Здоровый ребенок в 2 года должен произносить 200-250 слов, строить фразы и простые предложения. Нужно помнить, что у ребенка в раннем возрасте тесно взаимосвязаны понимание крохой речи окружающих и развитие его собственной речи. Вам нужно расширять словарный запас крохи. Слова должны быть разнообразными, например, обозначающие пол и возраст (мальчик, дядя), живые и неживые предметы, растения и животные, действия животных.
Очень важно, чтобы малыш понимал ситуации, которые передаются с помощью предлогов и наречий. Например: «Там собака», «Яблоки лежат в холодильнике», «Мы идем в магазин» и др.
Не менее важным, является обращение внимания малыша на качества и свойства окружающих предметов. Называйте их размеры и цвет. Старайтесь научить кроху понимать речь взрослых, не подкрепленную наглядной ситуацией. Например: «Какого цвета зимой деревья». Кроха должен уметь внимательно выслушивать вас и выполнять небольшие просьбы, которые состоят из 2-3 действий.
Можно предлагать различные игры и упражнения. Например:
2-3 летние дети очень любят игру "доскажи словечко". Рассказывая сказку, делайте паузы, не договаривайте предложение до конца, давая ребенку возможность "вставить" словечко. Поиграйте в игру "найди ошибку", сознательно допустив неточность в рассказе (поменяйте последовательность героев, перепутайте их имена и т.п.) Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи малыша
Разговариваем по телефону. Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
Постарайтесь побуждать ребенка употреблять не только слова, но фразы, а возможно, и простые предложения. Нужно формировать у него умение пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний.
Возможно, сразу у вас что-то не получиться. Не расстраивайтесь. Просто запаситесь терпеньем. И все у вас будет хорошо. Удачи вам.