Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Опохмел: как много в этом слове


Служба Рассылок Subscribe.Ru

RUSSIAN VODKA

Кто и как определяет ее качество?
Наш собеседник - директор ежегодного дегустационного конкурса на Международной ярмарке "Продэкспо" Алексей Зайцев.


То, о чем на Руси говорят: "Отцы-деды пили и мы пити будем!", ни в какой пропаганде не нуждается. "Водки плохой не бывает. Водка бывает только хорошая и очень хорошая!" - пошутил лет 40 назад Михаил Светлов. Какой бы смысл ни вкладывал известный поэт в эти слова, они, в сущности, отражали тогдашнюю ситуацию. В советские времена была водка стандартного, но добротного качества - для "внутреннего потребления", и высочайшего - для экспорта.
В начале 90-х положение изменилось. На столичных рынках на каждом шагу можно было видеть "рекламу", обычно выведенную корявой рукой на какой-нибудь картонке: "Водочка!!! Дешевая!!!" "Паленую" водку разливали повсюду, вплоть до гаражей: при любом качестве она приносила умельцам-самодельцам сверхдоходы. Алкогольные отравления принимали массовый характер. Президент России "в целях эффективной государственной политики и оздоровления населения" был вынужден издать в середине 93-го Указ, восстановивший государственную монополию на производство и продажу водки.
Однако на деле все менялось не так скоро. В 1997 году правительство Москвы жестко поставило вопрос о контроле качества алкогольной продукции. Тогда и возникла идея о дегустационном конкурсе.
- Совместно с президентом Торгово-промышленной палаты Москвы Юрием Котовым мы обратились в "Экспоцентр", - рассказывает директор конкурса Алексей Зайцев. - Нас поняли и пошли нам навстречу. Конкурс стал проходить ежегодно на Международной ярмарке "Продэкспо".
- Алексей Юрьевич, то ли шутя, то ли всерьез вас называют носителями "национальной идеи"...
- В каждой шутке есть доля правды. На самом деле национальный напиток - он для любой страны является национальной идеей, по крайней мере выражает национальный характер. У французов это коньяк, у англичан виски. А у нас водка. Первый конкурс у нас состоялся зимой 1999 года. С тех пор конкурс проходит уже в четвертый раз и охватывает практически весь российский рынок алкогольной продукции.
- А напитки для дегустации вы берете из магазина?
- Есть конкурсы, где закупки делаются из магазина. Но в магазинах и сейчас очень много подделок. Потому создается комиссия на каждом предприятии-участнике. Отбирают напитки из промышленной партии, все ставят свои подписи. Это мировая практика: вино берется из любимой бочки винодела. Но то, что продукция на конкурс идет с конвейера, - вне всяких сомнений. Вообще, производить хорошую водку в условиях лаборатории просто невозможно, любое нарушение сразу сказывается на качестве. И если уж завод делает водку на золотую медаль, то это говорит о высокой технологии!
- Где вы берете дегустаторов?
- Одиннадцать человек в течение года отбираются по всей России. Среди них есть звезды, признанные во всем мире. Но обязательно набираем профессионалов из регионов. Там, где серьезные заводы, обязательно есть и высококлассные дегустаторы.
- Вероятно, это сугубо мужская профессия?
- Да нет, как ни странно, абсолютное большинство дегустаторов - женщины! По крайней мере у нас в России. Хотя, как и с поварами, лучшие дегустаторы все-таки мужчины. На нашем конкурсе в день они проверяют на качество от 50 до 70 образцов.
- Как это происходит?
- В просторном зале устанавливаем одиннадцать столов на таком расстоянии, чтобы дегустаторы не могли переговариваться. Работа начинается в 10 часов. Водка дегустаторам подается в специальных бокалах.
- А они не видят бутылки, из которых она разливается?
- Ни в коем случае! Водка для дегустатора, можно сказать, обезличенная. Из закусок перед каждым стоят пресные хлебцы, пресный сыр и фрукты - бананы либо яблоки со специфическим, "травянистым" вкусом. Дело в том, что дегустировать водку гораздо сложней, чем остальные напитки: тут требуется каждый раз, как говорят, "новизна восприятия". Надо определить аромат, выдержана ли технология, правильно ли она перемешана, хорошо ли очищена. Качественную водку ведь тем сложнее произвести, чем меньше в ней компонентов. И чем меньше посторонних добавок, тем лучше она воспринимается организмом. В хорошей водке три составляющих: качество спирта, качество воды и качество технологии. Можно изготовить великолепный спирт, великолепную воду, смешать их и... получить редкую гадость.
- А сколько выпивают водки дегустаторы за время работы?
- В основном из каждого бокала они выпивают (если можно так говорить) от полуграмма до одного грамма. За день получается где-то граммов 50. Та самая "норма потребления", которую еще в 1903 году русский физиолог Волович определил как идеальную, при которой в организме человека не происходит никаких негативных изменений, а лишь идут "стимулирующе-очистительные процессы".
- А как вы думаете, качество водки в последние годы улучшается?
- В среднем, если сравнивать с тем, что было в середине 90-х, мы по качеству ушли далеко вперед. Но лучшая водка делается все же на тех предприятиях, где не отказались от своего спирта. Идеальный вариант: свой спирт, своя вода, собственное производство. Быть владельцем торговой марки и долго делать первоклассную водку очень сложно. К примеру, одна очень популярная марка, приготовленная по идеальным русским рецептам, в последнее время теряет качество именно потому, что владельцы ее не могут осуществлять тотальный контроль за производством.
- Какая же водка, по-вашему, "идеальная"?
- Я бы мог назвать конкретную продукцию конкретных заводов, но не имею права рекламировать какие-то отдельные марки. Поэтому ограничусь советом: если цена сорокаградусной в Москве меньше 40 рублей, эту водку лучше не покупать.
/Вечерняя Москва, 21 марта 2002, Анвар Тавобов/

Легкого похмелья!

Вадим Водкин & Opohmel.Ru, 2000-2001


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное