Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фонологический компонент ЯС и игры для автоматизации звуков


Фонологический компонент ЯС и игры для автоматизации звуков

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Сравнительная диагностика фонологического компонента языковой способности.
  2. Игры для коррекции произношения и развития грамматического строя речи.

Сравнительная диагностика фонологического компонента ЯС

В двух прошлых выпусках мы рассмотрели в сравнительном плане развитие синтаксического (выпуск в архиве) и семантического (выпуск в архиве) компонента языковой способности (ЯС).

Сегодня я привожу аналогичную таблицу и диагностические задания для изучения фонологического компонента у дошкольников с нормальной речью и с ОНР по материалам исследования Натальи Викторовны Микляевой (см. Микляева Н.В., Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2006.)

В таблице указан возраст, в котором присутствует (+),отсутствует (–) или не до конца развит (±) исследуемый компонент языковой способности, и дана краткая характеристика проявлений этого компонента с речевыми примерами.

Задания Норма Дети с ОНР
1, 2. Выявление артикуляционных возможностей и возможностей восприятия артикуляционной позы. +3 года 6 месяцев. Не вызывает затруднений выполнение артикуляционных упражнений. ±3 года 6 месяцев. Не могут выполнить артикуляционные действия по подражанию.
3. Выявление осознанности представлений об особенностях произнесения звуков. +3 лет 6 месяцев. Осознание особенностей произношения звуков зависело от того, способствовал ли взрослый «запуску» действий по аналогии с образцом, хранящимся в памяти. ±3 года 6 месяцев. Осознание особенностей произношения звуков зависело от того, предъявлял ли взрослый образец их анализа.
±5 лет 6 месяцев. Была ориентировка на ощущения органов артикуляции во время произнесения губных и заднеязычных звуков, в остальных случаях испытывали затруднения.
4. Выявление уровня сформированности звуко-слоговой структуры слова и навыков звукового синтеза. +3 года 8 месяцев. Есть установка на целостное восприятие единиц. –3 года 11 месяцев. Не могут синтезировать звуки в слово.
±5 лет 3 месяца — 6 лет. Приобрели навыки звуко-слогового синтеза, но слоги и некоторые стечения согласных вызывают звуковые ассоциации: «Пад, бе, рё, за, вик. Что получилось?» - «Падбелёзай».
5. Определение уровня развития фонематического восприятия +3 года 7 месяцев. Внимание к окончаниям, возможность подбора рифмы. –3 года 7 месяцев. Нет внимания к изменяющимся окончаниям слов, каждую падежную форму дети воспринимают как новое слово.
±5 лет 6 месяцев. Улучшение фонематического восприятия, опознавание 70–90% слов с оппозиционными звуками (дети с ОНР 3 уровня).
6. Исследование навыков языкового анализа и синтеза. +3 года 5 месяцев. Выполняют задания на членение предложения по образцу, могут отхлопать слово по образцу, правильно подражают длительному произнесению звука в слове (у-у-утка). ±3 года 5 месяцев. В основном действуют по подражанию. Вычленяют только первое слово в предложении, остальные слова относят к категории «второго слова», не понимали смысла и цели задания.

Диагностические задания:

1.Выявление артикуляционных возможностей детей

Сделай, как я:

А. Улыбнись. Покажи зубки.
Б. Сделай губки трубочкой, улыбнись (3 раза).
В. Сделай язычок «блинчиком», «змейкой» (3 раза).
Г. Высунь язычок-«змейку» из ротика. Сможешь так удержать? 1-2-3-4-5-6! Молодец!

2. Выявление возможностей восприятия артикуляционной позы

Покажи, где так нарисовано (педагог показывает образец движения). Сделай сам (изображение артикуляционной позы может быть как в виде рисунка, так и в виде фотографии.)

А. «Блинчик». Распластать широкий язык на нижний губе.
Б. «Грибок». При широко открытом рте «присосать» язык к нёбу.
В. «Трубочка». Вытянуть губы вперед в трубочку.
Г. «Змейка». Высунуть узкий язык как можно дальше.
Д. «Заборчик». Широко улыбнуться, приоткрыв зубы.
Е. «Достать язычком нос».

3. Выявление осознанности представлений об особенностях произнесения звуков

А. Слушай внимательно: «П. Что я сказала?»

П! Носик гудит или нет? Потрогай.
П! Язычок говорит тут (указательный жест на губы и зубы) или там (указательный жест в глубину рта)?
П! Быстро или медленно сказала?
П! Дотронься до горла. Горлышко поет или нет?
ПЫ! Сердито сказала или ласково?
ПИ! Сердито сказала или ласково?

Б. Теперь вместе будем отгадывать.

Носик гудит или нет (зачитывается ряд: М, МЬ, Д, ДЬ, Т,ТЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ)?
Язычок говорит тут или там (зачитывается ряд тех же звуков)?
Быстро говорим или медленно (зачитывается ряд тех же звуков)?
Горлышко «поет» или нет (зачитывается ряд тех же звуков)?
«Сердито говорим» (нужно стукнуть ручкой по столу) или «ласково»? (нужно погладить ребенка по руке; зачитывается ряд тех же звуков)

4. Выявление уровня сформированности звуко-слоговой структуры слова и навыков звукового синтеза

Я буду тебе говорить «кусочки», из которых получится какое-то слово. Угадай, какое:

Д, О, М. Повтори. Что получилось? ДО-М. Повтори. Что получилось?
С, Т, О, Л. Повтори. Что получилось? С-ТО-Л. Повтори. Что получилось?
Г, В, О, С, ТЬ. Повтори. Что получилось? Г-ВО-СТЬ. Повтори. Что получилось?
К, А, Ш, А. Повтори. Что получилось? КА-ША. Повтори. Что получилось?
С, У, М, К, А. Повтори. Что получилось? СУМ-КА. Повтори. Что получилось?
Г, НЬ, Е, 3, Д, О. Повтори. Что получилось? ГНЕЗ-ДО. Повтори. Что получилось?
ДЬ, Э, РЬ, Э, В, О. Повтори. Что получилось? ДЕ-РЕ-ВО. Повтори. Что получилось?
Б, А, Б, У, Ш, К, А. Повтори. Что получилось? БА-БУШ-КА. Повтори. Что получилось?
К, А, Р, А, Н, Д, А, Ш. Повтори. Что получилось? КА-РАН-ДАШ. Повтори. Что получилось?
П, А, Д, БЬ, Э, РЬ, О, 3, А, ВЬ, И, К. Повтори. Что получилось? ПОД-БЕ-РЕ-ЗО-ВИК. Повтори. Что получилось?

5. Определение уровня развития фонематического восприятия

Я тебе назову все, что нарисовано на картинке. Запоминай. Теперь покажи, где...?

А. Покажи, где: дочка, точка, кочка, почка, бочка, почка, мочка?
(На картинке размещены все предметы в виде шутливого сюжета.)

Б. Покажи, где:
банка, а где банька,
мыло, Мила; ногы, ноги:
брат, брать; Димок, дымок;
веникь, веник; пилил, пылил;
гвозд, гвоздь; забил, забыл?

При обследовании ребенка взрослый называет все предметы и действия, изображенные на картинке, и просит их запомнить. Инструкция ребенку: «Я назову все, что нарисовано на картинке. Запоминай. Теперь покажи, где?» Затем экспериментатор обозначает словом предмет, а ребенок указывает на него (если предлагается название действия, то испытуемый указывает на его орудие, например, «пилил» — на пилу, «пылил» — на веник).

6. Исследование навыков языкового анализа и синтеза

А. Эти карточки обозначают слова. На стол выкладываются карточки-фишки с проговариванием предложения «Кролик грыз вкусную морковку». Для младших дошкольников:«Зайчик ест вкусную морковку».

Какое предложение получилось? Назови первое слово. Назови второе слово («Потом какое»). Назови третье слово («Потом какое»). Назови четвертое слово («Последнее слово»).

Теперь по-другому загадаю: «Машина едет по дороге». Отхлопай по карточкам слова. Одно слово — одна карточка. Назови первое слово. Назови второе слово («Потом какое»). Назови третье слово («Потом какое»). Назови четвертое слово (« Последнее слово»).

Б. Угадай, сколько слогов в слове для детей младшего дошкольного возраста: «Отхлопай слово, как я»:

Сад (сад\).
Окно ( ок\ но\).
Собака (со\ ба\ ка\).

В. Назови первый звук в слове (для детей младшего дошкольного возраста: «Скажи, как я»):

Уутка.
Ммак (для младших дошкольников: «Ннос»).

Назови последний звук в слове (для детей младшего дошкольного возраста: «Скажи, как я»):

Уткаа.
Мак.
Носс.

Игры для автоматизации звуков и развития грамматического строя речи

1. Игра «Кто (что) за дверцей»

Картинки, в названиях которых находится проблемный звук, просто называть с целью автоматизации звука достаточно скучное занятие для ребёнка-дошкольника, поэтому логопеды не устают придумывать различные приёмы, которые, напротив, делали бы этот процесс интересным. Таким приёмом, например, является игра «Зеркало», подсмотренная у логопеда-практика, Лебедевой Ирины Леонидовны. Практикующие логопеды хорошо знают её пособия «Трудный звук, ты наш друг!», насыщенные замечательными играми с картинками.

Я вместо зеркала использую дверцу, сделанную из листа картона или тонкого пластика и делаю в дверце небольшое отверстие (замочную скважину).

Сначала знакомимся с картинками, отхлопывая названия. Далее ребёнок закрывает глаза, а я прячу одну из картинок за дверцей. Маленький кусочек картинки виден в замочную скважину, и ребёнок пытается по нему отгадать спрятавшуюся картинку. Картинка появляется лишь в том случае, если ребёнок ПРАВИЛЬНО её назовёт.

2. Образование относительных и притяжательных прилагательных и автоматизация проблемного звука.

С помощью картинок программы «Автоматизация согласных» можно подготовить задания для развития грамматического строя речи. В данном случае я предлагаю задание на образование относительных и притяжательных прилагательных и автоматизацию звука Л в начале слова.

Подобранные картинки разрезаются . Логопед отбирает первые слова из пары и предлагает ребёнку подобрать второе слово. Например, «Суп из чего? – «Из лука» – «Суп из лука какой?» - «Луковый». Ребёнок приклеивает пары картинок в тетрадь и ещё раз проговаривает получившиеся словосочетания.

Примеры словосочетаний:

Суп из лука (какой?) – ...,
Лапти из лыка (какие?) – ...,
Палки для лыж (какие?)– ...,
Станция для лодок (какая?) – ...,
Дорожка от луны (какая?) – ...,
Следы лошади (чьи?) – ...,
Следы лося (чьи?) – ...,
Гнездо ласточки (чьё?) – ...

Картинки для указанных словосочетаний можно скачать с моего сайта, а для других – подобрать самостоятельно с помощью программы «Автоматизация согласных».

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное