Когда я была маленькой, мама с папой уверяли, что нашли меня в
капусте. Этой версии придерживались и бабушка с дедушкой. Эта версия
существовала в моей наивной душе лет до 10. Пока я случайно не заглянула
к родителям в спальню на рассвете…
Что испытывает наивный ребенок, не слышавший ничего о теории образования
детей даже от сверстников на улице? Он испытывает по порядку:
любопытство, шок, разочарование.
Конечно, все дети имеют представление с самого мелкого возраста о
строении своего тела и видят отличие мальчиков от девочек, но не у всех
хватает смекалки додуматься, каким образом еще можно использовать «эти
штуковины».
Каким-то интуитивным чувством постепенно дети понимают, что есть стыдно,
что именно нельзя показывать и обсуждать. А собственно спросить маму и
папу можно обо всем, даже значение непонятных слов. На любой вопрос
«почему» можно получить более или менее вразумительный ответ. Но как
только речь заходит о половых органах и параллельных темах, родители
теряются, избегают разговора, а некоторые из взрослых страшно ругаются.
Это приводит сначала к недоумению, обидам. Так рушатся незримые связи
понимания, тянувшиеся с рождения маленького существа.
Опасность таится в том, что дети верят взрослым, но в определенный
момент, подсмотрев что-то сами или услышав от приятелей, они чувствуют
себя обманутыми, на них обрушивается груз родительского лицемерия. Ведь
ругались! А сами этим занимались!
Хотя некоторые родители совсем и не ругаются, а на все неприятные ответы
дают ответ: «мал еще, подрастешь - узнаешь». Это тоже ни к чему
хорошему не приводит – ребенок ощущает на себе статус неполноценного
существа. От подобных ответов он чувствует неуверенность в себе и не
чувствует родительского доверия. Если ему интересно, то ответы он найдет
в другом месте.
Когда и что именно рассказывать
детям, зависит и от возраста ребенка и его развития. Легче всего
приходит понимание на примере животных. И первые вопросы чаще всего
рождаются из наблюдения жизни животных – собачки бегают стаями, иногда
залезают друг на друга, кошка приносит котят, хомячки размножаются,
курочки несут яйца, удивительные фильмы о животных рассказывают, как
появляются детеныши у тигрицы или антилопы…
Главное, объяснить ребенку языком ему доступным. И начинается оно со
слов любви. Два человека любят друг друга, они целуются и обнимаются,
папа дает маме одну маленькую семечку. Семечка растет у мамы в животике
и превращается в маленького человечка. Потом мама идет к доктору, и он
вынимает малыша.
Этого объяснения достаточно для 3-4 летнего ребенка. Иногда детям
чрезвычайно интересно узнать, как доктор достает ребеночка. Тогда
необходимо объяснить, что ребеночек должен родиться сам, у мамы для
этого есть специальные родовые пути, которые нельзя никому показывать,
но иногда доктор помогает выйти ребеночку (если есть шрам после кесарева
сечения).
Как попадает семечка к маме (нарушая всю хронологию событий), ребенка
интересует в последнюю очередь, обычно, когда он уже слышал слово секс
или "занятия любовью".
Это неизбежно происходит лет в 6-7, незнакомое слово от ребят,
мелькнувшая фраза в телевизоре и т.п. И вот пришло время для серьезных
объяснений.
Стоит ли говорить взрослым языком? Это зависит от того, что именно
подразумевает под этим ребенок. Необходимо уточнить, в каком контексте
он услышал это слово, а не спешить вывалить на ребенка все, что знают
взрослые.