Малой техники
на селе всегда не хватает. Вот и мастерят владельцы приусадебных участков
мотоблоки своими руками. Не всегда, но иногда получаются на удивление простые и
удобные конструкции. Вот один из примеров — мотоплуг Н. Гагарина из села Щелкун
Свердловской области. Его секрет — в нетрадиционной компоновке, благодаря
которой мотоплуг получился легким и компактным. За его основу автор взял старый
конный плуг, выпускавшийся еще до революции 1917 года. Очень уж он подкупал
своей простотой, продуманностью и, если хотите, изяществом. А посколькулошадиу
Гагарина не было, появилась идея поставить его на колесо и оснастить мотором.
На рисунках вы увидите, что от традиционной конструкция, придуманная Гагариным,
отличается более совершенной схемой. Основанием для крепления всех узлов и
деталей здесь служит сам плуг. Сверху, в передней части, расположен двигатель
Д-6, соединенный цепной передачей через промежуточный вал с рабочим колесом.
Само колесо находится в нижней части за лемехом. Благодаря такому расположению
вся конструкция получилась достаточно легкой — масса не превышает 40 кг. При
движении в борозде наползающий на лемех земляной пласт служит балластом,
обеспечивающим надежное сцепление рабочего колеса с грунтом.
Большинство деталей — промышленного
изготовления, взятые отмопедовимотоциклов.
Но кое-какие узлы придется изготовить самостоятельно. Естественно, и сам
конный плуг, если его удастся достать, необходимо доработать: обрезать дышло, к
которому цепляются постромки, уменьшить на 100 мм ширину захвата подрезающего
ножа. Для ручек управления придется использовать обрезанные части мопедного руля
вместе с рычагами сцепления и тормоза. К последнему присоедините тросик «газа».
Впрочем, если готового плуга не достанете, его можно сделать по нашим чертежам
самостоятельно.
Рабочее колесо устанавливается в заплужном
пространстве наприваренныхк
корпусу плуга кронштейнах. Правый и левый отличаются по форме и вырезаются из
листовой стали толщиной соответственно 5 и 8 мм. В качестве рабочего колеса
лучше использовать ступицу от мотоцикла «Иж-Юпитер К». Для увеличения его
площади с правой стороны обода приварите кольцо, выгнутое из уголка 15x10x1,5
мм, а слева — ведущую звездочку Z=28 под цепь от инвалидной коляски СЗА. Чтобы
увеличить сцепление с грунтом, к ободу приварите девять грунтозацепов из уголков
20x20x2 мм.
Подмоторную раму придетсясогнуть
из стальной трубыдиаметром 30
мм. К ее горизонтальной части приварите фланец с овальными отверстиями под бопты
М14.