Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диагностика семантического компонента языковой способности и инструменты для


Диагностика семантического компонента языковой способности и инструменты для сказок-шумелок

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»

Сегодня в выпуске:

  1. Сравнительная диагностика семантического компонента языковой способности (ЯС).
  2. Советы по проведению логопедических занятий с использованием сказок-шумелок.

Сравнительная диагностика семантического компонента ЯС

В прошлом выпуске мы рассмотрели в сравнительном плане развитие синтаксического компонента языковой способности (ЯС).

Сегодня я привожу аналогичную таблицу и диагностические задания для изучения семантического компонента у дошкольников с нормальной речью и с ОНР по материалам исследования Натальи Викторовны Микляевой (см. Микляева Н.В., Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2006.)

В таблице указан возраст, в котором присутствует (+),отсутствует (–) или не до конца развит (±) исследуемый компонент языковой способности, и дана краткая характеристика проявлений этого компонента с речевыми примерами.

Задания Норма Дети с ОНР
1. Рассказ по аналогии. +3 года 4 месяца. Ориентировки: на родо-видовые отношения; отношения части-целого; объекта и субъекта; предмета и материала. ±4 года 4 месяца. Ориентировка на предметную отнесённость слова и функциональное назначение или на отношения части-целого: «А тяйник поливать. Ап! — и всё!»
2. Объяснение значений малознакомых слов. +5 лет 2 месяца. –5 лет 1 месяц. Преобладают звуковые ассоциации: китель — кит, кисель; радикюль — радио, родители.
3. Объяснение значения несуществующих слов. +3 года 8 месяцев. Есть ориентировка на грамматическое значение морфем, также есть ориентировка на рифму. Объясняют словами той же грамматической категории. –3 года 6 месяцев. Нет ориентировки на грамматическое значение морфем.
±6 лет 5 месяцев. Не всегда учитывают грамматическую категорию слова.
4. Понимание смысла «лингвистической сказки». +3 года 5 месяцев. Ориентировка на грамматические категории существительных и глаголов. –3 года 4 месяца. Непонимание изложенной ситуации.
5. Словообразование разных частей речи. +3 года 8 месяцев. Как можно назвать того, кто всё ломает? — Ломальщик –3 года 6 месяцев. ... — Папа. Не понимали смысл заданий, так как в их памяти не было конкретного слова-ответа.
6. Определение внутренних связей текста (упреждающий синтез). +5 лет 6 месяцев. –6 лет 2 месяца. Догадываются о смысле недостающего куска, но затрудняются построить фразу от лица партнёра в диалоге.

 Диагностические задания:

1. Рассказ по аналогии

Я загадаю про свой предмет, а ты — так же — про свой.

Взрослый называет признаки по одному. После каждой фразы взрослого ребенок называет свою фразу. (На картинке педагога — стул, на картинке ребенка — чайник.)

1. Это предмет мебели.
2. Он стоит в комнате.
3. Нужен, чтобы сидеть.
4. На него можно класть вещи.
5. Он сделан из дерева.
6. У него есть сиденье, спинка, ножки.

2. Объяснение значений малознакомых слов

Объясни (скажи), что это значит: ридикюль; китель; голубика; манто; тахта; какаду; бумажник; секретер; черемша; секвойя.

3. Определение значений несуществующих слов

Придумай, как сказать по другому (что значит это слово)?

Капавица; викабенок; калуша.
Суненький; назерливый; жунаватое.
Ваканить; пекануть; усяпать.
Такамо.

4. «Лингвистическая сказка»

Я прочитаю смешную сказку. Слушай внимательно и ответы:

Про кого в ней говорится?
Что с ним случилось?

Суненькая капавица ваканша. Она пеканула викабенка. Викибенок был такамо назерливый. Он усяпал с напущки.

5. Словообразование разных частей речи (существительное, прилагательное, глагол)

Придумай, как называется:

Спинка у стула; шкаф для тарелок; тарелка без помидоров.
Длинный огурец; мыть полы; рубить топором.
Тот, кто все ломает; человек, который делает зонтики; тот, кто всегда облизывается.

6. Определение внутренних связей текста

1. Отгадай, что случилось?

Коля потерял машинку. Потом что-то случилось. Тогда он сказал Тане: «Спасибо!»
Коля бежал по дорожке. Что-то случилось. Но он не упал.
Коля взял чашку. Что-то случилось. Потому что чай был горячим.

2. Встретились Ваня и Оля. Они разговаривают. Угадай, что говорил Ваня? (На одной картинке — девочка. на другой — мальчик.)

Картинки лежат рядом. Взрослый показывает на картинку с девочкой и говорит слова девочки. Ребенок должен показать на картинку мальчика и придумать его слова после проговаривания взрослым фразы рассказа. Можно еще раз повторить рассказ, где вместо слов «Ваня что-то сказал (ответил)» ребенок говорит свое предложение.

А у меня есть шоколадка! Ваня что-то сказал. Оля ответила: «Ладно, откуси кусочек!» Что сказал Ваня сначала?
Я люблю ходить с мамой в магазин. Ваня что-то сказал. Оля ответила: «Потому что она мне игрушки покупает!» Что сказал Ваня сначала?
Зачем ты взял стул? Ваня что-то ответил. Тогда мама будет ругаться! Что сказал Ваня сначала?

Сказки-шумелки

В продолжение к прошлому выпуску, где мы познакомились со сказками-шумелками, хочу предложить вам познакомиться со списком предметов, которые можно использовать для их разыгрывания. Этот список был составлен музыкальным педагогом, проводящим занятия по музыкальному развитию малышей, Катей Скрипкой. Подробнее с её занятиями можно познакомиться здесь http://www.forum.naladony.ru/index.php?board=101.0

А сейчас перейдем к инструментам:

ШУМЕЛКИ

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

ЗВЕНЕЛКИ

Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья».

Первый способ изготовления ожерелья

В металлических пробках из-под пива надо проделать дырочки, через дырочки пропустить леску. Такое ожерелье прекрасно звенит.

Второй способ

Для изготовления ожерелья берутся различные металлические трубочки. Подвешенные на леске или проволоке, они тоже прекрасно звенят.

Третий способ

На леску нанизывают скорлупки грецких орехов или фисташек. Они скорее гремят, чем звенят.

СВИСТЕЛКИ

Чтобы получился свист, надо во что-то дуть. Для этого берутся хорошо промытые стеклянные пузырьки из-под лекарств или чистые стеклянные пробирки. Годятся даже трубочки от пипеток.

Чтобы у свистелок была разная высота звука, они заполняются водой. Опытным путем можно выстроить настоящий звукоряд.

Способны звучать и пластмассовые бутылочки из-под кока-колы или минералки, заполненные на какую-то часть водой.

СТУЧАЛКИ

Самый простой ударный инструмент получается из двух палочек, которыми надо ударять друг о друга. Можно в комплект к ним добавить деревянный брусочек, по которому наносятся удары.

А если нарезать деревянные полоски разной длины из паркетин и стучать по ним, это уже прообраз ксилофона. На палочку можно нанизать скорлупки грецкого ореха так, чтобы они свободно двигались. Встряхивая палочку, получаем звук наподобие того, который получается, если потрясти бухгалтерские счеты. Последние, кстати, тоже являются прекрасным музыкальным инструментом.

ШУРШАЛКИ

В отличие от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук.

А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.

ЩИПАЛКИ

Готовой щипалкой является яйцерезка, которая звучит очень симпатично — похоже на мышиный писк.

Можно сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту леску и надо щипать. (Лук, кстати, был первым струнным инструментом в истории человечества.) На лук можно натянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз настоящей арфы.

На плотные цилиндрические коробочки из-под лимонных долек или из-под чипсов натяните тонкую (аптекарскую) резинку. Резиночка, натянутая над пустым пространством коробочки, должна быть хордой верхней окружности. Если резиночек две или три, на таких первобытных гусельках уже можно играть простейшие песенки.

Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над пустым спичечным коробком. Важно помнить, что резинка должна быть натянута упруго, не провисать. Поэтому, возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три раза.

Глядишь — и в вашем распоряжении уже целый оркестр в духе Винни-Пуха, сочинявшего бурчалки и сопелки. Успех зависит только от вашего желания и фантазии.

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное