ИГРЫ ``1000 способов занять ребенка!'' Домашние занятия
РОДИТЕЛИ ЗдРАвия вам!
я продолжаю рассказ о том, как мы занимались с Максимом!
…продолжение
После рисования или аппликаций мы с Максимом возвращались на диван и читали книги. Книг у нас много и Максим с удовольствием их слушает. Особенно интересно, когда он пересказывает прочитанное или повторяет вслух стихи.Память у него хорошая. Пересказывает слово в слово, мы даже на компьютерзаписывали, еще и интонацию мою добавляет,тембр голоса.
Любимой его сказкой была сказка «Бременские музыканты». Он ее рассказывал наизусть, как целый спектакль, с «гав-гав», «иа-иа», «кукареку» и т.д. Слушать было сплошное удовольствие (и это в его 2 года!). А потом стихи.
Конечно, маленьким деткам надо начинать читать с маленьких стихов и маленьких книжек с яркими картинками. Но все книги разные и поэтому родителям стоит присмотреться,ЧТО они покупают.
Могу очень похвалить книги Владимира Степанова. Это такие маленькие, очень красочные учебнички для малышей. Там хороший художник-оформитель у него,и все книги очень яркие и картинки крупные, а главное звери и природа – натуральные. Очень красиво! У нас были все его книги – они разных тематик, поэтому я покупала все. Это были первые книги Максима. Они дали нам очень многое.
Потом были стихи Чуковского. Много, целый сборник.Пока все наизусть не выучили- не успокоились. Тяжелее было мне. Читала с утра до вечера. Только и слышно было «Мама почитай!».
Затем сразу же перешли к сказкам Пушкина (так получилось, книгу подарили – значит надо читать!) и он от них был в восторге.С третьего чтения уже цитировал крупные куски сказок, особенно нравилась про Балду и чертенка.
Книг надо иметь много и разных. Особенно я интересовалась методическими пособиями. К своей огромной радости нашла несколько книг на рынке, которые соответствовали моим требованиям. Замечательная «Энциклопедия развития и обучения дошкольника»Олеси Станиславовны Жуковой! Книга от 1-6 лет. Там есть ВСЕ, особенно для тех, кто не имеет возможности приобрести много всего.250 практических заданий и упражнений, 2000
красочных крупных иллюстраций, рисование, чтение, счет, логопедия, развивающие игры.
Если по одной страницы в день заниматься, как раз на несколько лет хватит. Но это не для нас. Мы ее всю изучили за 1,5 года.
Еще есть книги Натальи Жуковой – это легкое чтение с инструкцией для родителей. «Веселая арифметика» В. Волина и «Звукарик» Л. Колтыгина – дополнение к книге чтения.
Всеэти книги благополучно приобрели мамочки с нашего двора и остались ими довольны. Одна только жаловалась, что дорого и положила на полочку ждать, когда дочка вырастет и она начнет с ней заниматься. (годам к шести!).
Но рассказ не об этом, а о процессе обучения. После книг и стихов. Мы опять перемещаемся за маленький столик уже конкретно заниматься. И занимались мы чем-то одним (в один день) из ниже перечисленного.
Каждый раз приходилось выдумывать что-то новое и интересное. Для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с мозгом, за все время обучения мы делали вот что:
--- выкладывание узоров на мозаике (у нас было 3 вида мозаики – крупная, средняя и мелкая. Начинать надо с крупной, потом переходить на среднюю, и только потом мелкой играть. В любом случае мама контролирует процесс игры, поскольку мелкие детали ребенок может и проглотить, и куда-нибудь себе засунуть. Несмотря ни на что, один неприятный случай у нас все же был. Но мы его быстро решили. Больше, конечно, испугался сам Максим, но зато ему была наука, и теперь он знает,
что мелкие предметы никуда засовывать нельзя!). Узоры должны быть простые, и на первых порах этим занимается мама (или взрослый), а ребенок просто сидит и присматривается, в лучшем случае вставит пару штук. Это нормальное явление. Более или менее интересные узоры дети начинают выкладывать к 5 годам, и то, если они до этого играли периодически в мозаику.
Узоры – солнышко, цветочек, тропинка, домик, квадрат, треугольник, овал, круг и т.д.
--- деление фасоли и гороха. Детям очень нравиться перебирать крупы. Начинайте с небольшого кол-ва фасоил и гороха, потом переходите на смесь – рис + гречка. Рассказывайте, что, перебрав крупы вы пойдете кормить на улице птичек, и каждый из вас будет кормить тем, что выбрал. Потом меняетесь. Следите за тем, чтобы ребенок не уставал!
---отгадывание предметов на ощупь. Для этого нужен не прозрачный мешочек и мама туда складывает несколько предметов, в основном это игрушки или домашнее вещи. А ребенок засовывает ручку в мешочек, берет предмет и называетЧТО ЭТО. Тут фантазия родителей безгранична. А у ребенка развивается зрительная память.
--- катание ребристого карандаша по столу разными пальцами. Очень интересное упражнение для развития мелкой моторики. Чтобы расслабилась кисть руки у ребенка, чтобы он учился владеть и управлять своими пальчиками. Тут лучше установить границы. От начала стола и до края. Каждым пальчиком отдельно. Сначала правой рукой, потом левой. Далее двумя руками вместе. Можно придумать соревнование, кто первый докатит до края одним пальчиком, двумя и т.д.Максим и сейчас играет в
эту игру между занятиями по писанию. Когда рука у него устает – онкатает ручку, и отдых и польза.
--- пальчиковые игры. Эти игры мы в основном проводили между занятиями с карандашами и ручками. Они идут как отдых, но и польза у них колоссальная. Эти игры помогают активизировать чувственное восприятие ребенка и одновременно создают между ребенком и мамой доверие.Как правило, все пальчиковые игры имеют стихи иих надо как-то показать. Во время таких игр интонация и ритм произнесенных текстов гораздо важнее любых движений пальцев.
Обратите на это внимание!
Есть игры небольшие исмешные, а есть целые пьесы и сказки развивающие.
Кроме этого есть пальчиковый кукольный театр -это когда пальцами разыгрываются целые спектакли. Для этого на пальчиках ребенка и мамы рисуются смешные личикигномов (или зверей). Одеваются шапочки и колпачки, а также балахончики. Но к этим театральным представлениям надо заранее готовиться и их можно разыграть вечеромв кругу семьи.
Кроме гимнастики для пальчиков, есть еще гимнастики для рук- это когда ребенок учиться одновременно делать двумя руками два разныхдвижения. Например, правой рукой в воздухе рисует круг, а левой квадрат (и наоборот). Правой хлопает по столу ладошкой, а левой – бьет кулачком, (или одним пальчиком) чередуя их. Правой показывает вверх, а левой – вниз (или прямо, или в сторону) и т.д.Вариантов множество.
Гимнастика для глаз- ее надо выполнятьне крутя головой, а только глазками. Глазки вверх-вниз (3 раза), вправо-влево (3 раза), радуга правильно (3 раза), по кругу (3 раза), восьмеркой и знаком бесконечности ∞ (3раза). Если ребеночку сложно представить, ЧТО надо сделать, маме лучше нарисовать на альбомном листе большие стрелочки
и показать, КАК надо водить глазками. Это гимнастика не только успокаивающая, но и оздоравливающая.
Гимнастика для ног – выполняется после долго засиживания на одном месте или в одной позе. Упражнение лучше делать босиком и вместе с мамой.
1. Энергичное надавливание пальцами стоп на пол.
2. Сгибание и разгибание пальцев стоп.
3. Ходьба на носках.
4. Ходьба на пятках.
5. Ходьбас опоройна наружный край стопы. (этипоследние 3 упражнения лучше делать определив дистанцию – например, от стола и до окна).
6. Вращение мяча левой и правой ногой поочередно. (Мячи можно чередовать, разных размеров, ведь они бывают резиновые, пупырчатые, пластмассовые и т.д. Это хороший массаж для стопы ног, ведь на стопах ног находятся все точки связанные с внутренними органами).
7. Зажать между ногами мяч и медленно идти, стараясь не уронить его.
8. Поднимание пальцами стоп мелких предметов: карандашей (круглых и ребристых), пальчиковых батареек, каштанов, шишечек, желудей и т.д.
9. Ходьба по бревну боком или по полу задом наперед.
---шнуровка. В магазинах продаются замечательные игрушки-шнуровки, вот начинать надо с них. Простая -где просто шнуровать контур какого-нибудь животного или фигуры. Потом посложнее – где надо пришнуровать одну деталь к другой, например как бы пришить пуговицу или добавить какой-нибудь предмет. И сложная – где на большом панно надо пришнуровать несколько деталей, таки образом получится целая картина. Например: Ежик, к нему на иголки шнуруютсяяблоко,
груша, грибочек и т.д. Все это идет в комплекте. И тут же ребенок учиться завязывать шнурки бантиком, узелком, развязывать их.
Вместо шнуровки можно использовать цветные ленточки, связывать их, заплетать. Еще можно поиграть в клубочки – это сматывание ниток в клубки. Тут можно установить и соревнование. А еще полезней игра будет, если мама вяжет и ей надо разделить нитки в клубке для вязания.
А завязывание различных узлов и их последующее развязывание – вообще целая отдельная тема. О ней будет отдельный разговор.