Вы тут пишите про школу, и я хочу рассказать вам тоже.
Я учитель начальных классов. Работала в школе. Поселок у нас небольшой. В местной школе учиться 78 детей.
После окончания пединститута я пришла работать в местную школу. Вы не представляете, с какой радостью я туда шла! Я так люблю (любила) детей! Так хотелось их учить, после института все виделось в розовых цвветах и радужных красках.
Дали мне первый класс. Аж8 деток. 4 девочки и 4 мальчика. «Ура – думала я, это не 25 детей, справлюсь.»
Дети оказались «нулевички». Из всех деток только двое ходили в садик, и знали немного цифр и пару букв. Еще цвета и как их зовут. Остальные незнали ничего. Более того, не понимали, зачем они пришли в школу. В процессе обучения я выяснила, что дети разновозрастные. Кому-то только-только исполнилось 6 лет, а кому-то скоро будет 8 лет. И это все в одном классе. Но возраст не важен – знаний
у всех одинаково - ноль. Первые полгода дети активно играли в игрушки, которые приносили из дома, слушали меня невпопад, домашних заданий не было и дети ходили в школу – играть, бегать по корридорам и орать (по-другому это не назовешь). Некоторые дети не ходили в школу, кто-то часто болел, а кто-то просто не ходил. Говорил – «не хочу» и оставался дома. Людей в поселке я незнала (приехала сюда с мужем) и незнала, кто из родителей и как относиться к школе. Позже выяснила, что ни о каком обучении
речь не идет. Некоторые родители приходили в школу как кумовья и родственники, общались со всеми на «ты», и требовали поставить хорошую оценку их ребенку.
Через первые полгода ситуация изменилась. В РОНО потребовали аттестировать детей, и я с ужасом поняла, что с 1 сентября знаний у них не прибавилось вообще. Тогда я приняла кардинальные меры, убрала игрушки, усадила их за парты, стала давать материал большими дозами и задавать домашние задания. Тут забегали родители, стали жаловаться директору, что их детей нагружают.
А кто-то просто приходил к нам домой приносил «курицу» и просил, чтобы его ребенка я не напрягала.
Какой напрягала? – Я даю самое простое! Самое элементарное! Это даже не для первовго класса, а все еще детский сад!!
Вобщем первый класс мы кое-как закончили. Я все чаще пересматривала свои конспекты, свои методики. Как я мечтала и планировала детям давать то и это, заниматься с ними творческими поделками, бисером, шитьем с девочками, ивыжиганием по дереву с мальчиками. Я просила директора помочь мне организовать кружок, но у нас не получилось. Родители не захотели
его оплачивать (30 грн в мес. с ребенка), а у школы таких денег не было. Я решилапоработать на энтузиазме, но меня надолго не хватило. Просто дети не приходили.
За лето я перебрала все возможные методы и варианты и с нового учебного года кинулась, что называется, в бой. Накупила сама разных методических пособий и развесила их по кабинету. Придумала после уроков небольшие творческие игры, что-то типа продленки, чтобы помогать детям делать уроки, потому что уже знала, что дома с ними никто не занимается. Разработала маленькие праздники, вечера
отдыха, чтобы они к ним готовились и делали что-то своими руками. Подключила не только свой, теперь уже второй класс, но и третий ичетвертый. Открыла кружок творчества.
Через 2 месяца директор меня попросила свернуть кружок. Оказалось, что родители стали жаловаться на то, что детям много задают, они и так ничего не успевают, а тут еще лепить что-то надо.
Кружок я свернула, но новогодний вечер, как планировала,мне дали провести.
После этого стала только заниматься обучение по программе. Отдельно хочу сказать, насколько это тяжело. Любой урок начинался с проверки домашнего задания. И каждый раз я выясняла, что большая часть детей его не выполнила, или недовыполнила, или выполнила неправильно. Мы быстренько его выполняли, и я начинала новую тему. Хочу отметить, что дети почему-то
(как я не билась!) при изучении новой темы занимаются кто чем, только не вниканием в тему. Они разговаривают между собой, могли встать и пройтись по классу куда кому надо, выйти без спросу в туалет, попить воды, или просто уйти. Вы скажите, что это мое упущение – но… я с первого класса пыталась ввести дисциплину, разговаривала по этому поводу и с детьми, и с родителями, и учителями. Никто не считает это важным или нужным. Тем более родители- «Да он же встал, сходил и пришел,
что волноваться?» - говорили мне.
А когда встал среди урока, подошел к другому ученику и ударил его с размаху по голове?- это что? -«ну наверное, что-то не поделили на перемене!».
Дети, в своем большинстве учебную программу не воспринимали как нужную для жизни. Зачем нужна математика – не понимают. Зачем учиться красиво и грамотно писать – не ясно. Кому нужны эти апликации, рисунки, поделки из пластелина? – никому.
Дети между собой разговаривают очень грубо, обзываясь, называя друг друга кличками, криком. Я пыталась объяснять, что можно разговаривать тихо и ласково, добро - бесполезно. Они не считают, что они кричат – они просто так разговаривают. Не раз я утром уходила на работув тишине и спокойствии, а приходила и, не замечая за собой,
разговаривала дома криком.
Сначала было жалко детей. А потом жалость прошла. Последней каплей стала такая ситуация. Есть такой предмет в 3 классе «Основы здоровья», а в нембыла тема «Поведение в школе» . Я целый урок рассказывала детям про то, как надо себя вести в школе друг с другом, с учителями, со старшекласниками. Как общаться, как дружить и т.д. Наступила перемена и тут же два мальчика
стали бить третьего, «забитого» мальчика в классе абсолютно без причины. При мне. Я весь классвыстроила в шерегу, и заставила рассказать, ЧТО только что изучали на уроке. Оказалось, что они не помнят, не поняли, а один ребенок сказал – «это же для школы, а не для нас».
Я не нашла больше что ему ответить. Отпустила детей домой, а сама написала заявление об уходе. Среди года. И ушла.
Я уже полтора года не работаю в школе, и вообще не работаю по специальности. А так хочется иногда, аж до слез. Но для кого? Кому это еще надо кроме меня.Никому….
Марина.
продолжение.....
Здравствуйте Елена Владимировна.
После общения с вами решила все таки рассказать про «своих» детей». И уже когда писала поняла какие они были.
«Карина – девочка пришла в первый класс в возрасте 7,8 лет. В садике не была. В семье один ребенок. Постоянно болела. От простых простудных, до каких-то разных заболеваний. Школу посещала2-3 дня в 2-3 недели. Естественно знаний никаких.По пропущеннымтемам с ней никто не занимался. Я предлагала свои услуги, потому что получается
ребенок умеет писать «а», и «о», а «в», «г», «д» и т.д. – пропустила. И уже слова написать не может. Она все время играла в куклы, и именно она не понимала – зачем ходит в школу. За 2,5 года, я могу по пальцая пересчитать сколько раз она была в классе.Никто из остальных девочек с ней не дружил, и жила их семья где-то в конце поселка.
Аня – девочкапочти 7 лет, после садика. Имела немного знаний и была очень ответственная. Всегда тихая, спокойная, добрая. Со всеми старалась дружить, общаться. У нее всегда с собой было много ручек, карандашей запасных, она всегда всем делилась со всеми. Именно она ходила ко мне на все кружки, и я ее учила бисероплетению.
Она любила лепить и у нее это отлично получалось. Училась хорошо, все задания выполняла, родители у нее были мама-воспитательа папа-врач. Был у нее старший брат, который тоже в школе учился хорошо, учавствовал в олимпиадах. Она дружила с девочкой с соседнего класса, потому что жили по-соседству. ЕЕ мама состояла в родительском комитете.
Настя – девочка пришла в школу в возрасте 6,1 лет. В садик не ходила. В семье – третий ребенок. Школу посещала постоянно, потому что старшие сестры ее за собой водили и отвечали за нее. На уроках старалась все выполнить, домашние тоже делались,
но все чаще я замечала, что это нее почерк, а видно кто-то из сестер делал. На уроках ответить не могла. Просто стояла и молчала. Было не понятно, знает или незнает, понимает или непонимает. Не плакала, не обижалась, а просто молчала. На переменах всегда была с сестрами, старалась убежать из класса. Активности никогда не проявляла. Ееродителей я ниразу не видела в школе.
Еще одна Настя -в школу пришал в 6,8 лет. Это была очень гиперактивная девочка. Она ни минуты не могла сидеть на месте. Все время крутилась, вертелась, в ее руках все летело, ломалось, разбивалось,
рвалось. В уроках она соображала туго, зато знала наизуть все саундреки к сериалам, реплики мультперсонажей, какие-то неприличные стишки и попевочки, которые всегда звучали из ее мобильного телефона. При этом громко и заразительно смеялась. Но когда я задавала вопрос на уроке после темы – она говорила честно и открыто – «незнаю», «не поняла». Именно она никогда не делала домашние задания, по причине«не поняла», и именно из-за нее в первую очередья повторяла тему в начале
урока. Жила она с бабушкой и дедушкой, где ее родители – мне было неизвестно. Именно ее бабушка жаловалась, что в школе много задают, и Настя не понимает.
Теперь мальчики.
Павлик – мальчик после садика. Возраст почти 7 лет. Мальчик добрый, спокойный, уравновешенный. Материал уроков схватывал на лету, отвечал хорошо, правильно в своем большинстве. Домашние задания выполнял. Очень любил животных, особенно лошадей,рисовал
их везде на бумажках и мечтал стать ветиринаром. Дружил только с девочками, Мальчишек сторонился. Приносил в школу книги и просил меня их почитать. Несколько раз я оставалсь с ним после уроков и читала ему. В основном про лошадей. Очень открытый ребенок, сильно обидчивый. Всегда на обиду глаза на мокром месте были. Не мог за себя постоять, не понимал, почему мальчишки его обижают.
Рос с мамой,бабушкой и дедушкой. Была старшая сестра. Отец где-то погиб. Мама работала продавцом в местном магазине, но интересовалась жизнью ребенка. Она первая записала Павлика в мой кружок, и вообще пыталась его в разные кружки водить. Раскрывала его творческие способности.
Дмитрий – мальчик пришел в школу в 7,5 лет. Это был очень худенький, маленький, хрупенький и постоянно болеющий мальчик. Причем у него было какое-то неизлечимое заболевание, мама его постоянно возила по больницам, поэтому и в школу он пришел поздно, и школа у него
была между больницами. Мама, уже не молодая женщина ( а может так выглядевшая), пыталась восполнить этот пробел в обучении, сама чему-то его учила, интересовалась у менятемами, но было понятно, что ей не до этого.Первый год он ходил чаще, а когда я узнала что у него за болезнь -поняла, насколько ему нужна эта школа. И просто поддерживала его мать.
Владик – очень активный мальчик. Очень грубый и местами злой. Абсолютно непослушный,и небоящийся наказания. Родители: папа местный бизнессмен, а мама – главврач поликлиники. Ребенок второй в семье. Старшая сестра старше на 15 лет. Именно он в
классе вел себя «как дома», мог всать и уйти, кого-нибудь ударить, толкнуть, плюнуть, обозвать и при этом гвоорил – « а ничего вы мне не сделаете», «а не имеете право»и т.д. Директор мне тихонечко скзала, чтобы я не нарывалась на скандал и не высказывала свое недовольство родителям. «Мол, в больницу еще не раз обритишься, да и бизнессмен магазины держит – скупиться то придется еще не раз…». Хотя в конце второго года я все таки по-хорошему поговорила с его мамой, она обещала принять меры,
но ребенок не изменился. В классе был лидером и заводилой. На уроках отвечал через раз, что-то знал, что-то нет, домашние выполнял почти всегда с огромным количеством ошибок.
Санёк – именно так. Я сначала его по имени называла, Александр, но он вообще не реагировал, поэтому только Санёк. Мальчику чуть больше 7 лет. Пытался в прошлом году ходить в школу – не получилось, пришел ко мнев первый класс. Как бы на второй год, но не официально
оставили. Ребенок из многодетной семьи. Пятый ребенок, но не последний. Отец работает сторожем – пьет, а мать постоянно в декретах и тоже любит выпить. В школу приходила пару раз, спрашивала, как Санёк учиться, говорила, что дома порет, за то что плохо учиться, обещала мне заниматься с ним, и что он будет себя хорошо вести. Ребенок активный, всегда сВладиком вместе. Где какую шкоду Владик сделает – Санек виноват. Они вместе всегда нападали на других детей, дрались, обзывались. Девочек не
били, а просто толкали сильно, плевались, могли тетрадь порвать, книгу. Нахамить, нагрубить учителям или старшим – это для них пустяк. Они даже не понимали, что хамят и грубят. Просто разговаривают. По учебе понимал плохо, отвечал на уроках невпопад, домашние работы были сделаны грязно, с ошибками, было видно, что материал не усвоен. Именно для него и для Настия начинала свои урокис повторения.
Вот такиеу меня были детки. Это все в кратце, сколько всего за это время произошло – можно книгу написать.
Целый класс не собирался никогда, разве что на праздники, а так каждый день 5-6 детей. Еще некоторыенеприятные моменты – т.к. в школе у нас небыло обязательной школьной формы и дети ходили просто в одежде, то хочу сказать вот что. Некоторые дети ходили в одной и той же одежде месяцами. Не стиранная, не глаженная. В стоптанных и грязных туфлях. От детей неприятно пахло.
Я рассказывала о гигиене, что надо умываться по утрам, чистить зубы, мыть руки – но по некоторым я видела, что они не умываются, не читстят зубы, грязные ногти, не расчесываются, сопли под носом и т.д. Я понимаю, что не все богатые, но чисто-то можно одеть.
За этим же должны следить родители, а не учителя!!
И напоследок хочу сказать - какие переводящие ставить оценки моим ученикам – мне диктовала директор….»
Вы, конечно, меня извините, Марина, но по-моему вы ничего не потеряли расставшись с этими детьми и с этой работой. Извините…