Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диагностика синтаксического компонента языковой способности и сказки-шумелки


Диагностика синтаксического компонента языковой способности и сказки-шумелки

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»

Сегодня в выпуске:

  1. Сравнительная диагностика синтаксического компонента языковой способности (ЯС) у нормально развивающихся дошкольников и детей с ОНР.
  2. Развитие слухового и речевого восприятия с помощью сказок-шумелок.

Сравнительная диагностика синтаксического компонента ЯС

В прошлой рассылке мы вспомнили о таком понятии в психолингвистике и логопедии как «языковая способность» (ЯС).

В ближайших выпусках рассылки мы постараемся проанализировать развитие компонентов ЯС в сравнительном плане у нормально развивающихся дошкольников и детей с ОНР.

С помощью приведённой ниже таблицы можно проследить характерные различия в развитии того или иного синтаксического компонента. Сравнительная таблица была подготовлена по материалам исследования Натальи Викторовны Микляевой (см. Микляева Н.В., Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2006.)

В таблице указан возраст, в котором присутствует (+),отсутствует (-) или не до конца развит (±) исследуемый компонент языковой способности, и дана краткая характеристика проявлений этого компонента с речевыми примерами.

Задания Норма Дети с ОНР
1. Трансформация предложений в процессе беседы со взрослым +3,4 года. Папа починил стул. Стул какой? Починенный. -3,5 года. Повтор последнего слова, отсутствие ориентации на вопрос.
2. Подбор слова по аналогии +3,8 года. У меня маленький, а у тебя ... большой. -4,6 года. Соскальзывание с языковой ориентировки на предметную. У меня горько, а у тебя? – Конфета.

±5,6 лет. Могут подобрать к изолированному сущ., глаголу, прилаг., но затруднялись к наречию, местоимению, предлогу.
3. Оценка чувства синтаксической функции слова и умение выделять темо-рематические отношения в предложении. +5,6 лет. -5,6 лет. Затруднения.
4. Внутреннее программирование высказывания +3,5 года. Умение переключиться с позиции взрослого на позицию слушающего: Когда ты был маленьким, то... Меня возили в колясочке. -4,3 года. Не было такого переключения, при относительно правильном аграмматичном ответе: Когда ты будешь большой, ты... – Сама есть, одеваться, раздеваться.
5. Трансформация предложений в процессе беседы со взрослым +3,9 года. При этом отсеивали те слова, которые не несли смысловой нагрузки: Таня, ночь, спать. Что получилось? – Спит Таня. -4,6 года. Не был сформирован «базовый синтаксический эталон». Разного рода аграмматизмы, телеграфный стиль изложения.

Диагностические задания:

1. Трансформация предложений в процессе беседы со взрослым

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Ты бабушка?

У тебя две мамы. Я правильно сказала?

У тебя нет рта.

Ты не умеешь кушать. Я правильно сказала?

Ты не пойдешь не гулять. Что это значит?

Папа починил стул. Значит, стул уже ...

Мама постирала платье. Значит, платье уже ...

Такое бывает: суп сварился сам, пирог сам испекся?

Я где-то живу. Спроси меня про это.

У меня есть какая-то игрушка. Спроси меня про это.

Попроси дать ее тебе.

О чем ты меня попросил? Зачем?

Если бы ты ее сломал, что бы ты сказал?

Если я ее починю, что ты скажешь?

Чтобы починить машинку, надо ...

Когда мы починим машинку, то ...

2. Подбор слова по аналогии

Я буду говорить про свою картинку, а ты – так же – про свою.

Педагог кладет перед собой свою картинку и говорит первую фразу. Затем кладет перед ребенком картинку для него, говорит начало фразы. Ребенок должен ее продолжить. В скобках после предложения дается описание изображения на проявляемой картинке.

У меня стоит (Ребенок), и у тебя — тоже стоит (Стол).

У меня — говорит (Лицо мальчика или девочки с приоткрытым ртом), а у тебя ... (Собака с закрытой пастью).

У меня — куртка. (Куртка), а у тебя ... (Дом).

У меня — тарелка. (Тарелка), а у тебя ... (Диван).

У меня — зеленое (Дерево с густой листвой), а у тебя ... (Красное яблоко).

У меня — маленький. (Цыпленок), а у тебя ... (Шкаф).

У меня — горько. (Лук), а у тебя ... (Конфета).

У меня — внизу (Кустик клубнички с ягодками, растущий на земле, расположенный в нижней части листа), а у тебя ... (Часть ствола с ветками дерева, на которых сидят одна или несколько птиц).

У меня — он (Мяч), а у тебя ... (Ведро).

У меня — один. (Щенок), а у тебя ... (Два котенка).

3. Оценка чувства синтаксической функции слова и умения выделять темо-рематические отношения в предложении

Я буду рассказывать про свою картинку, а ты — так же — про свою.

Картинка педагога: «Котенок около блюдца. Рядом папа, присев на колени, держит в руке бутылочку с молоком и смотрит на котенка».

Картинка ребенка: «На полу разбитая тарелка и разбитая чашка. Мальчик, присев на колени, смотрит на разбитую чашку. В его руке отколовшаяся от чашки ручка. Рядом стоит девочка, держа "руки в боки" с приоткрытым ртом, как будто что-то говорит. Около девочки мяч».

Рассказ взрослого, предъявляемый по одному предложению.

1. ПАПА, МАМА, БАБУШКА нашли котенка. А у тебя как?
2. Котенок был ГРЯЗНЫЙ, ГОЛОДНЫЙ и ГРУСТНЫЙ. А у тебя как?
3. Его ПРИНЕСЛИ домой, ВЫМЫЛИ и НАКОРМИЛИ. А у тебя как?
4. Папа дал ему МОЛОКА, СЫРА и КОЛБАСЫ. А у тебя как?
5. Котенок ВЕСЕЛО и ГРОМКО замяукал. А у тебя как?

4. Синтаксическое прогнозирование на материале сложного предложения

Продолжи (закончи) предложение.

1. Когда ты был маленьким...
2. Когда ты будешь большим...
3. Когда ты гуляешь по улице...
4. Твой друг (имя) сказал: «Не хочу не гулять!» Он хочет или нет?
5. Если бы ты был воспитателем ...

5. Составление предложений из начальных форм слов (внутреннее программирование высказывания)

Угадай, что там нарисовано. Я тебе подскажу.

Педагог закрывает картинку, называет слова и после ответа ребенка открывает картинку.

Например:

1. Для младшей и средней групп: «Куры, Катя, кормить». Для старшей и подготовительной групп: «Куры, Катя, кормить, зерно»,

На картинке: Девочка кормит двух кур. Одной рукой держит тарелочку с зерном, из другой сыплются зернышки.

2. Для младшей и средней групп: «Бежать, лошадь, быстро». Для старшей и подготовительной групп: «Бежать, лошадь, быстро, кошка».

На картинке: По дорожке скачет лошадь, за ней бежит кошка..

3. Для младшей и средней групп: «Копуша, сяпать, дюбочка». Для старшей и подготовительной групп: «Белый, калуша, сяпатьть, дюбочка».

На картинке: Птица, похожая на утку, в очках и платочке сидит на берегу и держит в крыльях удочку. Леска с поплавком спущена в воду, вокруг поплавка круги.

4. Для младшей и средней групп: «Некузявый, бутявка, удудонить». Для старшей и подготовительной групп: «Некузявый, зюмо, бутявка, удудонить».

На картинке: Птица, похожая на ворону, с приоткрытым клювом, одета в белый халат и шапочку с красным крестом, смотрит на необычное существо, похожее на толстого червячка с коротким туловищем, большой головой, с ручками и ножками. Существо сидит в грязной луже, на щеке грязь, с грустным выражением мордочки. Мордочка симпатичная. Размер существа примерно вполовину меньше птицы.

6. Оценка уровня развития синтаксического контроля («чувства языка»)

Правильно ли я говорю? Скажи правильно.

1. Девочка ест каша.
2. Кошка сидит на стула.
3. Папа читает книгу дети.
4. У девочки нет шарф.
5. Бабушка вышла из дома.
6. Мальчик спит под одеялу.
7. Я ешь суп.
8. Мы есть суп.
9. Они читает книгу.
10. Я вчера буду купаться.
11. Он завтра был в лесу.
12. Она вчера пойдет в магазин.
13. Золотой кольцо.
14. Дорогой друг.
15. Большое стол.
16. Красивая часы.
17. Зеленый трава.

В следующем выпуске будет приведена аналогичная сравнительная таблица для изучения семантического компонента ЯС.

А сейчас хочу поделиться с вами новым материалом для развития слухового и речевого восприятия.

Сказки-шумелки

Сказки-шумелки придуманы Екатериной Железновой, автором широко известной развивающей методики «Музыка с мамой». Развитие языковой способности тесным образом связано с развитием музыкальной способности, поэтому рекомендую всем занимающимся речевым развитием детей познакомится с методикой Екатерины. Логопеды же в свои занятия могут замечательно включить её сказки-шумелки, а также пофантазировать и придумать свои сказки по тем лексическим темам, которые намечаются по плану. Это, считаю, очень разнообразит занятия, создаст положительный эмоциональный настрой на дальнейшее обучение, будет способствовать развитию слухового и речевого восприятия.

Для разыгрывания сказки необходимо приготовить следующие предметы: барабан или коробка, металлофон или бокал и палочка, треугольник или ложка и палочка, деревянные ложки, деревянная расчёска, шуршащий пакет или бумага, гофрированный картон, бутылка с широким горлышком.

Сначала расскажите сказку сами, используя подготовленные предметы-инструменты, поиграйте в игру «Что звучало?», пусть ребята хорошенько запомнят звучание каждого инструмента и расскажут, что это звук обозначал в сказке, потом можете раздать их ребятам и разыграть сказку снова. Вот вам и готовое занятие на развитие слухового восприятия.

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ (Автор: Е.Железнова)

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное