С
появлением нового вида транспорта —автомобиля — самым действенным
средством его пропаганды стали специализированные выставки. Они
позволяют во всех подробностях ознакомиться с устройством новых моделей,
сопоставить различные конструкции, проследить тенденцию развития
автомобилестроения. Выставки стали своеобразными конкурсами,
соревнованием, смотром последних достижений автомобильной техники.
Конечно, они служат ирекламепродукции.
Впервые экспонатом выставки автомобиль
стал в 1893 году. Тогда в г. Чикаго проходила Всемирная выставка. На ней
демонстрировалась одна из первых машин серийного производства:
«Бенц-вело». Здесь были представлены и экспонаты из России, в том числе
двигатели внутреннего сгорания Е. А. Яковлева, конные экипажи П. А.
Фрезе. Увиденный этими русскими изобретателями «живой» автомобиль
утвердил их в намерении создать машину собственной конструкции. И три
года спустя они представили на Всероссийскую художественно-промышленную
выставку в Нижнем Новгороде первый отечественный автомобиль.
Бенц-вело
Заслуживает упоминания другая Всемирная выставка, Парижская, 1937 года.
Там, в павильоне СССР, экспонировались машины ЗИС-101 и ГАЗ-М1. Это
первый случай, когда автомобили советского производства показывались за
рубежом. А на Брюссельской всемирной выставке 1958 года наши легковые
машины «Волга» ГАЗ-21, «Чайка» ГАЗ-13, грузовик ГАЗ-52 были удостоены
«Гран-при» и золотых медалей.
ЗИС-101
ГАЗ-М1
ГАЗ-21
Чайка (ГАЗ-13)
ГАЗ-52
В отличие от всемирных выставок
международные ярмарки, где автомобили всегда широко представлены, носят
прежде всего коммерческий характер. Здесь редко дебютируют новые модели,
но зато всегда идут переговоры о закупке уже выпускаемых машин,
заключаются торговые контракты. На традиционных ярмарках в Багдаде,
Брно, Лейпциге, Пловдиве и других городах были широко представлены
автомобили Советского Союза и других социалистических стран.
Панар-Левассор
«Панар-Левассор» (Франция). Одна из моделей, показанных в 1898 году на
первой в истории автомобиля международной выставке. Завод
«Панар-Левассор» с 1891 года стал первым применять компоновку с передним
расположением двигателя, а с 1898 года — управление рулевым колесом. У
представленной машины деревянная рама, алюминиевый картер коробки
передач, цепная главная передача. Число цилиндров двигателя — 2. Рабочий
объем — 1206 см3. Мощность — 4 л. с. (3 кВт) при 800 об/мин.
Длина машины — 2,9 м. Число мест — 2. Масса в снаряженном состоянии —
0,6 т. Скорость — 25 км/ч.
Роллч-Ройс-40-50 Сильвер Гост
«Роллч-Ройс-40-50 Сильвер Гост»
(Англия). Впервые показан на выставке в лондонском зале «Олимпия» в 1906
году. Отличался высоким совершенством исполнения, плавным ходом,
бесшумностью работы и стоял на производстве 21 год. Число цилиндров
двигателя — 6. Рабочий объем — 7036 см3. Мощность — 48 л. с.
(35 кВт) при 1200 об/мии. Длина машины — 4,67 м. Масса в снаряженном
состоянии — около 1,78 т. Число мест — 6. Скорость — 90 км/ч.
Пузырев А28-40
«Пузырев А28-40»
(Россия). Эта машина экспонировалась иа IV международной автомобильной
выставке 1913 года в Петербурге. Примечательна тем, что картеры
двигателя, коробки передач, главной передачи отлиты из алюминиевого
сплава. Один из первых в мире автомобилей с шестернями постоянного
сцепления в коробке передач и полностью разгруженными полуосями. Число
цилиндров двигателя — 4. Рабочий объем — 6325 см3. Мощность —
40 л с. (29 кВт) при 1200 об/мин. Длина машины — 4,7 м. Число мест — 6.
Масса в снаряженном состоянии— около 1,9 т. Скорость — 80 км/ч.
Конечно, наибольший интерес для автомобилистов представляют традиционные
специализированные международные выставки (их называют автосалонами).
Среди них особой известностью и авторитетом пользуются восемь выставок.
Они проходят ежегодно или раз в два года в Амстердаме, Брюсселе,
Бирмингеме, Женеве, Париже, Токио, Турине, Франкфурте.
Кроме того, многие страны регулярно
устраивают свои национальные показы автомобильной техники. В частности,
такие выставки проходили в Москве на ВДНХ (ныне ВВЦ) в 1971, 1974 и 1977
годах.
Первый международный автосалон открылся летом 1898 года в Париже.
Инициатором проведения «Салона автомобилей, велосипедов и спорта»
выступил АКФ — Автомобильный клуб Франции. На выставке, которая длилась
20 дней, побывало 140 тысяч посетителей. Машины и оборудование
представили 77 фирм, среди которых были пионеры автомобилестроения:
заводы «Бенц», «Даймлер» (Германия), «Делав», «Панар-Левассор», «Пежо»
(Франция).
Технический прогресс в
автомобилестроении нашел яркое отражение в экспонатах первого
автосалона. Среди них посетители впервые могли увидеть модели,
оснащенные не сплошными резиновыми шинами, а пневматическими,
автомобили, управляемые не рычагом, а рулевым колесом. Новинками были
четырехцилиндровый двигатель, система зажигания от магнето низкого
напряжения; демонстрировались первые машины, в которых двигатель
помещался впереди.
Не всегда новинки автосалонов сразу находили широкое распространение.
Случалось и так, что некоторые весьма перспективные конструкции
опережали свое время и признание получали лишь много лет спустя. Так
было, например, с ускоряющей передачей в трансмиссии — оверд-райвом,
который позволяет снизить расход топлива.
Впервые с такой конструкцией посетители автосалонов познакомились еще в
начале 1930-х годов. Но только сейчас овердрайв оценен по достоинству.
Такова же судьба, например, кузова с малым аэродинамическим
сопротивлением (американская модель «Крайслер-эйрфлоу», 1934 год) и
независимой подвески передних колес (французская машина «Болле», 1899
год).
Но большинство усовершенствований в
конструкции автомобиля после показа на выставках получало путевку в
жизнь. Трудно представить современный легковой автомобиль без
алюминиевых поршней, автоматической регулировки опережения зажигания,
гипоидных шестерен главной передачи, несущего кузова,
телескопических амортизаторов и многих других новшеств, еще совсем
недавно бывших сенсациями автосалонов.
Что представляет собой современный
автомобильный салон? Возьмем , например, Парижский, 1982 года. Он длился
10 дней; посетили его более полумиллиона человек. Салон показывал
главным образом легковые автомобили, их оборудование и принадлежности, а
также развозные фургоны, мотоциклы, комплектующие изделия. Всю эту
технику представляли 1100 фирм из 27 стран, в том числе из СССР, Польши,ГДР,
Румынии, Югославии и Чехословакии. Парижская выставка — одна из самых
обширных по числу экспонатов и занимаемой площади. Ее экспонаты
размещались в павильонах площадью 115 тысяч квадратных метров и на
открытой площадке. Почти на 13 гектарах, занимаемых выставкой, можно
было бы разместить 18 футбольных полей!
АМО-Ф15
Промбронь С24-40
«Промбронь С24-40» (СССР). Первый советский легковой автомобиль выпуска
1922 года. Эта машина и первый советский грузовик АМО-Ф15 (1924 г.)
экспонировались в 1925 году в Москве на международной выставке машин,
принимавших участие во втором Всесоюзном испытательном автомобильном
пробеге. Число цилиндров двигателя — 4. Рабочий объем — 4501 см3.
Мощность — 45 л. с. (33 кВт) при 1600 об/мин. Длина машины — 4,69 м.
Число мест — 6. Масса в снаряженном состоянии — 1,75 т. Скорость — 72
км/ч.
Ганомаг-Комисброт
«Ганомаг-Комисброт»
(Германия). Одна из ранних малолитражек, показанная в 1925 году на
Берлинской автомобильной выставке. Эта модель — первая в мире с кузовом
бескрылой формы. За характерный внешний вид получила прозвище «сайка»
(по-немецки «комисброт»). Особенности конструкции: заднее расположение
двигателя, отсутствие дифференциала, цепная передача. Число цилиндров
двигателя — 1. Рабочий объем — 499 см3. Мощность — 10 л. с.
(7 кВт) при 2500 об/мин. Длина машины — 3,4 м. Число мест — 2. Масса в
снаряженном состоянии — 0,34 т. Скорость — 60 км/ч.
Крайслер-Эйрфлоу
«Крайслер-Эйрфлоу» (США). Когда этот автомобиль с обтекаемым несущим
кузовом впервые предстал перед публикой в 1934 году на 34-й
Всеамериканской автомобильной выставке, большинство посетителей
сочло его безобразным. Обтекаемые автомобили получили признание в США
несколько лет спустя. Число цилиндров двигателя — 8. Рабочий объем —
5302 см3. Мощность — 130 л. с. (96 кВт) при 3400 об/мин.
Длина машины — 5,99 м. Число мест — 5. Масса в снаряженном состоянии
— 1,83 т. Скорость — 130 км/ч.
ЗИС-101
ЗИС-101 (СССР). Представительская машина с кузовом «лимузин». Один из
экспонатов советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937
года. Первый отечественный серийный автомобиль с двухкамерным
карбюратором, синхронизаторами в коробке передач, радиоприемником и
отопителем. Число цилиндров двигателя — 8. Рабочий объем — 5766 см3.
Мощность — 90 л. с. (66 кВт) при 2800 об/мин. Длина машины — 5,65 м.
Число мест — 7. Масса в снаряженном состоянии — 2,55 т. Скорость — 115
км/ч.
Татраплан
«Татраплан-Т600»
(Чехословакия). Первая послевоенная модель завода «Татра». Обтекаемый
кузов, независимая подвеска всех колес и заднее расположение двигателя с
воздушным охлаждением вызвали большой интерес на Международной
автомобильной выставке (Прага, 1947 г.). Число цилиндров двигателя — 4.
Рабочий объем — 1950 см3. Мощность — 52 л. с. (38 кВт) при
4000 об/мин. Длина машины — 4,54 м. Число мест — 4. Масса в снаряженном
состоянии — 1,2 т. Скорость — 130 км/ч.
Экспонаты стоят на стендах, иногда на
зеркальных поворотных кругах, чтобы автомобиль был виден со всех сторон
и снизу. Отдельные агрегаты и узлы демонстрируются нередко в разрезанном
виде и с движущимися частями. Есть и автомобили, словно рассеченные
вдоль гигантским ножом. Их половины для наглядности сходятся и
расходятся, приводимые специальным механизмом.
У каждого экспоната — табличка с текстом
и характеристиками; пояснения дает представитель фирмы.
Ягуар-XK-120C
«Ягуар-XK-120C» (Англия). Спортивный автомобиль, изготовленный малой
серией для кольцевых гонок. Эта модель впервые в мире была оснащена
дисковыми тормозами; в 1953 году одержала победу на 24-часовых гонках в
Ле-Мане. Один из центральных экспонатов Лондонской автомобильной
выставки (1953 г.). Число цилиндров — 6. Рабочий объем двигателя — 3442
см3. Мощность — 210 л. с. (154 кВт) при 5800 об/мин. Длина
машины — 3,99 м. Число мест — 2. Масса в снаряженном состоянии — 0,99 т.
Скорость — 260 км/ч.
Машины, добившиеся спортивных успехов—
завоевавшие трофеи и кубки, — обязательный атрибут каждой выставки.
Выступления в гонках, ралли, кроссах не только служат делу рекламы, но и
способствуют ускорению технического прогресса, повышению надежности,
долговечности и качества автомобилей. На Парижской выставке
демонстрировались, например, спортивный автомобиль «Порше-936» (ФРГ),
выигравший 24-часовые гонки, в ходе которых он без поломок покрыл почти
5 тысяч километров, машина «Нива» (СССР), на которой французский экипаж
завоевал на ралли Париж — Дакар второе место.
Порше-936
Нива
Отчеты об автосалонах широко публикуются
не только в автомобильных журналах, но и в газетах, еженедельниках. По
итогам нескольких выставок регулярно организуются конкурсы «Лучший
автомобиль года». Наиболее известен конкурс голландского журнала
«Ауто-визи».
Автомобильные журналисты на выставках имеют возможность опробовать новые
модели на ходу, ознакомиться с их устройством, чтобы в конце года
вынести свой вердикт (по довольно сложной системе оценок). Так,
победителем конкурса среди всех легковых моделей 1983 года стал
«Ауди-100» (ФРГ).
Ауди-100
Ауди-100
«Ауди-100»
(ФРГ). Первая демонстрация этой машины состоялась осенью 1982 года на
Парижской выставке и по результатам конкурса признана лучшей моделью
1983 года. Ее особенности: передние ведущие колеса, дисковые тормоза,
колеса, отлитые из алюминиевого сплава, бортовой эконометр — прибор,
помогающий водителю выбрать наиболее экономичный режим движения. Число
цилиндров двигателя — 5. Рабочий объем — 2144 см3.
Мощность—136 л. с. (100 кВт) при 5700 об/мин. Длина машины — 4,79 м.
Число мест — 5. Масса в снаряженном состоянии — 1,21 т. Скорость — 200
км/ч.
Рено-16
«Рено-16»
(Франция). Первый в мире автомобиль, у которого над дверями нет
водосточных желобов — их заменяют ребра на крыше Он также дал начало
новому типу кузова — пятидверному, так называемому «комби» или «хэтчбек»
(занимает промежуточное положение между седанами и универсалами).
Особенности конструкции: передние ведущие колеса, независимая торсионная
подвеска всех колес, электрический вентилятор системы охлаждения.
Впервые показан на Женевской выставке (1965 г.) и стал победителем
первого конкурса «Лучший автомобиль года». Число цилиндров двигателя —
4. Рабочий объем — 1565 см3. Мощность — 64,5 л. с. (47 кВт)
при 5200 об/мин. Длина машины — 4,24 м. Число мест — 5. Масса в
снаряженном состоянии — 1,41 т. Скорость — 150 км/ч.
Ситроен DS-19
«Ситроен DS-19»
(Франция). Дебют этой оригинальной по конструкции модели состоялся в
1955 году на Парижской автомобильной выставке. Выпуск машины продолжался
20 лет. Особенности устройства: передние ведущие колеса,
гидропневматическая (впервые в мире) независимая подвеска всех колес,
гидравлическое управление тормозами, сцеплением, переключением передач.
Число цилиндров двигателя — 4. Рабочий объем — 1911 см3.
Мощность — 75 л. с. (55 кВт) при 4500 об/мин. Длина машины — 4,8 м.
Число мест — 5. Масса в снаряженном состоянии — 1,13 т. Скорость —140
км/ч.