В нашей статье Вы узнает ответы на вопросы: Что такое штрих-код? Зачем маркируют товар? Как читать штрих-код?
Покупая практически
любой товар в магазине, мы можем увидеть на его упаковке набор черточек и цифр
– это и есть
штрих-код,
который предназначет для того, чтобы автоматические устройства считывали заложенную
в него информацию. Раньше, когда полки магазинов не изобиловали таким
количеством товара, ориентироваться в ассортименте было несложно. Современные
же супермаркеты вмещают в себя такое количество и наиментование продукта, что
запомнить все не в состоянии ни один продавец. И штрих-код, который пришел на
смену далеко не коротким сертификатам с описанием товара, в значительной
степени упрощает ведение склада и продажу товара. Кстати, первый в мире товар, который начал выходит со штрих-кодом – жевательная
резинка.Большинство же товаров, которые
вращаются на мировом рынке сегодня закодированы, однако это вовсе не является
обязательной процедурой. При этом, современный производитель в стремлении выделить
свою продукцию идет на смелые шаги – индивидуальное, креативное изображение
штрих-кода. Вот интересная подборка кулинарного жанра.
Производитель может
и не ставить штрих-код на своем товаре, тем более, что кодирование
осуществяется на платной основе и стоит достаточно дорого. Однако, тендеция
современного рынка такова, что реализовать товар без-штртих-кода невероятно
трудно (практически все магазины принимают на реализацию товар только со штрих-кодом).
Какую же
информацию может рассказать штрих-код?Оказывается,
достаточно интересную. Разберем расшифровку штрих-кода кода на следующем
примере.
Цифры, с которых начинается числовая
последовательность штрих-кода (как правило, первые 3 или 2 цифры) – это код
страны, в которой был изготовлен данный товар. В нашем примере видим, что это
цифры – 49 (Япония). Следующие
четыре или пять цифр (03726) расскажут
о предприятии-изготовителе данного товара. Последующие пять (88481) поведают о таких потребительских
свойствах продукта как, наименование товара, свойство, размер, масса,
ингредиенты, цвет (однако отыскать эти данные можно лишь в электронном каталоге
продавца-изготовителя). Ну и наконец, последняя цифра называется контрольной (6).
Для того, чтобы определить подлинность товара, достаточно чтобы контрольная
цифра на штрих-коде совпала с той, которую можно получить с помощью следующего
вычисления:
Просуммируем цифры, стоящие на четных позициях: (9+3+2+8+4+1)=27
Число, которое получилось, умножим на три: (27*3)=81.
Просуммируем цифры, стоящие на нечетных позициях (контрольную цифру
суммировать не надо): (4+0+7+6+8+8)=33.
Сложим числа, которые получили в пункте 2 и 3: (81+33)=114.
Теперь от числа, полученного в пункте 4, отбросим сотни и десятки.
Получили - 4.
Теперь от 10 отнимем цифру 4, полученную в пятом пункте: (10-4)=6.
Как видим, в нашем случае полученная цифра, совпала с
контрольной. Это означает, что товар произведен на законных основаниях.
Как правило, большинство из нас интересует
страна-производитель продукции. Вот небольшая памятка, по которой легко можно определить,
откуда был импортирован товар.
Аргентина (779),
Греция (520),
Португалия (560),
Бразилия (789),
Израиль (729),
Турция (869),
Великобритания (50),
Италия (8083),
Украина (482),
Венгрия (599),
Китай (620),
Финляндия (64),
Германия (400440),
Норвегия (70),
Франция (3037),
Бразилия (789),
Польша (590),
Чехия, Словения (859).
Нередко можно встретить, что страна-изготовитель,
которая указана на упаковке, не соответствует той, которая указана на штрих-коде.
И это вовсе не обязательно будет означать, что Вы купили подделку. Причин может
быть несколько. Во-первых, фирма может получить код не в своей стране, а в той,
где происходит основной экспорт ее товара, во-вторых, товар может быть
произведет на дочернем предприятии либо же изготовлен в какой-либо стране по
лицензии фирмы, месторасположение которой находится другой стране и в третьих –
учредителями предприятия могут быть несколько фирм из разных стран.
И еще полезно знать, что
штрих-код уникален. Формирование штриховых кодов происходит
согласно единым всемирным стандартам. Эта система идентификации гарантирует,
что штриховой код, который присваивается товару, не может быть случайно дан
другому товару в иной стране мира.
Подведя итоги, хочу сказать, что штрих-код в большей
степени полезен производителям и продавцам, чем обычному покупателю. Основная
информация, которую может почерпнуть для себя потребитель – это узнать страну,
в которой был произведен товар. Обращайте внимание на штрих-код, покупая товар,
но не стоит полагаться на штрих код, как на последнюю инстанцию – это всего
лишь уникальный номер, благодаря которому можно отыскать информацию о товаре в
электронном каталоге производителя.