Вы платите детям за хорошие оценки? Ставите малыша в угол, если он бьет свою сестру? Запрещаете подростку гулять, если он не пришел домой к «комендантскому часу»? Если вы родитель, то, скорее всего, уже сталкивались с подобными проблемами и выработали собственные дисциплинарные методы воздействия. Но все больше и больше родителей говорят, что они нашли новый способ воспитания своих детей, который не включает в себя
вознаграждения или наказания – позитивная дисциплина. И они настаивают на том, что этот воспитательный метод невероятно эффективен.
Некоторые родители категорически отвергают идею использования поощрений и наказаний в отношении детей. По их мнению, любые награды или наказания не приводят к тому результату, к которому они стремятся. Их главная цель – чувствовать себя рядом с детьми и получать радостный, игровой, взаимовлияющий и воспитывающий опыт.
Что не так с
вознаграждениями?
Использование наказаний и вознаграждений используется родителями для того, чтобы заставить детей повиноваться, говорят специалисты. Некоторые из них даже называют вознаграждения и наказания «взятками и угрозами» и говорят, что они деформируют отношения родителей с детьми. Вместо этого психологи поощряют родителей пробовать другие методы, включая объяснение, руководство, слушание и решение проблем вместе. Эти методы подчеркивают собственную внутреннюю
мотивацию ребенка, которая сильнее, чем внешняя мотивация. Наказания и вознаграждения мешают моральному развитию детей. Ведь они учатся принимать правильные решения через принятие решений, а не через следования указаниям и распоряжениям.
Также специалисты утверждают, что поощрения и наказания не так полезны, как некоторые думают. Чтобы преуспеть в жизни, нам нужен ряд жизненных навыков, таких, как эмпатия, самоконтроль, распределение времени, организация и решение проблем. Каждый из этих навыков
осваивается в ходе конфликтов и тем, как мы с ними обращаемся. Если же мы пытаемся остановить конфликт через наказание и вознаграждение, то теряем наши обучающие стимулы.
Похвала должна быть соразмерной
Мама 10-летней девочки никогда не говорит своей дочери, что та «все делает хорошо». Ведь эти слова не несут никакой информации, а родители просто ленятся рассказать, за что именно хвалят ребенка. Что же эта мама делает вместо этого? Если ее дочь, к примеру,
относит тарелку на кухню и моет ее, она обязательно ее благодарит, дает знать, что этот поступок не остался незамеченным. Если при скалолазании девочка поднимается на самую вершину, то мама говорит: «Ты теперь высокая» или «Ты сделала это!»
Некоторые родители вообще предпочитают избегать награждения любого рода – даже похвалы своим детям. Но ведь вознаграждения могут быть полезными. Родители награждают детей в течение всего позитивного взаимодействия. А любой инструмент
можно использовать во благо или же во вред.
Вместо того, чтобы избегать награды, специалисты рекомендуют родителям использовать их эффективно. Похвала в малых дозах полезна в любых количествах! А если серьезно, то следует избегать лишь преувеличенных похвал, например: «Ты гениальный ребенок!» или «Это лучший рисунок, который я когда-либо видела!» Преувеличенные похвалы создают проблемы, снижая мотивацию ребенка. Потому что он чувствует, что уже достиг величия и может
испугаться испортить впечатление о себе возможными неудачами. В будущем же это может привести к снижению родительского авторитета, потому что потом дети узнают, что они не совершенны на самом деле.
И все же, несмотря на критику пресловутого выражения «ты все делаешь хорошо», оно имеет право на существование, так как воспитывает детей по определенным стандартам. Ведь иногда полезно знать, что твоя работа сделана хорошо!
Вообще психологи призывают родителей смотреть на награды
и поощрения в более широком контексте: какими должны вырасти их дети. Поэтому и родителям нужно осторожнее хвалить детей. Ведь если они хвалят ребенка за успеваемость, то дети будут любой ценой стремиться получить хорошие оценки, прибегая даже к обману. Если же родители хвалят усилия ребенка, то он и будет прилагать все силы для достижения результатов.