервера подряд и проверить насколько Интернет у Вас стабильный. Если Вы такой «сдвинутый» фанат как я, вы можете проверить пинги Вашего Интернета в различное время и проверить наколько в часы пик эти показатели меняются.

Нафига это все вообще-то надо? Из чисто материальных соображений. Не повторяйте мою ошибку! Вы можете купить самый навороченный IP-телефон или адаптер, для того чтобы быть всегда на связи и не пользоваться для этого компьютером. Вы можете выкупить безлимитку на 1 мбит/сек. Но если у Вас, извините, “геморройный” Интернет, Вам не поможет ни самое «понтовое» IP-устройство ни самый продвинутый IP-оператор, ни самый раскрученный провайдер Интернета. И получится, что “баблосы” выкинуты на ветер.

Зная эту инфу Вы можете легко проверить пинг у тех кто уже подключился к быстрому Итернету, и определить подходит он для IP-телефонии или нет. Стоит ли покупать IP-телефон или не стоит.

Поэтому, друзья мои, слушайте дядю Вову :-) (то есть меня) и читайте внимательно эту «мудоту», которой я вас так последовательно и упорно пытаюсь "грузить" через эту рассылку. В следующей рассылке мы продолжим разговор о качестве IP-телефонии.

А пока пишите, задавайте вопросы. Хвалите меня или критикуйте. Мне необходима обратная связь. Потому что впечатление такое, что пишу я всю эту «галиматью» в пустоту..

Спасибо за внимание и до встречи в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
Владимир Луценко.



Автор: Владимир Луценко

Сайт: www.wisetel.ru

E-mail: wisetel@wisetel.ru


В избранное