Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

САД 21 ВЕКА. Школа-Практика Садовода.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ШКОЛА-ПРАКТИКА САДОВОДА

ШКОЛА-ПРАКТИКА САДОВОДА.

САД 21 ВЕКА.

ПРИШЛА ОСЕНЬ !!!

 

 

 

ПЕРВЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

 

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ОБНОВИТСЯ В САДУ

И САДОМ ВЫПРАВИТСЯ.

Фёдор Достоевский

 

 

Дорогие  друзья!

Вот и подошли мы к важному дню.

 

Сегодня - 1 сентября 2004 г.

 

С ПРАЗДНИКОМ ВАС ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, С ДНЁМ ЗНАНИЙ!

 

Очень надеюсь, что моя рассылка поможет каждому из вас

узнать много нового и интересного, почувствовать себя

творцом, найти свой образ и стиль САДА 21 ВЕКА!

Поддерживая традицию, сегодня и я открываю двери

Школы - своей ШКОЛЫ-ПРАКТИКИ САДОВОДА. САД 21 ВЕКА.

 

С сегодняшнего дня в рассылке будут печататься материалы

«ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА».

 

Отвечать на ваши вопросы мне, как обычно помогает

консультант - Ирина Сергеевна Исаева,

доктор сельскохозяйственных наук.

 

АЛЕКСАНДР РЮРИКОВИЧ.

 

 

_____________________________________________________

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС.

ШКОЛА-ПРАКТИКА САДОВОДА.

САД 21 ВЕКА.

_____________________________________________________

Труд в саду без науки, что без головы руки.

 

Дорогие  друзья!

Вы когда ни будь, задумывались над тем, что чаще всего

отличное решение к нам приходит, как ответ на вопрос:

" КАК ИСПРАВИТЬ ДОПУЩЕННУЮ ОШИБКУ"?

Перед вами классический пример такого решения.

А.Р.

 

1. ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЕ

БИОДИНАМИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ.

 

 

В 20-е годы XX столетия в высокоразвитых странах из-за энергичной химизации сельского хозяйства стало очевидным разрушение плодородной почвы, а также снижение качества продукции и ее питательных свойств. Это, в свою очередь, повлекло за собой ухудшение здоровья людей. Здравомыслящие ученые забили тревогу и начали искать пути экологически чистых способов ведения сельского хозяйства. В результате возникло так называемое биодинамическое земледелие, которое поставило своей целью отказаться от применения минеральных удобрений и пестицидов.

Биодинамическое земледелие возникло в Германии, стране, более других использовавшей химию в сельском хозяйстве.

В поисках выхода из создавшегося положения фермеры Германии, как казалось бы ни странно, обратились к знаменитому немецкому философу, основоположнику антропософии (в переводе с греческого - мудрость человека) Рудольфу Штейнеру (1861-1926). Восемь лекций философа, прочитанных в связи с этой проблемой в 1924 году фермерам Силезии, стали теоретической базой в разработке на практике биодинамических методов ведения сельского хозяйства.

Сам термин "биодинамический" возник из двух греческих слов: "биос" - жизнь и "динамис" - сила, движение.

 

В основе биодинамического земледелия лежит не просто отказ от химических мер, но стремление создать такую систему выращивания растений, которая обеспечивала бы их устойчивость ко всем неблагоприятным условиям. А для этого прежде всего необходима так называемая "живая почва", обеспечивающая сбалансированное питание растений. При этом, большое внимание уделяется взаимосвязям между живой и неживой природой, внутри живой природы, природой и космосом и соответственно влиянию всех этих взаимосвязей на растение.

 

"Растение свободно растет между небом и землей. Почвенные факторы роста - вода и минеральные элементы - обеспечивают развитие его массы.

Солнечные факторы роста - свет и тепло - обусловливают окраску и приятный аромат, дают плодам зрелость. Важно не переоценивать почвенные факторы и создавать лучшие условия и для проявления действия солнечных, космических факторов, от которых во многом зависит качество плодов.

Мы называем растение сбалансированным, если оно выращено при сбалансированном влиянии двух групп формирующих его сил - земных и космических. Этот баланс не является постоянным, он все время сдвигается, изменяется. Так оно и должно быть, поскольку речь идет о живом организме".

Из Садовой книги Пфайффера

 

 

Основной тезис биодинамического земледелия - "кормить не растение, а почву".

 

Почву "кормят" органическим удобрением, которое представлено прежде всего компостом. В компосте питательные вещества содержатся в форме, наиболее благоприятной для растений. Кроме того, благодаря обильной микрофлоре и дождевым червям он представляет как бы концентрат почвенной жизни, своего рода закваску, активизирующую жизненные процессы в почве. Почва, удобренная хорошо перепревшим компостом, дает все возможности для роста здоровых, полноценных растений.

 

Внесение же минеральных удобрений лишает растения возможности самим регулировать поступление питательных веществ. Растворяясь в воде, соли легко проникают в растения по законам диффузии, перенасыщая их и стимулируя усиленный рост вегетативной массы. Разросшиеся мясистые листья и плоды становятся ядом для потребителя, легкой добычей для вредителей и болезней, плохо хранятся.

 

На первый взгляд ничего нового в том, что в биодинамическом земледелии используется компост, нет. Садоводы прекрасно знают, что такое компост и как его приготовить. Но в данном случае компост - это нечто совершенно особое, основное и часто единственное удобрение. Правильное его приготовление - залог успеха всего дела. Компостирование проводится очень тщательно, с использованием специальных биодинамических препаратов.

Растения, выращенные на сбалансированном питании, очень чувствительны. Поэтому в биодинамическом земледелии каждому из самых разнообразных влияний на растение придается особое внимание. При этом влияния на растение учитываются и каждое в отдельности, и в совокупности как целое. Изучение жизни растения в сложном динамическом взаимодействии с взаимосвязями между живой и неживой природой, между живой природой и космосом - основная теоретическая предпосылка биодинамического земледелия.

 

Методы ведения биодинамического земледелия основываются на учете влияния на растение двух уровней взаимодействия: флоры и фауны сада и компонентов космоса.

Мы уже потихонечку начинаем понимать, что сад - это не отдельно живущие, высаженные нами растения, а сообщество растений и животных, единый живой организм. И как в организме все органы связаны между собой, так и в саду каждое растение связано со всеми живыми компонентами и друг с другом.

Влияние на растения животных, особенно наносящих вред (например, вредоносных насекомых, грызунов), более чем ощутимо и поэтому давно в сфере внимания человека. Растения сами могут влиять друг на друга. Прямое влияние осуществляется при непосредственном соседстве растений через выделения различных веществ корнями и листьями. Листья выделяют или летучие ароматические вещества, или водорастворимые, которые при поливе или дожде смываются и попадают в почву. Корни также выделяют в почву большое количество водорастворимых органических соединений, среди которых немало и биологически активных: стимуляторов или, наоборот, ингибиторов. Они поглощаются корнями расположенных рядом растений и оказывают на них определенное влияние.

 

Косвенное влияние осуществляется через почву. Влияние предшествующего растения на следующее за ним проявляется в изменении свойств почвы, обогащении или, наоборот, обеднении ее органическими или минеральными веществами, разрыхлении или уплотнении. Поэтому одна из основных особенностей биодинамического земледелия - сочетание и чередование культур, отличающихся способностью извлекать из почвы разные элементы питания (истощать почву или обогащать), и учет взаимоотношений между растениями. Отсюда внимание к соседству растений, вопросам почвоутомления (что особенно важно для плодовых деревьев), особенностям построения севооборотов, смешанным посадкам.

 

Отдельные элементы уже используются и в семейных садах. Но хочу еще раз подчеркнуть, что эффект дает лишь совокупность всех элементов, и при этом у растений, выросших на сбалансированном питании. Справедливости ради следует отметить, что и в биодинамическом земледелии они пока используются главным образом на овощных растениях и лишь фрагментарно - на плодовых деревьях и ягодных кустарниках.

 

Каждый садовый участок - это целостный организм со своей неповторимой индивидуальностью и со своим особым живым миром. Необходимые условия существования этого мира - большое разнообразие составляющих его видов растений. Причем это касается не только овощных и плодово-ягодных культурных растений. В саду они должны гармонично сочетаться с элементами нетронутой природы: естественно растущими травами, кустарниками и даже сорняками.

 

"Сорняки - это "сорняки" только с нашей, эгоистической, точки зрения, потому что они растут там, где они нам не нужны. Однако в Природе они играют важную и интересную роль. Они хорошо переносят такие условия, которые культурные растения не могут выдержать: кислотность почвы, недостаток воды, гумуса, минеральных элементов питания или одного какого-нибудь элемента и т. д. Они являются свидетелями ошибок человека в создании культурной почвы, они растут в изобилии всюду, где человек "упустил поезд". Они указывают на наши ошибки, которые природа исправляет. Сорняки хотят нам кое-что рассказать - они служат для природы средством обучения человека, и то, что они рассказывают, стоит послушать, это интересно".

Э. Е. Пфайффер

"Что могут рассказать

сорняки"

 

 

 

 Только такой сад дает приют и пищу разнообразным животным (в том числе и подземным) и при умелом подборе и чередовании культур обусловливает рациональное (даже, скорее, естественное) использование питательных элементов в почве, защищает растения от многих невзгод. Поэтому в биодинамическом земледелии большое значение придается тому, что мы называем задернением сада.

Никогда не оставлять почву без растительного покрова - основное правило экологически чистого земледелия.

Ведь растительный покров - это зеленое удобрение, обогащающее почву органическими веществами и азотом. Улучшается водный и воздушный режимы почвы вследствие разрыхляющего и структурирующего действия корневой системы растений. Санитарное действие, направленное на подавление сорняков, а при определенном составе растений - и очищение почвы от болезней и вредителей.

 

Следующий уровень учитываемых влияний на растения - это взаимосвязь с компонентами космоса.

В жизни растений космос играет роль гигантского регулятора, определяющего все происходящие в них процессы.

Луна, Солнце, планеты Солнечной системы посылают к ним свои видимые, а в большей степени невидимые лучи. Все они отдают свои неслышные приказы, которые "включают" и "выключают", ослабляют или усиливают физиологические процессы организма. Но сила этих приказов различна в зависимости от движения небесных светил. Ситуация на небе меняется с каждым часом, и в каждый момент времени она - единственна и неповторима. В соответствии с ситуацией, отражающей взаимное расположение планет Солнечной системы и созвездий зодиака, меняется и характер космического влияния на растения. Чтобы учитывать всю полноту влияния многообразных факторов, сторонники биодинамического земледелия пользуются специальными календарями.

Они несколько отличаются от показателей обычного и лунного календарей, которые исходят из данных о положении созвездий, полученных древними астрономами более двух тысяч лет тому назад, и не учитывают, что с тех пор положение точки отсчета для составления точных звездных календарей изменилось.

Сейчас такой точкой служит положение Солнца в день весеннего равноденствия.

Два тысячелетия назад в этот день оно находилось в созвездии Овена, но с тех пор переместилось в созвездие Рыб.

Календари для биодинамического садоводства составляют в Германии ежегодно на основании наблюдения за видимым движением планет. В соответствии с этим и даются рекомендации относительно проведения работ на каждый день.

 

Земля - космическое тело, а значит, тоже имеет свое излучение и его определенную ритмику: суточную и сезонную. Сезонную ритмику, как более очевидную, садоводам объяснять не приходится.

Но вот суточная ритмика менее известна, хотя где-то интуитивно ею пользуются при выращивании растений.

Эти ритмы можно сравнить с дыханием.

В утренние часы происходит как бы выдох - излучение направлено наружу, в послеполуденные часы - вдох, поглощение излучения. Ночью - отдых. Вот почему утренние часы наиболее благоприятны для сбора всего того, что предназначено для сушки. В это же время целесообразно выкапывать саженцы, перенося их до вечера куда-нибудь в прохладное место. А послеполуденное время и вечер - лучший период для посадок.

Но еще и еще раз подчеркну, что все эти космические влияния опять-таки наиболее полно могут проявиться лишь у растений, выросших на сбалансированном органическом питании.

 

А теперь еще об одном важнейшем компоненте биодинамического земледелия - биодинамических препаратах. Готовят их из естественных продуктов и применяют для увеличения чувствительности растений и почвенных организмов к стимулирующим слабым влияниям, исходящим от Земли и из космоса. Одними из них опрыскивают почву до посева или посадки растений для активизации роста корней и жизнедеятельности почвенных организмов. Другие применяют для опрыскивания листьев с целью стимуляции фотосинтеза и улучшения качества плодов. Целый ряд препаратов разработан специально для внесения в компостную кучу.

 

 

Биодинамические препараты не дают прибавки урожая, но они улучшают его качество, делают растение более здоровым и устойчивым к болезням и вредителям, продлевают хранение продукции.

Используются они в столь малых дозах, что рассматривать их как подкормку растений не приходится - скорее здесь напрашивается аналогия с применением гомеопатических лекарств.

Биодинамические препараты можно приобрести в готовом виде в ассоциациях биодинамических фермеров многих стран.

 

То, что в нашей стране узнали о существовании биодинамического земледелия только сейчас, по-видимому, связано с двумя причинами.

Во-первых, антропософия в СССР была запрещена, а следовательно, запрет ложился и на само имя Рудольфа Штейнера, и на все, что с ним связано.

И во-вторых, государственная политика поощряла хищническое отношение к природе, преобразование ее "под нужды трудящихся", действия, приносящие сиюминутную выгоду.

Однако наша страна - не исключение. Биодинамическое земледелие с трудом вписалось и в мировое сельскохозяйственное производство.

Жесткая рыночная конкуренция вынуждает фермера создавать продукт с использованием любых быстродействующих средств, часто далеко не безвредных.

А то, что при дальнейшем использовании эти средства ухудшают почвенное плодородие, снижают качество продукции, во внимание не принимается.

Вот почему внешне эффектные плоды и овощи часто безвкусны и лишены свойственного им аромата.

 

Понимая всю сложность проблемы, приверженцы биодинамического метода ориентируются главным образом на внедрение его на небольших фермах, и прежде всего участках овощных и плодовых культур.

 

А значит, это именно то направление, которое особенно подходит для семейных садов.

 

***

Первый номер журнала "Биодинамика" был издан летом 1941 года, когда этот метод давал лишь первые "ростки". На титульной странице напечатана фраза, определяющая основную цель биодинамического земледелия: "Сохранение почвы и повышение ее плодородия с целью улучшения питания и здоровья населения".

 

***

Выдающимся пропагандистом биодинамического земледелия, во многом осуществившим на практике идеи этого направления, был соратник Штейнера Эренфрид Пфайффер. Сначала он работал в Германии, а позже - в Америке, где им была создана первая Ассоциация биодинамического земледелия и садоводства.

 

 

***

Существует противоположный биодинамическому путь получения экологически чистых продуктов - метод Митлайдера, который широко пропагандируется и уже нашел своих приверженцев в нашей стране.

По этому методу растения выращивают на безжизненном субстрате, в который вносят точно рассчитанные количества минеральных удобрений. Очень может быть, что при этом и не происходит накопления нитратов, но естествен ли этот способ выращивания и можно ли получить в этом случае действительно "живую" продукцию?

 На этот вопрос очень хорошо ответила Н. М.Жирмунская: "Способ питания из солевого раствора для растений так же неестествен, как для человека введение питания внутривенно.

Человек может долго жить, но будет ли он здоров?"

 

***

"Естественные науки не имеют отечества, но агрономия как наука прикладная чужда космополитизму... агрономия может быть русская или английская, или немецкая".

А. Н. Энгельгардт "Письма из деревни"

 

Вот и задумайтесь, дорогие друзья, прежде чем переносить иноземные технологии на российскую почву. Заимствовать элементы, приспособленные к нашим условиям, наверное, целесообразно. Но технологии целиком?!.. Разные у нас и климатические, и почвенные условия. Другие и мы...

 

И.И.

 

***

БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА!

БОЛЬШЕ КОНКРЕТИКИ В ВОПРОСАХ.

ЭТО ПОМОЖЕТ НАМ С ИРИНОЙ СЕРГЕЕВНОЙ,

БОЛЕЕ ПОЛНО ОСВЕТИТЬ ИНТЕРЕСУЮЩУЮ ВАС ТЕМУ.

 

ДО СЛЕДУЮЩЕГО ВЫПУСКА!

С УВАЖЕНИЕМ, АЛЕКСАНДР РЮРИКОВИЧ.

 

Александр Рюрикович

ШКОЛА-ПРАКТИКА САДОВОДА.

САД 21 ВЕКА.

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.pets.floraparad21
Отписаться

В избранное