С вами я мама Мила и рассылка "Секреты заботливой мамы". Давайте поговорим сегодня о развитии речи.
Некоторым детям
очень трудно даются объяснения и пояснения, педагоги говорят, что у ребенка
бедная речь. Это следствие скромного запаса слов, или незнания значения
некоторых слов, которые мешают ребенку быстро и грамотно излагать свою мысль. Это
может вылиться в неуспеваемость в учебе по грамоте (написание сочинений и
изложений), пересказа и чтению. А чтение малыш может и вовсе невзлюбить по
причине слишком большого числа непонятных слов.
Все это вовсе не
говорит о том, что ребенок глуп или неспособный ученик. Просто ему надо немного
помочь, не подвергая при этом критике. А за каждый успех - хвалить, мотивируя
дальнейшее развитие.
Чем мы можем помочь?
Во-первых, своим общением с ним. Гуляя или общаясь дома,
рассказывайте ребенку что-нибудь, описывайте, обсуждайте с ним увиденное и
услышанное, все, что произошло за день.
Во-вторых, чтением. Даже если ребенок уже вполне
сносно читает, не пренебрегайте чтением ему сказок и поучительных рассказов.
Важный момент: если в тексте встречается непонятное слово - его надо
обязательно объяснить ребенку. Дети не всегда спрашивают взрослых о значении
непонятных слов и выражений, следовательно, сами старайтесь давать ему
разъяснения или подсказки, чтобы о смысле он смог догадаться и озвучить сам.
Чтение - один из важнейших
этапов развития и обогащения словарного запаса!
Далее, можно играть
с ребенком в различные речевые игры. Например, "Игра вСлова",
когда выбирая тему, называем слово, ребенок должен сказать слово на последнюю
букву вашего слова, потом вы говорите слово, начинающееся с буквы, оказавшейся
последней в слове названного ребенком. Например, выбираем тему "Овощи и
фрукты". Вы называете слово "Арбуз", ребенок должен сказать
слово на букву "С" - "Слива", вы говорите "Абрикос",
ребенок - "Свекла" и т.д.
Или игра "Балда". Здесь один из участников
загадывает слово, описывает его, говорит первую и последнюю буквы и количество
букв в слове. Например, тема "Одежда", в слове 4 буквы, первая буква
"ю", последняя "а". Думаю, вы догадались, что это слово
"юбка".
Игра "Опиши животное". Называем или
показываем картинку с животным, например, коровой. Задание: дать описание. На
первых порах можно задавать наводящие вопросы или также говорить по очереди.
- Корова - домашнее животное. Она большая. У нее большие глаза и
маленькие уши. Корова бывает разной окраски. (Если по картинке - описать окрас изображенной
коровы). Корова дает молоко. Она ест траву. и т.д.