Познавательная статья из "МК" от 18 марта с.г. про алкоголь и пост
ПОСТУЕМЫЙ ПЬЕТ ДО ДНА
Даже при всех церковных запретах в России нельзя пить лишь 14 дней в году
Ну вот и дожили мы до Великого поста. Ближайшие семь недель — ни-ни! Даже День космонавтики и Первомай в нынешнем году из-за поздней Пасхи проезжаем “без шума и пыли”. Никаких излишеств по части еды и прочих развлечений для тела и души. Телевизор — экраном к стене. Музыкальный центр — на антресоли. Билеты на дискотеку — в мусорное ведро. Мимо касс кинотеатра — бегом. В постели — руки по швам.
Большинство наших сограждан особенно напрягается в связи с необходимостью диктуемых христианскими правилами “пищевых строгостей”: подумать только, мясного нельзя, молочного нельзя, даже рыба во многие дни под запретом. Это что же, как в старой русской песне поется, — “сухой бы я корочкой пита-ался...”?
Между тем сложности по части еды для соблюдающих пост возникли только при советской власти. Нашим дореволюционным предкам сохранять табу на “продукты животного происхождения” было куда проще. К их услугам торговцы в Москве и других городах предлагали богатейший выбор постной вкуснятинки — специально приготавливаемой к периоду Великого поста. Увы, сейчас большинство этих яств удастся “продегустировать” только на слух. Вот, если желаете, можем вспомнить кое-что из того давнего меню.
Состоятельные и не очень состоятельные граждане лакомились капустой, гретой с маслом, лапшой гороховой и маковой, подовыми пирогами — с рыжиками, с маковым творогом. Можно было отведать яблочный каравай с пшеном и изюмом, с винными ягодами, угоститься в конце еды протертой гречневой кашей с маковым молоком...
В дни менее тотального поста, когда дозволялось кушать рыбу, народ налегал на уху — щучью, лещевую, карасевую, пироги с молоками, осетрину и севрюжину вяленую, пирожки и кулебяки с вязигой, налимьей печенью, стерлядью.
Строгие постники и вовсе отказывались от употребления рыбы в течение всех семи недель, предшествующих Пасхе (исключение они делали только в дни Двунадесятых праздников — Благовещенья и Вербного воскресенья). Основной рацион для этих героев состоял из горохового пюре, сдобренного ореховым маслом (а то и без оного), лапши гороховой, грибов тушеных, грибов с лимоном и миндальным молоком, грибов с капустой и хреном, а на десерт — грибы в тесте с патокою, с изюмом и с медом.
В четверг на 1-й и 7-й неделе по традиции подавались к столу “сладкие овощи” (нарезанные полосками и сваренные в патоке арбузы и дыни), кисели с шалфеем, взвары медовые, пастила яблочная.
Сахар многие из наших предков считали продуктом скоромным: ведь при его изготовлении по тогдашним технологиям раствор процеживали через пористые кости крупного рогатого скота. Потому правильнее считалось в дни поста пить чай либо с так называемым постным сахаром (мы его теперь называем фруктовым), либо с пряниками, которые выпекались в виде орехов, грибов, еловых шишек, коней, единорогов...
В качестве этакого аналога нынешних “хот-догов” в прежние времена торговали в Великий пост с лотков гречневиками (“грешниками”, как их еще называли) — выпеченными из гречневой муки пирамидками, политыми подсолнечным маслом и посыпанными солью. В ходу у уличных торговцев были также гречневые блины и студнеобразный гороховый кисель.
В Златоглавой с первых дней поста главное чрево города перемещалось под стены Китай-города, в район Устьинского моста, — здесь открывался знаменитый Постный рынок, куда привозили на продажу всякие съестные припасы: кадушки грибов, клюкву, огурчики соленые, обсахаренные ягоды, моченые яблоки... Среди бесконечных рыночных рядов сновали многочисленные продавцы горячего сбитня — любимого согревательного напитка, приготовленного на меду с добавлением корицы, гвоздики, имбиря, кардамона и лаврового листа. Состав получался забористый — согревал не хуже первача!
Впрочем, чего-чего, а уж алкоголя публика во время поста отнюдь не избегала. И сама Православная церковь на сей счет особых запретов не давала. Считалось, что раз вино-водка — продукт не “животного происхождения”, то пить “горячительное” вполне можно. Однако желательно “в меру”. (Как будто на Руси когда-нибудь ее знали, эту самую меру.) Наши предки подсчитали, что даже при строгом соблюдении церковных ограничений в году получается всего-навсего 14 “безалкогольных” дней.
При таком-то раскладе отчего же русскому человеку не попоститься?