Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Алкоголь и человек: доступно о сложном


Информационный Канал Subscribe.Ru


СПАСЕНИЕ В ПИВЕ?

Ни один вопрос не вызывает в России таких горячих дебатов, как питейный. Знаменитая дилемма "Быть или не быть?" у нас давно трансформировалась в "Пить или не пить?" Однако в последнее время эта проблема приобрела несколько иное звучание: "Что пить?" Причем наиболее оживленные дебаты вызывает не национальный напиток - водка, а пиво. Именно вокруг него сейчас бушуют самые сильные страсти. Впрочем, о том, что является истинным национальным напитком, можно поспорить. Пиво на Руси первый раз попробовали аж в VIII веке, в то время как к водке россияне пристрастились значительно позже. Однако следует признать, что этот краткий экскурс в глубины истории вряд ли способен как-то повлиять на нынешнюю ситуацию.

ПИВО НЕ ВОДКА, МНОГО НЕ ВЫПЬЕШЬ
Сегодня в России потребление алкоголя на душу населения остается недопустимо высоким: среднестатистический россиянин, согласно официальной статистике, выпивает в год 14 литров чистого алкоголя. Однако эта цифра не учитывает нелегальное потребление спиртных напитков, ведь в России кроме официального рынка алкоголя существует развитый рынок различного рода фальсификаторов, который оценивают почти в 40 процентов от легального.
Согласно исследованию, проведенному Межвузовским агентством международного консалтинга, пиву в этом алкогольном море принадлежит всего лишь 22 проц., безраздельно же царят крепкие сорта алкоголя, которые владеют более 70 проц. объемов рынка. По потреблению ячменного напитка наша страна занимает одно из последних мест, ниже нас лишь Латинская Америка да Океания.
Как известно, существуют карты географические, политические, климатические и другие. Если составить карту алкогольного предпочтения, то весь мир можно будет условно закрасить тремя цветами: к примеру, красный будет символизировать страны, где население пьет в основном вина, желтый - страны, где предпочтение отдают пиву, и белый - водке.
К "красным" государствам относятся Франция, Италия, Испания, Бельгия, США, Канада, Норвегия. "Желтые" цвета у Германии, Чехии, Голландии, Польши, Португалии. И наконец среди водочных признанным мировым лидером является Россия. Как ни странно, в эту группу попала и Латвия. Впрочем, если вспомнить, что около половины ее жителей - русскоязычные, то эта "странность" легко объяснима.
При этом можно привести весьма любопытную статистику. Так, чехи пьют пива в 4 раза больше россиян (40-42 литра в год). Немецкие бюргеры опережают нас по этому показателю в 3-3,5 раза, бельгийцы - в 2,5 раза. А такие страны, как Словакия, Финляндия и США - в 2 раза. Мы уступаем полякам, болгарам, венграм, идем примерно вровень с французами, но зато опережаем итальянцев.

ГУБИТ ЛЮДЕЙ НЕ ПИВО, ГУБИТ ЛЮДЕЙ...
Статистика убедительно доказывает тот факт, что уровень смертности населения как от естественных причин, так и в ДТП напрямую зависит от окраски страны на нашей карте. Россия по всем показателям занимает одно из первых мест. Чем более крепкие напитки потребляет население, тем больше умирает людей.
В 2001 году на российских дорогах нашли смерть около 31 тысячи человек. По данным европейской комиссии, в единой Европе ежегодно происходит примерно 10 тысяч дорожно-транспортных происшествий, из них четвертая часть заканчивается для его участников трагически. Если вспомнить, что численность населения ЕС в несколько раз превышает количество россиян, сравнение жертв - 31 тыс. погибших и 2 тыс. - вызывает просто оторопь. Как говорят в этом случае, комментарии излишни.

РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ ПИВОМ
Пиво во всем мире рассматривается в качестве альтернативы потреблению крепких напитков. Для России по многим причинам это особенно актуально. В том числе и по экономическим: у нас крайне мала зона выращивания винограда, поэтому переориентировать пристрастия населения с водки на вино затруднительно. А импортное вино, если оно дешевое, то плохое, а если дорогое, то хорошее, но недоступное. Зато ячмень можно выращивать почти повсеместно.
Нет смысла говорить о том, что на уровень потребления пива главным образом влияют исторические традиции. И их уже не изменишь. Однако добиться поворота в привычках населения все же можно. И пример тому - наша соседка Финляндия: потребовалось примерно 20 лет, чтобы жители переключились с водки на пиво и вино. В немалой степени этому может способствовать реклама. Однако в разных странах к ней относятся по-разному. Есть государства, где она не имеет каких-либо существенных ограничений, а есть такие, где она практически запрещена.
Наиболее жесткие ограничения на рекламу пива - во Франции. Более либерально к прославлению ячменного напитка в газетах и на телевидении относятся в Германии. Промежуточную позицию занимают Финляндия и Великобритания, где существуют ограничения, но не такие жесткие.
Во многих странах пытаются найти золотую середину между потребностью в рекламе пива и необходимостью ограничить ее пагубное влияние. В частности, в западных странах распространена этическая реклама пива. То есть сами рекламодатели накладывают на себя определенные ограничения по ее распространению. Это относится как к содержанию, так и к интенсивности размещения.
Однако, как показывает мировой опыт, ограничения на рекламу как пива, так и крепких алкогольных напитков напрямую не влияют на уровень их потребления, это зависит от иных факторов. Европейская статистика дает весьма наглядную картину этого явления. Во Франции потребление алкоголя за последние 30 лет упало на 34 проц., в Италии - на 44 проц., испанцы стали меньше пить на 15 процентов. В то же время в Великобритании за это время потребление алкоголя увеличилось на 55 проц., в Дании - на 39 проц., в Голландии - на 43 процента. Так, во Франции, где существуют одни из самых строгих правил рекламы спиртного, зафиксировано одно из самых значительных падений потребления алкоголя, как и в свободной от подобных запретов Италии и в Испании, занимающей промежуточное положение между ними.
Однако встает резонный вопрос: если реклама не влияет на уровень потребления спиртных напитков, нужна ли она вообще? "Алкоголь - это зрелая категория товаров, с характеристиками которых потребитель хорошо знаком. Поэтому на общий показатель потребления спиртных напитков реклама повлиять не может. Она нужна для увеличения доли на рынке отдельных брендов. Цель рекламщиков - не увеличить потребление алкоголя, а заставить потребителя переключить свое внимание на отдельные бренды. Поэтому рекламщики добиваются успеха за счет тех, кто теряет свою долю на рынке" - так считают американские исследователи этой проблемы.
Поэтому главным последствием рекламных запретов становится переход потребителей на более низкие, а значит, и более дешевые сорта алкоголя. Применительно к России это может означать переключение населения на потребление различного рода суррогатов. Последствия же этого можно смело сравнить с эпидемией чумы в средневековых городах: в 2001 году зафиксировано 37 200 случаев смертельных отравлений некачественным алкоголем.
За последние 15 лет произошло сильное изменение в соотношении цены крепких напитков и пива. Сегодня в пересчете на градус пиво является самым дорогим алкогольным напитком. И если человек пьет не ради удовольствия, а для того, чтобы отключиться, то он выберет наиболее крепкий и наиболее дешевый напиток.

ПИВО ПРОТИВ НЕЛЕГАЛЬНОГО РЫНКА
Распространение пива способно повлиять и еще на одну язву нашей жизни. Попытки побороть нелегальный рынок спиртного не дают заметных результатов не только в России, но и в несравненно более благополучных странах. В образцовой Швеции размер подпольного рынка достигает 30 процентов. Правда, он качественно отличается от российского и не имеет столь катастрофических последствий. В Швеции основными поставщиками спиртного на нелегальный рынок являются... пенсионеры, которые перевозят спиртное во фляжках из соседних стран, в основном из Германии, где цены на него ниже. Однако это хотя и нелегально доставленные, но качественные напитки. Датчане выпивают четверть подпольного спиртного, но при этом считают, что такое положение разлагает моральные устои общества. Что же тогда говорить о России, где "подвальный" алкоголь производится в неизмеримо больших количествах, а качество его во много раз хуже?
Согласно самым свежим данным, в I квартале 2002 года выявлено 600 тыс. случаев производства нелегальной алкогольной продукции, в том числе обнаружено почти 2300 подпольных производств и пресечена деятельность 145 преступных групп-производителей. За это время изъято 2 млн. декалитров продукции. Сколько душ было спасено благодаря этим мерам, неизвестно.
В этом плане в наиболее выигрышном положении находятся пивные страны, так как пиво подделать невозможно. По крайней мере, даже если и найдутся подобные умельцы, в худшем случае, они произведут пиво плохого качества, но от которого невозможно отравиться. Кроме того, сама фальсификация пива малорентабельна.
Увеличение производства пива наносит серьезный удар по "черному рынку" алкоголя.
Налоговые поступления от пивной отрасли в 2001 году составили 20 млрд. руб., из них акцизы - более 6 млрд. рублей. При этом в пересчете на чистый алкоголь налоговых поступлений от пива в 2,5 раза больше, чем от крепких напитков (76 млрд. рублей).

ПЕЙТЕ ПИВО, ОНО ВКУСНО И НА ЦВЕТ КРАСИВО
Главными потребителями пива являются мужчины от 24 до 44 лет. При этом подростков желательно исключить из клуба любителей ячменного напитка. Представляется целесообразным введение возрастного ценза. Во Франции и Германии доступ к пивным полкам начинается только с 16 лет, в Финляндии - с 18 лет. В России ограничения до 18 лет имеются только по крепким напиткам.
Чрезмерное повышение акцизов приводит к снижению спроса на пиво и росту потребления дешевых, а значит, менее качественных напитков. При этом на степень злоупотребления алкоголем это никак не влияет. На алкоголиков ни реклама, ни повышение цен не действуют, иначе они бы уже давно вывелись. А то, что в результате этих мер страдают поступления налогов в казну, отмечается повсеместно. Во Франции, с ее суровым законом против рекламы пива, снизились налоговые поступления, упали доходы рекламных фирм за 4 года почти на 1 млрд. франков. А в результате пострадали национальный спорт и культура, так как традиционно спонсорами многих соревнований и культурных мероприятий являлись винные и пивные компании.
На Западе все же превалирует подход, нацеленный на разумное потребление спиртного. Причем это относится не только непосредственно к процессу пития, но и к развитию всей экономики, так как эти отрасли дают работу тысячам людей, а также обеспечивают занятость работников в смежных производствах. Для России наиболее оптимальным, пожалуй, является умеренно-либеральное отношение к пивоварению. Это относится как к политике в области рекламы, так и к фискальному прессу.
Как считают некоторые эксперты, переход на употребление только пива ведет к смене самого образа жизни на более здоровый. Ведь пиво в отличие от водки пьют для того, чтобы получить удовольствие, а не для того, чтобы отключиться. Однако наше правительство озабочено явно иным, есть информация, что оно намерено в 2003 году поднять акциз до 25 процентов.
Впрочем, не все согласны с такой постановкой вопроса. Депутат-аграрий Игорь Игошин внес поправку к законопроекту об акцизах, в которой он предлагает повысить акциз до 25 проц. только для сортов пива крепостью свыше 6 процентов. На более легкое пиво акциз должен возрасти лишь на 10 процентов. По мнению Игоря Игошина, иначе государство будет стимулировать потребление более крепких напитков.
Так спасет ли нас пиво? Разумеется, нет, спасти себя от алкогольного уничтожения мы можем, только если начнем и жить, и пить по-другому. Но пиво способно оказать нам в этом свое содействие. ("Московская Правда", 8 июля 2002, В.Гурвич)



Легкого похмелья! Opohmel.Ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное