Школа для родителей. Семья, дети, воспитание Как мы обижаем своих детей?
Ребенка можно обидеть словом. Можно взглядом, своим поступком, невниманием, равнодушием.
Из головы не выходит один случай. Мы
ехали с младшим сыном в автобусе. На очередной остановке зашла женщина с
девочкой лет 8-9. У женщины был усталый вид, волосы растрепаны,
покрасневшее лицо. В руке она держала огромный сверток, похожий на
запакованную люстру.
Девочка выглядела обычно. Только глаза у неё были очень грустные.
Вот они уселись на места, через
несколько сидений от нас, лицом к нам. Женщина тут же принялась что-то
говорить дочери, пытаясь сказать потише. При этом она энергично
жестикулировала руками.
По мере её монолога (а это был именно
монолог, потому что девочка молчала и только кратко отвечала на какие-то
вопросы), женщина распалялась все больше и больше. Она уже не могла
следить за громкостью своей речи, не могла больше контролировать себя…
В течение 5 минут я поняла их ситуацию. Женщине пришлось забрать дочку из школы, так как у неё болел живот.
Ситуация в московских школах обстоит
таким образом: если ребенок жалуется на недомогание, его отводят к
школьному врачу. Врач осматривает (на уровне своего профессионализма) и
либо отправляет в больницу, либо предлагает пойти домой. Но уйти САМ
ребенок из школы не может. Звонят родителям, чтобы те приехали и забрали
его. Одного его не отпустят.
Вот именно такая ситуация и произошла с нашими персонажами.
Женщина, видимо, была крайне недовольна
этим обстоятельством. Она выговаривала девочке, что ей надоело забирать
её из школы, что ей надоели её болячки, ей надоело её вранье, что якобы у
той что-то болит.
Периодически дама поглядывала на нас с
сыном и пыталась говорить тише, но это у неё плохо получалось. Она
продолжала себя накручивать.
При этом мамаша не стеснялась в
выражениях. Самое безобидное слово, отнесенное к дочери — это слово,
обозначающее самку домашней собаки.
Девочка при этом сидела молча и грустно смотрела в окно. Она не спорила, не оправдывалась, не плакала. Просто молчала.